3K подписчиков

В чем смысл фильма Меню

32K прочитали

Свежий авторский фильм режиссера Марка Майлода «Меню» поняли далеко не все.
Кто-то снова начал сравнивать его в своих рецензиях с фильмом
«Треугольник печали», с которым у него нет ничего общего. Кто-то в отзывах писал что-то из разряда «Не люблю я вот это вот все про поваров», удивительно, когда авторский фильм такого высокого уровня называют «фильмом про поваров».
И хотя рейтинг фильма не такой высокий
6.8 Кинопоиска и 7.2 IMDb, на мой скромный взгляд, он потрясающий.

Постер к фильму Меню
Постер к фильму Меню

После его просмотра я долго не могла понять, о чем же он?! Разгадывала его с энтузиазмом. И выявила для себя очень занимательную трактовку.
Приглашаю присоединиться к обсуждению, а в конце статьи еще и предложу свои дополнительные идеи для отсылок, которыми и без того наполнен фильм. Уж мне только волю дайте пофантазировать.

Итак, фильм безусловно не про поваров, это не такая сатира как в Треугольнике печали, да и вообще я не назвала бы этот фильм сатирой, ибо смешно тут не было.
Скорее здесь выражена боль и разочарование, нежели насмешки и юмор.

Фильм во многом делает отсылки к религиозной тематике.
К Творцу или богу, если хотите.
Упоминается апокалипсис, дом Шефа, в который никто не может входить кроме него, как нечто тайное, никто не может увидеть бога, и где он живет, работники, которые любят его безусловной любовью и готовы ради него на все как ангелы на небесах. Падший ангел, который хотел заменить ингредиенты.
Тайлер говорит:
«Шеф повара работают с живым материалом жизни и смерти, искусство на грани пропасти - где и сам бог трудится».
Люди за ужином ропщут на него так, как это происходит в жизни:
"За что вы нас наказываете?" и все в таком духе.
И конечно, загадка в виде серебряной двери с изображением женщины.

И откровенно говоря, в моей картине мира этот фильм о божьем творении и о том, как люди извратили это творение и разочаровали самого Творца.

Но давайте все же по порядку.
Пройдемся по блюдам из меню.

Первое блюдо. Остров.

Эти описания блюд прекрасны. Они постепенно раскрывают замысел фильма: шаг за шагом.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Шеф говорит: вы примете в пищу бактерии, грибы, разнообразные растения и животных, а иногда целые экосистемы.

Собственно бог создал Землю, которую населяют все вышеперечисленные существа.
Он говорит:
не ешьте - вкушайте, наслаждайтесь каждым кусочком.
Собственно, большинство людей именно едят свою жизнь: из дома на работу, с работы домой, вечером поесть и спать -
но что за вкус у этой жизни? Есть ли наслаждение в каждом моменте отведенного нам времени?

И божий замысел в данном контексте: люди имеют все для жизни, сама Земля безупречна, единственное, что важно - принять и быть милостивыми к изобилию этой Земли, которая наделяет нас богатством, и получать удовольствие от каждого мгновения, проведенного на Земле.

Второе блюдо. Хлебная тарелка без хлеба

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Уже на втором блюде мы встречаемся с разочарованием Творца.
Библейски хлеб - это тело Христа, именно о хлебе насущном просил молиться Иисус.
Шеф упоминает, что древнегреческие крестьяне завтракали черствым хлебом, смоченным в вине, и хоть Христианство появилось позже эпохи Древней Греции - однако отсылка имеет место быть, ведь у греков был целый пантеон богов.

Собственно подача блюда без хлеба говорит о том, что современные люди занимаются украшательством, увлечены понтами, в то время, когда сама основа человека отсутствует.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Попросту говоря, тарелка такая же пустая как и современные люди, но зато все с айфонами, брендами, фотками из Дубая. А по факту, внутри ничего нет. Только соусы.
Вы же не бедняки, чтобы думать о душе, вами восхищаются просто потому, что вы выглядите успешными, но по факту
«Кто ты без своего костюма?».

Третье блюдо. Тако.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Это блюдо должно было вызвать воспоминания, а вино к этим воспоминаниям с мимолетным чувством тоски и сожаления.

О да, зачастую люди придаются воспоминаниям, ностальгии о былых временах именно с привкусом тоски и сожаления, либо что эти времена прошли, либо что совершили ошибки или не совершили то, что хотели, мысли «как надо было поступить».

