Найти тему

Золотая Маска: что смотреть в феврале?

Оглавление

В афише XXIX фестиваля «Золотая Маска» – более 180 показов спектакля! В новой рубрике раз в месяц будем собирать пять спектаклей, на которые точно стоит обратить внимание. Собирать эти гайды нам помогают режиссеры, театральные критики и другие эксперты. В подборке на февраль – спектакли из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и Нягани.

Материнское сердце

8 и 9 февраля, 7 и 8 марта
БДТ им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

-2
Андрей Могучий поставил огромный спектакль – четыре с половиной часа, три действия, множество актеров, мест, историй, а главное, спектакль огромный по замаху, задачам. Это не просто рассказ Шукшина про деревенскую бабу Авдотью Громову, которая двинулась на своем вдовьем мотоцикле по стране, искать, кто поможет спасти ее сына-драчуна от тюрьмы, это настоящая энциклопедия русской жизни.
Могучий так сложил шукшинские рассказы, что они и стали картиной России, через которую едет Авдотья, а Нина Усатова в этой роли оказывается не столько действующей героиней, сколько слушателем чужих бед, идеальным зрителем, транслятором и усилителем их чувств.

Дина Годер, эксперт Фестиваля «Золотая Маска»

L.A.D. балеты на музыку Леонида Десятникова

28 февраля
Большой театр, Новая сцена, Москва

-3
Инициалы композитора Леонида Десятникова, вынесенные в название, удачно отыгрывают затею с первоначальным посвящением проекта 65-летию Десятникова.
«Три тихие песни» в постановке Максима Петрова сопровождают кабинетный «белый балетик» для трех пар танцовщиков, словно бумажный кораблик, складываемый из образов, идеализирующих взросление.
«Безупречная ошибка» