Найти тему
Пикабу

Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 1

Многие фильмы, знакомые и любимые ещё с детства, мы помним и знаем, как единственные и уникальные. Но это не всегда так. В этой серии постов речь пойдёт о книге и двух фильмах с общим названием «Обыкновенное чудо». Рассказ о судьбах людей, благодаря которым мы можем насладиться этим произведением, пройдёмся по местам съёмок и посмотрим, как они выглядят в настоящее время. Текст и фотографии с мест съемок мои.

Обе киноленты были сняты по одноименному произведению Евгения Шварца. Первый фильм вышел в 1964 году, режиссеры: Эраст Гарин, Хеся Локшина. А второй был снят в 1978 году, режиссер Марк Захаров.

Свое повествование начну со второго фильма, который для многих является единственным и любимым. * * *.

.
.

Фото со съемок «Обыкновенное чудо» Именно с фильма «Обыкновенное Чудо» началась серия киноработ-сказок, ставшая истинно золотым фондом Кино советского периода. Все началось в 1976 году, тогда Марку Захарову от руководителя объединения телевизионных фильмов киностудии «Мосфильм» поступило предложение на экранизацию сказки Евгения Шварца. Стоит отметить, что для Захарова это была уже не первая встреча с произведениями Шварца. Еще в 1963 году он поставил спектакль «Дракон», в студенческом театре при МГУ. Но этой постановке не было суждено просуществовать долго, ибо после всего нескольких показов спектакль попал под нещадный каток цензуры. Хотя и этот опыт для режиссера оказался полезен, но об этом позже. * * *.

-3

Фото со съемок «12 стульев» Многих режиссеров, как и актеров, пугает перепостановка, ибо сравнения с предшественником не избежать, и оно может оказаться не лучшем (а для современного кино это, увы, уже стало аксиомой). Но, во-первых: на тот момент Марк Анатолиевич уже имел подобный опыт, а именно: свой фильм «12 стульев» он выпустил всего через пять лет после Гайдаевского, а во-вторых, по его собственному признанию, это его не беспокоило. Как и в случае «12 стульев», упор был сделан на Музыкальный фильм. Итак: все начиналось с музыки. С музыки и сценария. Марк Анатолиевич писал режиссерский сценарий под музыку Джо Дассена. Сам режиссёр во многих интервью говорит, что Гладков как бы подхватил эту интонацию, даже несмотря на то, что Геннадий той музыки не слышал. * * *.

-4

На фото Геннадий Гладков и Юлий Ким Для фильма Геннадием Гладковым и Юлием Кимом было создано семь песен, из которых только шесть вошли в фильм. Приведу воспоминания Гладкова о процессе написания музыки: «С Марком Анатолиевичем приходилось так работать, он говорил: я сегодня к тебе приду, То есть я еще ничего и не написал, он говорит, это неважно, я приду. И он заставлял при нем сочинять, это ужасно было. Причем настолько это было мучительно, все равно, что раздеваться при людях. Он иногда пробует какие-то дурацкие ноты, но не сразу все хорошо. Это криво, косо, но поскольку он сидит, у меня максимальная мобилизация. И он уходил очень довольный, а мало того, он потом звонит – Я вот тут своим заводил- жене и дочке нравится. Милка даже растрогалась. /…/ Процесс творческий – это процесс мучительный. Я иногда прятался, притворялся больным, чтоб с ним не встречаться, потому что он придет и будет требовать музыки, а я вот не настроен сегодня. А иногда он приходил и говорил: «Я ничего не знаю, болен ты не болен, меня это не интересует, мне нужна музыка!» И когда он уходил, я был такой совершенно выдохшийся и, знаете, весь пар из меня вышел творческий, я сидел… Он говорит: «Ну, чего ты такой скучный, смотри: двадцать пять минут музыки от тебя уношу, это не так плохо!» * * *.

