Итак Дж.Л. ( а его уже так называли друзья, пока , естественно за глаза) решил остаться в Великобритании, не попав на Англо - Бурскую войну. решение это было отчасти вынужденным. Корреспонденты всех времён и народов получают " командировочные" для покрытия текущих расходов и билеты. Джек всё это получил, а война возьми и закончись! А большую часть денег он уже потратил. На что? Ну.. это... так получилось.. В общем как в том старинном анекдоте : "Дорогая , ты даже не поверишь..!"
Вырвавшись из дома , где хоть и молодая , но " вечно беременная жена", где постоянные склоки и свары между ней и его матерью,Флорой, где целый рой повседневных неотложных дел, обязанностей и обязательств он окунулся в атмосферу увлекательного ПРИКЛЮЧЕНИЯ.
Со свойственным ему ещё нерастраченным пылом он дал полную волю тому, что сам же называл в себе "Чувственным началом".
Первой жертвой пала соседка по купе , молодая американка, путешествовавшая, по словам самого Джека, с маленьким ребёнком. За ребенком следила его няня, но писателю и этой женщине ничто не могло помешать на пути к краткому, но запоминающемуся Дорожному счастью!
И это только до Нью - Йорка ( около 3 суток пути). Далее Джек сел на пароход. По счастью "Титаник" ещё даже и не спроектировали. Пароход , как уже упоминалось ,назывался "Маджестик".Ещё минимум неделя в пути поскольку путешествовали тогда дольше. но с большим вкусом, чем сейчас.
Точно мало что известно, но думается и на пароходе он не слишком скучал, учитывая потрясающуюю коммуникабельность и командировку " на войну" - ведь, как известно, ничто так не обостряет чувства, как угроза близкой смерти (и)-или увечья.
Сразу вспоминается ,конечно, всё - таки "Титаник" Дж. Кэмерона и главный герой - тоже Джек (Леонардо ди Каприо). Там же явные намёки на личность писателя: герой и художник и в карты играть мастак - билет он на судно как получил? ( Лондон без покера и др. карточных игр свободного времени не представлял) и много, что ещё..
Короче , по приезде в Англию ,его финансы были далеко не в блестящем состоянии. А работа скоропостижно закончилась даже не начавшись.
Кто-то на его месте опустив руки предался бы унынию по типу:" Ну вот , опять не повезло-о!" . Но только не Джек.
Вместо того чтобы проситься домой, тщетно оплакивая впечатления, которые он не получил и знакомства, которые так и не состоялись ( а ведь в Южной Африке корреспондентами работали и Артур Конан Дойл и его любимейший заветный Джозеф Киплинг, к имени которого у нас так часто добавляли его "Секонд Нэйм" - Редъярд, что большинство давно уже решило , что так его папа с мамой и звали), этот шустрый американец постарался использовать очередную свою неудачу как новый шанс для развития своего творчества.
Вместо того чтобы продлить "каникулы", хоть и неоплачиваемые, комфортно провести время в компании великобританских литераторов, критиков, редакторов и прочих деятелей культуры, Джек решил "залечь на Дно". Причём в самом прямом смысле этого слова..Познакомится Великим и Ужасным Восточным Лондоном, пристанищем пролетариата и самой ужасающей бедноты , которую только можно было встретить в "цивилизованном мире". Ну это если верить Лондону.. В Россию - матушку он же так и недоехал, по официальной его биографии.
Видимо эти идеи "тогда носились в воздухе", поскольку приблизительно тогда же, наш "Буревестник революции", товарищ М. Горький пишет на основании личных впечатлений от своего " босячества" пьесу "На дне".
Причем оба писателя : и российский и американский подошли к изображению мира " униженных и обездоленных" прямо таки с капиталистической сноровкой и деловитостью. Горькому воспоминаний хватало с лихвой, правда когда его пьесу ставил МХАТ, К.С.Станиславский откомандировал своих актеров и себя в г. Нижний Новгород в ту самую ночлежку которую " отец соцреализма" и описал. Причём они там даже пожили, впитывая , так сказать , среду и кое-какой реквизит приобрели.
Постановка успех имела оглушительный, сработал , видимо, и эффект новизны - наша публика тогда ещё не видела такую колоритную компанию на сцене.
У Дж. Лондона таких возможностей не было. Его подростковое бродяжничество по железным, в основном, дорогам родной Америки было все же приключением и "трэвел - путешествием" юноши , который "ищет себя". Для серьёзной книги, таящей глубокие обобщения, интересные выводы и пародоксальные истины нужно было серьёзное социологическое исследование и живые впечатления . Вот он и отправился их проводить и добывать.
Для этого нужно было стать одним из обитателей "Бездны", как тогда называли эту часть английской столицы. И чего? И Джек стал им..Легко!
Ему ли "дитя народа" было пугаться трудностей? В лавке старьёвщика он покупает поношенную одежду, видимо она уже называлась "Sekond hand", и обувь, как сам сказал :"..служившую раньше кому-то близко знакомому с погрузкой угля" и маленькую "бритиш - кепочку" .Кепчонка ему , видимо, очень подошла и самому понравилась - он с ней долго потом не расставался и в блужданиях по городу Лондону и даже приплыл в ней обратно - домой.. Он очень легко вошёл в образ " Salor Jeck" _ " Джека - морячка", матроса списавшегося на время с корабля и не нашедшего пока новой работы( таких тогда в Британии было "хоть пруд пруди").