Все эти воспоминания держат людей в прошлом, в консервативном мышлении - из-за прошлого люди не находятся здесь и сейчас.

Собственно на тортильях гости увидели свои воспоминания - грехи, которые проложили путь к тому моменту и месту, где они оказались, в этом ресторане. Эти воспоминания как то, о чем люди жалеют перед самым своим концом или то, что не дает спокойно спать по ночам.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Интересно, что финансисты спрашивают: откуда у вас эти отчетности?
На что получают ответ:
Шеф не раскрывает свои секреты.
Но по сути перед лицом бога ничего не утаишь, он знает всё, все самые страшные грехи человека, как бы тот их не прятал.

Четвертое блюдо. Хаос.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Древнегреческие философы выдвигали теории о том, что сначала был хаос, и из хаоса бог сотворил Землю. Кто-то писал, что вместе с хаосом родилась Гера - богиня Земли и Эрос - бог Любви.
Хаос - это беспорядок, это энтропия - рассеивание энергии.

Без беспорядка невозможно создать порядок.
Сотворение из хаоса - системы в виде Земли с любовью, где любовь - максимально полезная энергия.

Люди зачастую мечтают о порядке и всеми силами пытаются найти стабильность, пытаются добиться совершенства, идеала - как высшей формы порядка.

Но Вселенная всегда стремится к энтропии, без хаоса невозможно создать ничего. Без хаоса можно законсервировать себя. В какой-то степени можно даже предположить, что попытки прийти к идеалу - это использование как полезной, так и бесполезной энергии, собрать воедино всю рассеянную энергию.

Так получаются, с первого взгляда, идеальные картины, идеальные песни, даже идеальные внешне люди, НО истинная красота та, в которой собрано максимально полезной энергии, то есть любви.

Часто мы смотрим на красоту, но она не греет нам душу, это холодная идеальная красота, которую очень сложно создать.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Но нужно ли это человеку?

Земля создавалась с любовью, а значит из всей рассеянной энергии были выбраны только полезные энергии, и поскольку часть энергии не было использовано - Земля неидеальна, природа неидеальна - но прекрасна, ей можно любоваться очень долго, наслаждаться!
Нет двух одинаковых снежинок, листьев на деревьях.

Вселенная стремится к хаосу, чтобы образовалась новая энергия для творения.

Собственно в фильме мы видим, что Шеф говорит, что даже если все идеально и критики, и клиенты довольны - хаоса все равно не избежать. Шеф показывает, что достиг идеала, но никто не хочет его жизнь, потому что в этой жизни, холодной как лед, нет любви.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Хаос будет стремиться вырваться наружу, особенно, когда порядок идеальный.

Божественное творение было извращено тем, что люди, забыв о любви просто стремятся к идеалу. Все идеальное будет так или иначе разрушено, потому что фундамент, на котором должно все строиться - это любовь.

Людям не следует избегать хаоса, а принять его как материал для творения нового, но обязательно с любовью.

Чай

Чай помогает смягчить вкус горькой правды - говорит Шеф.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Зачастую люди и правда предлагают заварить чай, если узнают, что что-то случилось, и хотят поддержать друга.
Кто-то наливает алкоголь.

Но по сути и алкоголь и чай согревают изнутри.
Существует исследование, что в сложных ситуациях человек испытывает стресс - руки холодные, энергия расходуется на то, чтобы справиться со стрессом, тепло уходит из тела, человека может трясти, даже если ему не холодно.

Но энергетически тепло уходит из тела, и чтобы компенсировать эту утечку энергии, человеку нужно сделать то, что согреет его - выпить чай, кто-то пьет алкоголь, кто-то занимается спортом, кто-то просто хочет закутаться в одеяло, кто-то принимает горячую ванну - все это способы согреть свой организм, чтобы справиться со стрессом.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Очевидно, в ресторане люди сталкиваются со стрессом, стресс от горькой правды, о том, как они испоганили божественное творение, о своей жизни, о том, какой вкус у их жизней.
И им уже никак не удастся сбежать от реальности.

После такого болезненного осознания приходит ясность, чай здесь как ясность, бальзам на сердце. Ясность успокаивает разум, который зачастую находится в страхе, в стрессе.

В конце концов ужин еще не закончен.

