Найти тему
Военный Толмач-Немчин

28-я егерская дивизия. Опыт, полученный в лесных боях, ч.23

Ну вот мы дошли до той части немецкого отчёта, в которой излагается полученный ими в ходе лесных боёв опыт. Выводы, сделанные немцами в далёком 1942 году, наверняка применимы и в современных условиях.

Первая часть отчёта с оглавлением здесь.

C. Выводы

1.) Общее

Большой сложностью, которую дивизия испытывала перед выполнением своей задачи, помимо неполного сбора всех её подразделений, был недостаток в младших командирах и испытанных на деле опытных солдатах. К началу выполнения задачи и уже в ходе первых тяжёлых боёв их большое количество находилось в отплывших из Крыма транспортах, которые перевозили убывших в отпуск. Отправляться при таком большом количестве отпускников в неизвестность, как это было приказано Главным командованием сухопутных войск в связи с обстановкой, сложившейся под Ленинградом, являлось неприемлемым. Отсутствие младших командиров, особенно в условиях такой труднопроходимой местности, вызвало ослабление боеспособности войск и повлекло за собой неоправданно большое количество потерь.

2.) Егерские подразделения

В бои с прорвавшимся противником внесла свои коррективы описанная в параграфе А2 закрытая и по большей части заболоченная лесистая местность, с которой, после выполнения задач в Крыму, дивизия была совершенно незнакома.

К командованию предъявлялись высочайшие требования. Однако, решающее значение здесь имели младшие командиры и каждый из солдат с их мастерством, их доблестью, их находчивостью, а также их готовностью делать выбор. Не один раз им приходилось сражаться без поддержки тяжёлого вооружения и прямо на месте принимать правильные и своевременные решения, которые должны были обеспечить последующий успех. Короче говоря: условия местности требовали индивидуальной подготовки каждого из солдат. Уровень подготовки молодого пополнения, составлявшего к тому времени основную массу боевых частей, не совсем соответствовал данному требованию. В связи с этим значение младших командиров всё более возрастало.

Атаковать по густой лесистой местности следует системно и поэтапно. Крупным подразделениям необходимо наступать на некоторой ширине, так как при слишком узком продвижении возникает опасность того, что в тылу останутся крупные очаги сопротивления противника, которые создадут значительные сложности, могущие иметь продолжительное влияние на атакующие действия. По этой причине особо важно вести резервы вплотную за атакующими.

Если сил для продвижения широким фронтом недостаточно, то отдельные штурмовые группы должны быть крупными и действовать в клиновидном эшелонированном построении, чтобы защититься как от фланговой, так и тыловой угрозы. Их манёвры должны быть скоординированы по времени и по месту, прежде всего путём постановки им чётких и близлежащих целей.

Возникающие при атаке паузы следует использовать для приведения подразделений в порядок.

Если при осуществлении атакующих действий в таком построении не удаётся охватить целиком всю полосу наступления, то по достижении определённого участка необходимо прочесать её. Только таким образом можно обеспечить безопасность и свободу действий войск для их дальнейшего продвижения, и беспрепятственного получения ими снабжения.

Кроме того, остановки и возобновление продвижения соседей тоже следует скоординировать с собственными подразделениями.

Основной принцип: тесная связь солдата с солдатом, подразделения с подразделением. Если в боевых условиях этот принцип периодически нарушается, либо там, где соблюсти его не позволяет местность, то связь между собой следует восстановить при первой же возможности, либо, как минимум, через разведгруппы.

При переходе к обороне в условиях закрытой местности, и особенно в лесу, необходимо оборудовать сплошную линию обороны.

Отсутствующие секторы обстрела следует быстро и полностью закрыть препятствиями и заграждениями. Их нужно оборудовать как можно скорее, задействовав для этого все имеющиеся силы и средства, кроме того, следует постоянно осматривать и укреплять их.

Само собой, что тяжёлое пехотное вооружение (кроме миномётов) не имеет здесь такого значения, как на обычной открытой местности. Для их дальнобойного огня нет секторов обстрела. Его лишь моральное воздействие – недостаточный заменитель. Кроме того, его сложно перемещать и управлять им в условиях переменчивого лесного боя.

