Найти тему
Российская газета

В "Автодоре" назвали стоимость отечественных транспондеров, которые выйдут на рынок весной

Транспондеры в России могут подорожать из-за необходимости перехода на отечественные разработки в условиях санкций, отмечают в Счетной палате.

В госкомпании "Автодор" указывают, что пока есть прежние запасы для удовлетворения спроса, а весной на рынок выйдут новые устройства отечественного производства.

"С учетом перспективного плана распространения в 530 тыс. штук в 2023 году на конец года расчетный остаток ЭСРП на складах составит 362 тыс. штук. В этот остаток заложены риски возможных недопоставок в связи с изменяющимися условиями, например, ужесточение западных санкций", - сообщили "Российской газете" в госкомпании.

При этом, помимо уже заключенных контрактов с российскими производителями транспондеров ведется работа с другими российскими потенциальными производителями устройств.

Транспондеры используются для дистанционной оплаты проезда по платным трассам.

Счетная палата в отчете о проверке строительства трассы "Европа-Западный Китай" отметила проблемы с транспондерами.

По мнению аудиторов, применяемые в России решения основаны на европейских стандартах (технология DSRC, выделенная связь ближнего действия) и оборудование производится только европейскими компаниями. Из-за санкций поставки транспондеров и антенн DSRC в Россию были приостановлены, а складские запасы устройств были полностью исчерпаны к августу 2022 года.

Как указывают в СП, в сентябре одной из компаний удалось получить часть объемов транспондеров по действующим договорам с европейскими производителями, что позволяет обеспечить в режиме минимального удовлетворения спроса потребность до II квартала 2023 года.

Работы по созданию специализированной микросхемы для создания отечественных устройств уже начались, но результаты можно ожидать не ранее 2024 года, указали в Счетной палате. При этом четыре российских разработчика за свой счет приступили к разработкам транспондеров по гибридной технологии (на существующих микросхемах). Но эта технология является более дорогостоящей относительно применения технологии ASIC.

Таким образом, по заключению СП, массовое производство отечественных транспондеров на гибридной технологии ожидается в апреле - мае 2023 года, а с 2024 года возможен переход на более надежную и дешевую технологию ASIC.

Как пояснили в госкомпании "Автодор", в среднем в месяц (с учетом "режима минимального удовлетворения спроса") реализуется порядка 15 тыс. штук транспондеров. В весенне-летний период спрос вырастает в 3-5 раз.

"Потенциальный платежеспособный спрос со стороны пользователей всей трассы М-12 Москва - Казань был учтен в сбалансированном графике складских остатков, плановых поставок и плана распространения", - подчеркивают в госкомпании.

Помимо уже проверенных прототипов отечественных транспондеров, созданных АО "Обуховский завод" и АО "ПАУЭР СИНТЕЗ", также начинается тестирование прототипов устройств ООО "СОРБ ИНЖИНИРИНГ" и ООО "Форт-Телеком".

"В настоящий момент у нас четыре контракта с российскими производителями. Одна из компаний выходит на промышленное производство в апреле-мае, другая - в мае-июне. Остальные два - подтверждают готовность к организации промышленного производства к третьему кварталу в случае наличия спроса на их продукцию со стороны эмитентов транспондеров", - отметили в госкомпании.

Стоимость транспондеров для конечного пользователя будет варьироваться от трех до шести тысяч рублей. Линейка будет включать в себя несколько серий от стандартных устройств до лимитированных и премиальных, отметили в "Автодоре".

Западные производители, создавали, оттачивали и оптимизировали свои технологии и производства десятилетиями. Российские производства только начинают этот процесс и со временем также смогут существенно снизить себестоимость производства, что, в свою очередь, положительно скажется на отпускных ценах на транспондеры, подчеркнули в госкомпании.