Найти тему
Татарский Мир

Татарские красавицы на обложке "Огонька"

Всесоюзный иллюстрированный журнал "Огонёк" был официальной витринной жизни в СССР. Обычно на его обложку попадали "знатные труженики", орденоносные рабочие и колхозницы, знаменитые спортсмены, ученые и другие официальные звезды советской эпохи. В мае 1957 г. на обложке оказались улыбчивые татарские девушки в национальных костюмах. Как же они оказались на обложке одного из главных журналов страны?

Огонек № 21 (1562) Май 1957 .  Фото Я.Рюмина
Огонек № 21 (1562) Май 1957 . Фото Я.Рюмина

Триумф татарской культуры в столице СССР

В эти дни 66 лет назад в Москве с большим успехом проходила Декада татарского искусства и литературы (24 мая – 4 июня 1957 г.). Она стала не только важным событием в истории культурной жизни Татарской АССР, но и значимым, "одним из самых ярких светлых событий" на всесоюзном уровне.

Решение о проведении Декады татарского искусства и литературы в Москве было принято Постановлением Совета Министров СССР от 26 ноября 1955 г. Это было долгожданное событие, к которому готовилась республика многие годы, она шла к этому с довоенного времени. Это было тем более важно, что предыдущие запланированные декады татарского искусства и литературы в 1941 и 1953 гг. не состоялись по объективным причинам: началась Великая Отечественная война, умер Сталин.

Урманче Б.И. Эскиз оформления сцены Большого театра для концерта татарского искусства. Москва, 1957 г. Собрание Фонда Марджани, г. Москва.
Урманче Б.И. Эскиз оформления сцены Большого театра для концерта татарского искусства. Москва, 1957 г. Собрание Фонда Марджани, г. Москва.

Декада – смотр на самом высшем уровне достижений всех видов искусства. Главной задачей предстоявшего мероприятия являлась демонстрация достижений и успехов в развитии национальной культуры ТАССР.

Ее проведение, с одной стороны, не выбивалось из ряда характерных для культурной жизни конца 1950-х – первой половины 1960-х гг. процессов активизации творческих контактов, межкультурного обмена. С другой стороны, московская Декада татарской культуры занимала особое место не столько с точки зрения межэтнического культурного взаимодействия, сколько в утверждении татарской идентичности в советском континууме.
Декада, в ходе которой национальное искусство Татарской АССР оказалось в фокусе столичной общественности, дала ощущение, что татарское искусство является полноценным референтным сегментом советской культуры. Это маркировало реальный поворот в настроении татарского общества.
В рамках декады свои лучшие спектакли показали Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, Казанский Большой драматический русский театр им. Качалова, Татарский академический театр им Г. Камала. В залах Академии художеств СССР было выставлено более 700 произведений изобразительного искусства Татарстана. Их теплое приятие московской публикой, неподдельный интерес с ее стороны свидетельствовали о настоящем триумфе национальной культуры. (А.Г.Галлямова)
-3
Сам факт грандиозного проведения Декады татарского искусства и литературы в Москве в тяжелые послевоенные десятилетия, свидетельствует о расцвете татарской культуры, пережившей непростую трансформацию первой половины ХХ столетия. Мало того, именно в пятидесятые годы ХХ века, при участии деятелей культуры, прошедших испытания Великой Отечественной войны, закладывается поистине неисчерпаемый потенциал национальной литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, который ярко проявил себя в годы так называемой «хрущевской оттепели». (Р.Р.Салихов).
Деятели татарской культуры во время Декады в Москве. 1957 г. Личный архив Н. Исанбета.
Деятели татарской культуры во время Декады в Москве. 1957 г. Личный архив Н. Исанбета.

К подготовке мероприятия были привлечены 1043 участника, включая все самые лучшие творческие силы республики.

Письмо министру культуры Татарской АССР Х.Б. Рахматуллину
3 мая 1957 г.

Я, коренной житель гор. Москвы, кадровый работник автомобиль-
ного завода им. И.А. Лихачева Вафин Карим, вместе с супругой и сы-
ном с большим удовольствием смотрели героические оперы «Джа-
лиль», «Алтынчеч», «Самат» и балет «Шурале», созданные талантли-
выми татарскими композиторами Н. Жигановым, Валиуллиным,
Ф. Яруллиным.
Мы были восхищены силой, красотой, содержательностью этих
произведений и исполнительским мастерством. Исключительно боль-
шой успех у зрителей имели спектакли татарского Гос[ударственного]
Академического театра Г. Камала «Хужа Насретдин», «Зифа», «Галия-
бану» и другие. Исполнение роли Хужи Насретдина Народным артистом РСФСР и ТАССР Абжалиловым оставило потрясающее впечатление. Эти сильные, глубоко содержательные произведения свидетельствуют о том, что национальная по форме, социалистическая по содержанию культура татарского народа достигла выдающихся успехов в своем творчестве.
Выросли замечательные национальные кадры, способные поднять на еще высшую ступень ее развития. Мы бесконечно рады этим достижениям и от души желаем татарскому народу, его искусству и литературе дальнейших успехов и процветания.
Тов. Рахматуллин!
Я и как другие татарские трудящиеся очень люблю свои нацио-
нальную музыку, песню и произведения. Поэтому, мы с нетерпением
ждали приезда в столицу Татарской декады искусства и литературы.
Это и понятно. Ведь для татарских трудящихся столицы, нет ни
одного клуба и ни одного дома культуры. Жажда столичных татар к
своей национальной культуре очень велика и с которой нельзя не счи
таться...

Декада прошла с большим успехом, на этой волне в "Огоньке" и появились публикации о ней и об искусстве Татарской республики (статья Х.Якупова, рассказы Ф.Хусни "На окраине", Ф.Амирхана "Татарка", стихотворения Ш.Маннура, А.Файзи, З.Нури, И.Юзеева и др.) а на обложке оказались Альфия Гайнутдинова и Бибинур Валиахметова - участницы театрального коллектива ДК Кировского р-на Казани, игравшие в музыкальной комедии Д.Файзи "Башмачки".

Подробнее см: Социальное и национальное в советской культуре: к 65-летию Декады татарского искусства и литературы в Москве: сборник статей по материалам Международной научной конференции