Да, и в скитаниях по " каменным джунглям" цитадели имперского капитализма у него был верный друг - фотоаппарат! Уж не знаю как он объяснял лондонским " униженным и оскорблённым" наличие у него, у безработного, такой дорогой вещи и желание всегда и повсюду заснять их нехитрое житьё - бытьё, обильно приправленное" свинцовыми мерзостями" их жизни (ой! это кажется А.М.Горький о российских сказал..)?
Но получилось вполне революционно - и текст и фоторепортаж ( Два в одном). Ну, а пока Джек Лондон исследует Лондон-город во всех его проявлениях, нужно вновь , любезный читатель, -трудись ! Читай дальше - ведь ИНТЕРЕСНО, правда?! - вспомнить какое это время и эпоха.
Только что закончилась очередная колониальная война. Для Англии, точнее Британской Империи закончилась "Блистательной и трудной Позорной победой". Впервые так масштабно в Чёрной Африке белые так воевали с белыми. Это они сделали зря! Дальновидные быстро это поняли - африканцы чётко увидели , что на противоречиях между европейцами можно сыграть к своей выгоде..Буров тоже не надо идеализировать - они искали себе союзника оказавшись в отчаянном положении и нашли. Прежде всего Германскую империю, обделённую богатыми колониями, как считал её кайзер. Деньги от продажи алмазов и золота были и Пауль Крюгер : был у них такой мудрый и дальновидный президент, потратил 2.000.000 фунтов на оружие. Будь буры поудачливее , они бы заняли побережье и сбросили англичан в море..Но не случилось. Хотя начало войны, особенно декабрь 1899 г. было целиком за ними - 4 победы только за одну неделю декабря, названную британцами "чёрной".
Россия и Англия вели тогда между собою "Биг гейм" тянущийся ещё с начала 19 в. Война явная и скрытая за колонии и влияние в них. Поэтому в Трансваале и Оранжевой республике быстро появились" добровольцы". Они были со всей Европы, но больше всего из 3-ёх стран : Германии, США и России. Были они разными людьми с разной мотивацией: грузинский князь ( вот о ком бы кино снять, такой он был колоритный, в своей черкесске с гызырями, и с большим, естественно, кинжалом). Даже президент Крюгер подумал вначале, что это 1-вый казак с Дона, не иначе, к ним добрался. Князь ехал в Африку на Сафари, а тут такое.." интэрэсно, нада паучаствовать!" Этот воевал плохо - быстро попал в плен, отпустили - князь всё - таки. Вернувшись книжку издал : барон Мюнгхаузен.. Карл Иероним с удовольствием принял бы князя в свою компанию.
Но были и другие, ставшие даже генералами по решению самих буров. Вояки они были суровые, умелые. Это , как и памятник в современной ЮАР, надо было заслужить ! Но ничего не помогло, буры не смогли добиться решительной победы сразу и далее "фактор времени" работал против них.
На открытое столкновение, тем более войну, с Великой Британией европейские державы не пошли, было ещё не время и буры вынуждены были заключить мир на более-менее приемлемых условиях. Женщин, стариков и оставшихся в живых детей ( их погибло от голода , жажды и тифа больше всего - 22.000 из тридцати) отпустили домой.. В смысле, а куда домой?? Большинство ферм было сожжено армией, всё надо было начинать заново. Выплатили ,правда, кое-какую компенсацию за порушенное хозяйство и жизнь и не отняли право быть избирателями..При полном протекторате Британии.
Ничего не напоминает, Любезный читатель?
А как они жили после..Наши туристы приезжая сейчас в Южную Африку видят благоустроенную страну, где рады, в основном, туристам! Даже визы сейчас НЕ НАДО и коронавирусных сертификатов! Но страна в сложном положении: отмена в 1994 г. системы АПАРТЕИДА не привела к образованию гармоничного общества..Судя по всему, получился расизм НАОБОРОТ - коренное население, ну в смысле, Афро-африканцы белых по прежнему любит не очень и притесняет как может! Деньги из страны "бегут", экономика становится всё больше сырьедобывающей и невысокотехнологичной. До 30 % населения заражены СПИДом. По числу
тяжелых криминальных преступлений страна уверенно занимает 2-3-4 место в мире.
И всё это при богатейших природных ресурсах: главные мировые запасы алмазов, золота , урана, платины - там. А платина, минуточку, металл будущего! будем надеяться , что ЮАР справится , постепенно, со своими проблемами и будет радовать мир расовой и социальной гармонией, а то пишут , что белые, которые ещё не уехали, хотели бы как и их далёкие предки в 19 веке, уйти "Хоть куда нибудь" и создать новую, чисто белую страну. да вот беда нигде и никто уже не ждёт их. Даже Новая Зеландия!
Вот такие последствия колониальной европейской экспансии наблюдаются сейчас в регионе куда американский писатель Джек Лондон так и не доехал ..На войну. Интересно, чтобы он сам сказал по этому поводу?
Об этих событиях сняли все-таки немало фильмов, больше документальных, но есть и художественные. Посмотри, Читатель , коли будет время и желание хотя бы два: немецкий "Дядюшка Крюгер" и новозеландский "Следопыт", Н. З.,2011 г. ( не перепутай его с детищем другого классика - Фенимора Купера). Составь своё мнение и если захочешь поделиться - ПИШИ !