Три года назад челябинский ветврач Карен Даллакян совместно с волонтерами развернул целую спецоперацию по спасению львенка Симбы. Его использовали в качестве фотореквизита на сочинском пляже, а потом просто бросили умирать. Симбу спасли отправили на генетическую родину - в Африку. Вместе с ним туда полетела леопард Ева. Но и на этом история не закончилась: у животных новые трудности.
Вспоминаем историю Симбы и разбираемся в непростой ситуации, которая сложилась сейчас.
ЗАПАХ СМЕРТИ И ПАСХАЛЬНОЕ ЧУДО
Симба появился на свет в подпольном питомнике в Дагестане. В его ветпаспорте указана дата рождения: 15 июня 2019 года. В возрасте 1,5 месяцев львенка забрал фотограф и увез в Сочи - таскать по пляжам и зарабатывать на нем деньги. Чтобы маленький хищник сидел смирно, ему перебили задние лапы, а вдобавок накачивали препаратами.
Когда пляжный сезон закончился, живой фотореквизит оказался не у дел. Львенок переходил от одного хозяина к другому, пока снова не оказался в Дагестане у того же фотографа. Львенка хотели продать любителям экзотики или сбыть «по запчастями» в Китай - на аксессуары, амулеты и лекарства. Но грянул ковид и границы захлопнулись. Страшная зараза, которая унесла жизни тысяч людей по всей земле, спасла изувеченного Симбу. Тогда о жертве фотоживодера узнал известный челябинский ветврач и зоозащитник Карен Даллакян. С большой группой поддержки он прибыл в Дагестан.
Картина ужасала. Львенок - сплошной комок боли - с ранами и пролежнями на теле лежал на холодном полу в собственных испражнениях.
- Я до сих пор помню тот запах - это был запах смерти, и как опарыши выпадали из ран, - говорит спаситель Симбы, зоозащитник и ветеринар Карен Даллакян.
В свои 9 месяцев Симба весил чуть больше 30 кг при норме в 60-70 кг. По приезду в Челябинск обнаружили кишечную непроходимость. В ходе операции извлекли каловые камни весом по 2 кг. Из желудка удалили куски полиэтилена - скорее всего, ему кидали мясо прямо в упаковке. Ветеринар оценивал шансы львенка 50:50. Первое чудо произошло на Пасху, когда Симба сделал первые шаги.
БЮРОКРАТИЯ И ГОСПЕРЕВОРОТ
Оставлять Симбу в Челябинске было нельзя: выгуливать подрастающего львенка стало опасно, а с наступлением холодов начали ныть покалеченные лапы. Куда везти? Единственное место в России, пригодное для льва, - крымский сафари-парк «Тайган». Но этот вариант отпал, поскольку его обитатели живут по законам прайда, и у львенка-инвалида (переломанные лапы уже не восстановятся полностью) не было шансов «вписаться в коллектив».
После долгих поисков по всему миру нашли реабилитационный центр Kilimanjaro Animal C.R.E.W. в Танзании, где спасают и лечат диких животных. Его основали ветврачи из Германии Лазло Паиш и Элизабет Штегмайер. А меценатом центра оказался русский бизнесмен, уроженец Екатеринбурга Александр Андрейчук. Вместе с Симбой туда решили отправить еще одну подопечную Карена Даллакяна - леопард Ева, спасенную из шапито.
Перелет в далекую Африку не дешевый. Кроме того, требовался спецборт - перелет долгий и животные должны были лететь в салоне, в специальных переносках, чтобы ветврач мог контролировать их состояние.
Помощь пришла от соседей: нужную сумму выделил благотворительный фонд Русской медной компании со штаб-квартирой в Екатеринбурге. Также они оплатили строительство комфортабельных вольеров со всеми удобствами и год содержания Симбы и Евы.
Отправка состоялась 26 октября 2021 года. Из-за бюрократии это случилось на год позже, чем планировалось изначально. Но и тут не обошлось без приключений. Перед самым вылетом таможня обнаружила, что в пакете документов не хватает каких-то бумаг. К счастью, проблему удалось решить за пару часов. В это же время в Судане, над которым должен был лететь самолет, случился вооруженный переворот... Борту с хищниками предстояла дозаправка в Саудовской Аравии. Там, благодаря вмешательству членов королевской семьи, рейс получил статус экстренного и разрешение на вылет.
В реабилитационном центре, прямо у подножья горы Килиманджаро, для «русских кошек» построили целые хоромы. Новые владения Симбы - это два гектара территории с просторным домиком и бассейном. У Евы - гектар земли и домик.
НОВЫЕ ТРУДНОСТИ
Казалось бы все - «хэппи энд». Остается только наблюдать за тем, как взрослеет Симба. Даже планировалось, что ему найдут подружку. Но случились новые приключения.
В прошлом году основателей центра реабилитации - немцев Лазло и Элизабет - уличили в махинациях. Власти забрали у них лицензию, им самим грозит выселение и депортация. Сейчас они пытаются отстоять свои правоту в суде.
На время судебных тяжб власти Танзании приняли решение - перевезли животных во временные вольеры. Как рассказал КП-Челябинск Карен Даллакян, с ним это было согласовано. Сейчас они находятся в городе Табора, в 600 км от Килиманджаро.
- Ежедневно мне присылают отчеты из Танзании - у животных все хорошо. По просьбе африканской стороны, я не могу их публиковать, но готов показать все желающим - приезжайте! Не забудьте вкусняшку для подопечных нашего приюта, - пригласил Карен Даллакян.
Журналист КП-Челябинск также ознакомилась с видеозаписями. На них лев и леопарды здоровы и кушают мясо. В мессенджере видны даты отправки.
Мы несколько раз пытались связаться с Александром Андрейчуком, но ответа пока не поступило.
По словам Карена Даллакяна, Александр Андрейчук намерен продолжить заниматься реабилитацией животных. Но для этого необходимо дождаться решения суда по немцам, но процесс всячески затягивается - то судья заболеет, то еще что-то. Планируется, что после этого Симба и Ева снова вернутся к подножью Килиманджаро. Предстоит завершить «апгрейд» вольера для леопарда - территорию нужно полностью закрыть сеткой.
Между тем, не все уверены в том, что судьба животных сложится именно так. В редакцию КП-Челябинск обратилась Юлия Агаева, которую в свое время прозвали «мама Симбы». В 2020 году бизнесвумен, руководитель туристической компании помогала Карену Даллакяну в спасении и перевозке льва. Она была в зоопарке Таборы, где находятся животные: в сентябре (как только узнала, что они там) и несколько раз в декабре.
Она рассказала, что животные истощены и поделилась фотографиями, отличными от тех, что присылают Карену Даллакяну. По ее словам, осенью у Симбы была рана на носу. Она заметила у него симметричные пролежни на бедрах, вокруг которых летают мухи.
- Он проводит много времени на бетонном полу, который нагревается в жару. За 5 месяцев пребывания в зоопарке лев потерял около 20% веса, - утверждает Юлия. - Я не узнала Симбу. На меня смотрел истощенный лев - как когда-то в Дагестане - с жалобным взглядом с вопросом: «За что?».
Юлия Агаева сомневается, что животные вернутся в свои вольеры, ссылаясь на источники в структурах власти. Сейчас она находится в Танзании и выясняет ситуацию на месте.
- Где доказательства, что животные вернутся в свои вольеры? - задается вопросом Юлия.
Тем временем Карен Даллакян намерен вылететь в Танзанию и лично проверить состояние Симбы и Евы. «Комсомолка» будет следить за развитием событий.
Автор: Ирина ФАДЮШИНА