Шестое блюдо. Мужская глупость

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Христианство в том извращенном виде, которое дошло до нашего времени, развивалось веками. И все эти столетия женщина намеренно угнеталась. Задачей женщины было сидеть дома, заниматься исключительно «женскими обязанностями», рожать детей, не спорить с мужем, терпеть - это значило быть примерной христианкой.

Женщин не подпускали к развитию. Если женщина мало-мальски умна, узнавала о лечении травами, читала книги, хотела заниматься чем-то помимо дома - ее быстренько объявляли ведьмой и благополучно сжигали на кострах.

Женская энергия и истинная духовность были закрыты под замок власти мужчин.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Дисбаланс ролей привел мир в такой же жесткий дисбаланс, во мрак: бесконечные войны, слепость к развитию, к миру золотого тельца.
Скрывались тайны о женщине, потому что иначе мужчины могли лишиться той беспредельной власти.
Что тоже не имело с божьим замыслом ничего общего.

И здесь вступает на арену Марго - это самый кайфовый момент фильма, но к нему мы еще успеем подойти.

Собственно блюдо Мужская глупость позволило мужчинам сбежать, но от своей глупости не убежишь, ее последствия настигнут все равно.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Ну а женщины все сели за один стол, объединились и обсуждали блюдо - как же вкусна Мужская глупость.

В женских компаниях так зачастую и происходит, они обсуждают своих мужчин, но чтобы не казалось, что они живут несчастливой жизнью без любви, хвалят даже самые неприглядные качества своих мужчин: «Пенку я обычно не люблю, но здесь - да» - это то же самое, что сказать - «в других я это не люблю, но он совсем другой». Женщины осознанно поощряют мужскую глупость и единственное, что делают - это обсуждают ее среди своих.

Женщины сами разрешили своим бездействием запереть себя под замок.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Мы видим как женщина-повар заплакала от этих похвал, потому что это больно, когда ты видишь, как другие женщины говорят о своем счастье под замком.

Все эти блюда Меню склеиваются персонажами. Именно они ингредиенты в процессе жизни. Неидеальной жизни, созданной богом.

И каждый персонаж олицетворяет те пороки, которые осквернили божий замысел. Причем это не те библейские смертные грехи. Режиссер выразил их более актуально в соответствии с современной реальностью. Но они являются не менее греховными.

И каждое блюдо раскрывало персонажей по своему.

Знать, но не делать

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Тайлер олицетворяет собой личностей, которые все знают, но ничего не умеют.
Про таких людей говорят:
Если ты такой умный, то почему не богатый?

Тайлер восхищается Творцом, но не является Творцом своей жизни. Истинный ведомый, толпа, которая готова верить в любые красивые слова, восхищаться теми, кто чего-то достиг, слушать красивые проповеди, но ничего не делать после них.

Заповедь гласит «Не сотвори себе кумира», чтобы не поклоняться ложным богам, но единственный бог - это сам человек, он творец своей Вселенной, своей жизни.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

А люди так сильно увлечены чужой жизнью, наблюдают в соцсетях и по ТВ, как живут другие, интересуются чужим мнением, ища опору в ком-то другом, вовне, при этом забывают формировать свое собственное мнение. В детстве нам говорили: а если другие из окна будут прыгать, ты тоже с ними прыгнешь? - когда мы за компанию делали какие-то шалости.
Во взрослой жизни у многих так ничего и не изменилось.

Они знают, как нужно жить, но сами так не живут, и когда кто-то им говорит: иди сделай то или это - они делают без вопросов.
Собственно, Тайлер остался верным в неверности самому себе до самого конца.

Опьяненность материальностью

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Это самый простой и примитивный тип людей, которые на пьедестал поставили другого ложного идола - деньги и власть.

«Опьяненные властью наклюкаются до основного» - им кажется, что за деньги можно купить все, они покупают впечатления и готовы только потреблять.

По жизни они и правда пьяны до «основного». Это значит, что они познали достаток, но не дошли до самого главного. Многие люди думают: «сначала я заработаю денег, а потом буду счастливым», или что для счастья нужно только много денег, на них можно все купить.

Но факту оказывается, что деньги приносят удовольствие только до тех пор, пока не закрыты базовые потребности, а дальше это зачастую становится ловля впечатлений, попытки закрыть внутреннюю пустоту деньгами. Поэтому многие современные молодые предприниматели начинают заниматься духовностью, интересоваться внутренним миром и обретением счастья, потому что поняли, что деньги это дать не могут.

Собственно персонажи фильма в лице финансистов - люди, которые так и не дошли до «основного», остались в своем богатстве, но с бедным мышлением.