В атаке его следует выдвигать, если это хоть как-то позволяют условия, далеко вперёд, в обороне, по общему правилу, задействовать на передовой линии (кроме пехотных орудий). Умело используя любые возможности (заходя с фланга перед передовой линией и .т.д.), иногда можно и в лесу найти применение этому оружию в соответствии с его типом.

Превосходно, как и всегда, в условиях этой труднопроходимой местности зарекомендовали себя тяжёлые миномёты. Благодаря траектории полёта их мин, они, будучи расположены ближе к передовой, постоянно являлись надёжными и непосредственными помощниками подразделений, ведущих боевые действия. Хотелось бы более обильного оснащения подразделений этим превосходным оружием. Достаточный подвоз боеприпасов, даже в условиях труднопроходимой местности, при необходимости можно обеспечить подручными средствами (погрузить на вьючных животных). При увеличении дистанции стрельбы тяжёлые миномёты полноценно заменяют лёгкие пехотные орудия.

Решающее значение для каждого отдельного солдата имеют средства ближнего боя. Лесной бой предъявляет выходящие за обычные рамки требования к снаряжению. Его правильное применение требует тщательной подготовки. В связи с тем, что таковая во многом отсутствовала, войскам пришлось самостоятельно приспосабливаться к особенностям таких боёв.

Обязательно требовались самозарядные и снайперские винтовки, чтобы превзойти противника по скорострельности и точности ведения одиночного огня.

Отлично зарекомендовали себя винтовочные гранаты, имевшиеся, к сожалению, лишь в ограниченном количестве.

Винтовочный гранатомёт
Винтовочный гранатомёт
Винтовочная граната Gewehrgranate 30
Винтовочная граната Gewehrgranate 30

Одиночные опорные пункты по причине их недостаточного огневого воздействия не смогут остановить прорыв противника или предотвратить его просачивание между ними - их легко обойти или окружить. По этой же причине недостаточности огневого воздействия нет смысла в их эшелонировании по глубине. Всё имеющееся в распоряжении нужно выдвигать вперёд. Для оборудования тыловых опорных пунктов можно использовать лишь особо выгодные условия, просеки, параллельные фронту, крупные просветы и т.п.

Первое требование обороны в лесу – это формирование большого количества малых ударных резервов. Личный состав для их формирования должен быть выделен, даже если его недостаточно на передовой линии. Им вменяется задача усиливать линию фронта, либо немедленно контратаковать прорвавшегося противника, не давая ему возможности закрепиться или окопаться. Для обеспечения быстрого вмешательства этих резервов в бой, их личному составу следует определить любые возможности своих действий на закреплённом за ними участке, определить и подготовить пути подхода, чтобы они смогли без промедления действовать повсюду, в т. ч. ночью. По указанным причинам их следует располагать недалеко от передовой линии.

В ходе оборонительных боёв, которые вела дивизия, такой способ применения ударных резервов хорошо зарекомендовал себя. Они постоянно оказывались в том месте, где на передовой линии складывалась угрожающая обстановка и требовалось подкрепление, либо там, где следовало вернуть утраченные позиции.

При переходе к обороне срочной необходимостью для избежания ненужных потерь является быстрое оборудование позиций. И в этом аспекте всё ещё отличным примером для нас является русский солдат. В первые дни, когда противник прорвал оборону 83-го егерского полка, он быстро и умело окопался, и оборудовал такую круговую оборону, заняв которую, отбил несколько наших запоздалых контратак и мы долгое время не могли уничтожить этот очаг сопротивления.

Там, где характер грунта – болото или грунтовые воды – не позволяет закопаться в землю, нужно установить сначала амбразурные заслонки, а позднее оборудовать бревенчатый сруб, поставив его на грунт.

-------------------------

Продолжение здесь.

Переводчику за перевод:

номер карты Сбер: 5484 5500 1572 4931