Знаковым событием начала XX века стала Всемирная выставка, состоявшаяся в Париже в 1900 году. На пороге грядущего столетия она открывала человечеству новые горизонты процветания и прогресса.
Достойное место на мировом форуме занимала Российская Империя. Её павильон, похожий на Московский Кремль, был полон диковин, вызывающих неподдельное изумление. Наряду со сказочным каслинским теремом из ажурного чугуна и картой Франции из чистейшей платины и редких самоцветов, демонстрировались превосходные изделия русских керамистов.
Так, подлинный ажиотаж среди парижской публики вызвал майоликовый камин работы Михаила Врубеля «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем». Он был награжден Золотой медалью.
А специального приза и титула «Лучшая печь мира» удостоилась изразцовая печь рыбинского завода Василия Аксёнова. По окончании выставки она была куплена русским посланником во Франции и установлена в его вилле под Парижем.
Но ни фотографий, ни даже внятных описаний примечательного изделия не сохранилось. Известно только, что изготовил её специально для Парижской выставки заводской гончар-виртуоз А. Разумов в древнерусском стиле по эскизу, выполненному петербургским Обществом поощрения художников.
Возможно, некоторое представление о «Лучшей в мире печи» можно составить по снимку, сделанному в 1970-х гг. в доме Аксёновых в г. Рыбинске. Но выставочный экземпляр, скорее, был роскошнее и больше по размерам.
К мировому успеху рыбинский купец Василий Алексеевич Аксёнов (1840-1918) шел долгие годы.
В 1880 г. в селе Никольское Рыбинского уезда им был основан изразцово-гончарный завод, где поначалу трудилось 8 рабочих. К делу предприниматель подходил серьёзно и обстоятельно: привлекал к разработке эскизов столичных художников, непрерывно совершенствовал технологии, скрупулёзно изучал рынок. Что дало свои результаты: в 1892 году на заводе работали уже 30 человек, а в 1914 г. – 200 чел.
Выпускались изразцы для печей и наружной отделки домов, скульптура, вазы, тумбы и др. керамические изделия
Его изделия во многом продолжали традиции знаменитых ярославских мастеров «ценинного дела».
Особенно славились изделия Аксенова ослепительно-белой, чистейшего оттенка глазурью. Именно за её разработку он был удостоен медали Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде 1896 г.
На оборотной стороне изразцов ставилось личное клеймо Аксенова с медалями. На 2-м фото добавилась третья медаль - золотая.
Значительную часть своих доходов В.А. Аксенов направлял на благотворительные цели. На его средства обустраивались школы в Рыбинске и Рыбинском уезде, была построена церковь в селе Никольском и украшена часовня при Рыбинской городской больнице. Суммы его пожертвований иногда достигали десятков тысяч рублей. За заслуги перед Царем и Отечеством промышленник был удостоен ордена Святого Станислава.
Известно, что во время Первой Мировой войны взамен мастеров, ушедших на фронт, Аксёнов привлекал к работе немецких пленных, владеющих специальностью керамиста. И при должной отдаче высоко оплачивал их труд.
В 1918 г. завод был национализирован и переименован в артель им. Степана Халтурина. В 1945 г. на её базе основан Рыбинский керамический завод. Но в лихие 1990-е предприятие прекратило свою деятельность.
Небольшая экспозиция, посвященная заводу В.А. Аксёнова, развернута в «купеческом» зале Рыбинского музея-заповедника
P.S. Материал является продолжением статьи «Рыбинские чудеса. Изразцы Новой Хлебной биржи»