Поиск ложки дегтя в каждой бочке меда

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

А судьи кто?
Это люди, которые требуют всё от всех на максималках, чтобы все доводилось до идеала. Они любят показать с помощью критики, что они умнее и лучше всех вокруг. Но конструктивная критика - это указать на ошибку и предложить варианты решения, показать, как это можно сделать лучше в следующий раз без угнетения и высокомерия.
Обучать с любовью, а не просто тыкать пальцем.

Критика ранит людей, заставляет сомневаться в себе, не говоря уже о том, как много людей сдалось из-за критики. А самые болезненные критики - это наши близкие, которые всегда знают, как тебе нужно жить.

Эти эксперты во всем смотрят только на то, насколько идеально выполнена работа, но должна ли работа быть идеальна? Как учиться на ошибках, когда за любую ошибку тебя могут заклевать и уничтожить. Как много учителей погубило интерес детей к их предмету? Как много родителей выработали в своих детях синдром отличника?

Из-за таких людей мы не можем спокойно ошибаться, расти и совершенствоваться.

Делай либо идеально, либо никак. Чушь.

От творцов и певцов требуют идеального исполнения, но что такое идеал? И кто это определяет?

Обычные люди все равно это не поймут, большинство вовсе дают комментарии «фильм говно» или «песня норм» и все в таком духе. Но в основном люди судят - зацепило их это или нет.
Я думаю, единственный адекватный критерий
«сколько в этой работе/песне/картине любви» - это может оценить каждый, все остальные критерии идеала ведут только к стабильности, а не к творчеству.

Также хочется обратить внимание на расщепленный соус.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Очень крутая аллегория на то, что люди из огромного количества вариантов в большинстве своем обращают внимание только на то, что плохо.

И да, куда направлено внимание, то и получаем от жизни или от бога, если хотите. Собственно поэтому ей и приносили сначала миску побольше с расщепленным соусом, потом целую салатницу с этим соусом. Чем больше обращаем внимание на плохое, тем больше этого и получаем, а потом удивляемся, почему в жизни так много дерьма.
А что если начать замечать хорошее?

Предательство своего потенциала

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Каждому в жизни выпадают возможности. Но часто бывает, что схватив успех на старте - люди вспоминают о нем всю жизнь. Как будто этого достаточно. Как будто после этого можно остановиться в развитии и считать, что ты уже и так профессионал. И хвастаются промежуточными успехами.

Людям кажется, что развитие - это какая-то конечная величина, что в каком-то возрасте уже не нужно учиться, изучать что-то новое, и именно в этот момент начинается старение.

Собственно актер, бывший популярным 20 лет назад все еще кичится старыми достижениями, взяв свой удачный шанс в начале пути, очевидно он уже возомнил себя звездой. Конечно, когда ты звезда, тебе уже не хочется расти, но жизнь выбирает тех, кто не останавливается.

А поймавшие звезду, больше не получают шансов, потому что стоят на месте. Поэтому приходится скатываться и соглашаться даже на самые посредственные предложения, в которых нет ни души, ни уважения к себе. Постепенно то, с чего человек начинал, превращается в предательство своей цели, своего потенциала и пути.

И весь блеск - это только слова, преувеличения и лживый успех.

Крах семейных отношений

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Самое святое, что есть в жизни - это семья.
Но и семейные ценности люди смогли испоганить до ужаса.
Семья должна быть самым спокойным и безопасным местом, местом любви, поддержки, доброты.

Родители удовлетворяют себя своими детьми и хотят, чтобы дети говорили, какие родители хорошие, и как они их любят (не очень приятная аллегория, выраженная в словах Марго, но по факту имеется ввиду именно это, на мой взгляд).
Некоторые родители подают свое насилие под соусом "я хочу для тебя лучшего". Но на самом деле, просто хотят удовлетворить себя, свои нереализованные амбиции через детей.
Кто-то говорит "
Я хочу, чтобы мой ребенок больше занимался математикой", но совсем не спрашивают, а чего хочет сам ребенок?
Хотят, чтобы их ребенок был идеальным, и якобы кладут свою жизнь на алтарь воспитания детей.
Только детям это нафиг не надо.
Дети живут свою жизнь.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Отношения мужчины и женщины тоже сталкиваются с разными непотребствами, в данном случае измены.
Собственно, именно поэтому мужчина лишился пальца с обручальным кольцом, он не был его достоин.