-5

О тех же событиях рассказал и сам Марк Анатолиевич. «Мы сочиняли, я так говорю потому, что я присутствовал при этих Актах, и никогда не было у Гладкова задумчивого взгляда, никогда он не кусал перо, не поднимал глаза… Закатывал. Он все время играл. Были два магнитофона включены - его и мой. Магнитофон, потому что он мог забыть. /…/ И был у нас еще человек, который возбуждал творческий процесс, это Юлий Черсанович Ким. Ким – замечательный человек, которому я однажды, на одном собрании в общей газете, сказал, что он даже не человек, а такая гремучая смесь русского отчаяния с северокорейской безысходностью. Потому что Ким – кореец, особая нация. Он (Ким), конечно, поразительно талантлив, он приносил свои вещи сначала, под гитару, это совершенно не смущало Гладкова, он отслушивал и потом, значит, свои какие-то фантазии с моими понукающими жестами и телодвижениями, и…совершенно никто не комплексовал по этому поводу.» В итоге к фильму было написано семь песен: 1 «Песня Волшебника» — исполняет Л. Серебренников (Нелепо, смешно, безрассудно…) 2 «Хор фрейлин Эмилии» — исполняет Л. Долина и хор (Кошмар! Позор! Кабак! Бедлам!) 3 «Куплеты администратора» — исп. А. Миронов (Хорошо, когда женщина есть…) 4 «Дуэт Эмилии и Трактирщика» — исп. Л. Долина и Л. Серебренников (Ах, сударыня, Вы, верно, согласитесь…) 5 «Песня охотника» — исп. М. Боярский. (В фильм не вошла) 6 «Баллада Администратора» — исп. А. Миронов (Пошёл я к девушке, пошёл, задумавшись) 7 «Прощальная песня» — исп. А. Миронов и хор (Давайте негромко, давайте вполголоса…) Предлагаю ознакомиться с песней, которая в фильм не попала. Песня охотника Палатка. Винтовка. Ружье. Сохатый. Куница. Лисица. Природа. Я знаю ее. A Она меня ждет. И боится. Припев Всегда в лесу, всегда в снегу или в пыли Зимой и летом. Хочу, спасу, хочу, снесу с лица земли Одним дуплетом Хочу - спасу, хочу - снесу, С лица земли одним дуплетом. Трепать языком не люблю. Всю жизнь - начеку и на взводе. Найду. Догоню. Застрелю. И морду повешу при входе. Соперников жалких моих Клеймлю я презреньем во взоре: Я знаю получше других, Как фауна рыщет по флоре! * * *.

-6

Для озвучивания песен были приглашены артисты эстрады: Лариса Долина и Леонид Серебренников. Серебренников рассказывает о своей работе: «Я же, когда записывал песню, я только знал, что как бы пою от лица Олега Янковского, как бы от лица Волшебника, но я толком не знал сюжета. Гладков меня пригласил к себе домой. Геннадий Игоревич говорит – Значит так, на экране, там такая мишень, значит, в центре стоит Олег Янковский. Он волшебник, а молодой, значит принц Абдулов, ему значит, в лоб целиться из пистолета. И в этот момент твоя песня… И костер. Понял? Я говорю – Понял. Вся задача была: костер, пистолет в лоб и вот эта песня. /…/ И вот мы сделали, прорепетировали и пошли, записали. /…/ Но прошло две недели, мне опять звонят с киностудии, Нина Яковлевна Бланк и по просьбе Марка Захарова, и опять зовут меня на Обыкновенное чудо. Я испугался, думал, что что-то не получилось в волшебнике. /…/ Они говорят – А мы хотим, чтобы Вы еще и Соломина… Я говорю: – Так это же будет очень похоже. – А вот эта задача твоя: сделать так, чтоб не было похоже. И мне кажется, что я попал. Так по характеру Я потом слушал, я знаю голос Соломина. Тесситура так совпала (Тесситура: от итальянского tessitura — преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении по отношению к диапазону голоса/вокала). И Лариса Долина пела Васильеву. /…/ и там сиплый голос. И получилось как: мы в девять утра писали. А в девять утра, как Вы понимаете, петь могут только птицы, невозможно. Но я живу в Люберцах, пока встал, в полседьмого и приехал, а Лариса жила через дорогу в Мосфильмовской гостинице. Она прибежала, прям за полчаса встала, и у нее хрипит голос. Она говорит – У Вас подозрительно голос чисто звучит, а у меня хрипит. Я говорю: - Так я уже два с половиной часа на ногах. И она Марку Захарову говорит – Вы знаете (показывает рукой на горло) … А он говорит: – Ничего, ничего. У нас героиня прокуренная, она с трубкой.» (Из творческого вечера 2005 год) * * *.

-7

Ни в одной из многочисленных записей интервью и творческих вечеров Ларисы Долиной мне не удалось найти упоминаний о работе над фильмом «Обыкновенное чудо». Но такие воспоминания есть у Геннадия Гладкова: «Нужно было найти за Катю Васильеву, тоже, чтоб кто-то спел в этом дуэте. Вот появилась Долина Лариса. В этом году она появилась на Мосфильме впервые. Сначала, ее записывал в фильме, вот пока в «Безусых мечтах» и у нее был такой хрипловатый голос был. И вот она похоже очень, на Катю. Потому что к Васильевой не так просто подобрать певца и попробовали ее. Она так это все сделала, она так старалась…» * * *.

-8

Немного отойдя от темы Захаровской постановки, скажу, что история музыки продолжилась отдельно от фильма. В 2008 году композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким создали, по разным источникам от 15 до 20 новых композиций, на основе которых был создан мюзикл «Обыкновенное чудо». Продюсером мюзикла стал Алексей Иващенко, а режиссером постановщиком Иван Поповски. Мюзикл был поставлен на сцене печально известного Театрального центра на Дубровке и просуществовал не долго, всего с середины октября 2010 и до конца марта 2011 года. Найти запись мюзикла в интернете не сложно. По личным соображениям я не стал выкладывать это здесь, но для ознакомления предлагаю Вам Песню Трактирщика "Трактир "Эмилия" в исполнении Леонида Серебренникова.

-9

* * *.

-10

Для сравнения: эскиз и сцена из фильма. Декорации и костюмы создавались художником Людмилой Кусаковой. В эскизах дома волшебника изначально присутствовали гнезда (хотя они и не вошли в фильм), а пол запущенного коридора был посыпан песком. * * *.

-11

На первых кадрах фильма Волшебник сидит на фоне часов. Это вышло из первоначальной идеи художника: дом Волшебника – это башня с часами. Причем детали для этих часов собрались по разным помойкам и развалам Москвы. В итоге даже удалось реализовать некое подобие работы часового механизма. Фактически, был создан полноценный дом, с комнатами и чуланами. По воспоминаниям актеров, в этой декорации хотелось жить. * * *.

-12

Съемочная площадка была пропитана атмосферой произведения и все съемки происходили под музыку. По воспоминаниям Гладкова: «Я говорю, а зачем ты ставишь музыку? (прим. У Захарова) - Для того, чтобы она их дисциплинировала, что бы они чувствовали ауру… музыкальную и настроение». Также, Марк Анатольевич вспоминал о том времени: «Моим ноу-хау было то, что я заранее писал фонограмму, а она не становилась какой-то фоновой музыкой, она становилась очень важным действенным посылом, и я ее сначала запускал в студии на съемочной площадке, и оператор ее слышал, ее слышали артисты, вот, потом там было, естественно, озвучивание, но все комбинации, все события, которые происходили на съемочной площадке, они были под музыку. Музыка участвовала во всем». И действительно, посмотрите Янковского: * * *.

-13

Немалую роль в декорации играет картина "Дракон с разных точек зрения", символизирующая творение художника. Ее и режут, и смывают с зеркала. Но на самом деле это гравюра начала XVIII века "The radiating eye" (Излучающий глаз), из трактата по оптике, для описания понятия угол зрения. Автор Johannes Zahn (Йоханнес Зан). Надпись «Fundamentum I. Physicum seu naturale» над гравюрой на латыни, переводится как: «Основа физического или природного» * * *.

3acИм откланиваюсь! Можете пинать! Продолжение истории создания фильма 1978 года будет в следующей части. Она будет полностью посвящена актерам. Всего планируется еще примерно 10 частей.

-14

Комментарии к посту на сайте Пикабу.