И десерт я оставила на десерт

В завершении ужина Шеф говорит: Вы воплощаете крах моего искусства, моей жизни.

Глядя на всех персонажей, и все предательства человека самого себя, потерю любви - Творец готовит очищающий огонь.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Современные люди искусственны как этот жуткий десерт: шоколад из неэтичных источников, сахарная вода и магазинный крекер.

Апокалипсис переводится как "
откровение", связанное со вторым пришествием Христа, но оно сопровождается катаклизмами.
Чтобы пришло что-то новое, Творец разрушает что-то старое. И из хаоса выйдет новое творение:
"Мы должны очистить себя как мученики или еретики. Мы будем поглощены и родимся заново".
Финальное признание в любви Шефа и ответ ему - и есть всепоглощающая, как огонь, любовь бога.

Но кто остался?)

Марго

И хоть маршмелоу - завершающая стадия, для меня настоящий десерт - это Марго.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

В ней скрыты все смыслы этого фильма, и именно она главная отсылка к религиозным тайнам, которые уже неоднократно всплывают в современных культурных источниках.

Эскортница с рыжими волосами невольно напоминает Марию Магдалину, и она символ ее тайны.
Что скрывается за серебряной дверью с изображением женщины?
Существуют версии, что Мария Магдалина вовсе не была легкого поведения, она была женой Иисуса Христа. Думаю, тут вы конечно, же вспомните картину да Винчи "Тайная вечеря", где по некоторым теориям изображена именно Мария Магдалина по правую руку от Христа.

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи

По этим же теориям именно рыжие женщины в Средние века обвинялись в колдовстве. На самом деле, уничтожались всевозможные женские символы, связанные с силой женщины. Чтобы власть ложно оставалась в перекосе в руках мужчин. Поэтому религиозная жена Иисуса превратилась в проститутку, а он остался непорочным в историях.
В общем-то тайна за семью печатями, а точнее за серебряной дверью.

Еще очень интересный момент, который натолкнул меня на эту мысль. Вероятно, вы слышали, что апостол Петр был в конфликтных отношениях с Марией, ревновал ее к Христу.
Интересно, что Эльза, главная помощница Шефа, сказала Марго
"Ты не займешь мое место". Это просто наблюдение, но мне оно сразу напомнило эту апостольскую ревность, ведь Мария была самой близкой ученицей Христа.
"Почему он тебя позвал на кухню? Он давал тебе мастер-класс?".

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Марго напомнила Шефу о том, что изначально была любовь.
И самый главный секрет и смысл жизни - это наслаждение самыми простыми повседневными моментами и вещами. Без пафоса, без всех этих ложных украшательств.

Нахождение любви и удовольствия каждый божий день.
Не перенасыщаться бесконечной каруселью впечатлений, а быть в спокойствии и в достатке.
Любовь - главный урок этой женщины.
И это потрясающе.

Кадр из фильма Меню
Кадр из фильма Меню

Парочка идей от меня

Ну и конечно в самом начале я обещала дать свои идеи, которые, на мой взгляд, можно было бы добавить в фильм как лавровый лист - ну знаете, «привет от повара», как говорит моя бабушка.

Например, в ресторане я бы повесила часы, которые остановились бы и показывали 90 секунд до полуночи.

Часы судного дня
Часы судного дня

Вы знаете, что существуют, так называемые, Часы судного дня, созданные проектом журнала «Бюллетень ученых атомщиков» Чикагского университета, и они двигают эту стрелку, сколько времени в мировом масштабе осталось до апокалипсиса как вероятность применения ядерного оружия. В этом году стрелку передвинули как раз на 90 секунд до полуночи - была бы крутая отсылка в разрезе общей идеи апокалипсиса.

Откровенно говоря, я думала, что су-шефы - это как апостолы, даже возвращалась к сцене, где показывают комнату с кроватями, чтобы пересчитать их, думала, что их 12, но нет. Было бы здорово добавить такой библейский подтекст, но я остановилась, что это все же ангелы.

Но было бы интересно развернуть эту тему. Возможно, режиссер побоялся намешать слишком много и из авторского кино сделать кашу. Тем не менее отсылка к апостолам все же есть.

Будет интересно послушать, какие отсылки добавили бы вы?

Итак, благодарю, что дочитали до конца!
Также я искренне буду благодарна за ваши лайки и подписки, именно это помогает мне в продвижении моего канала!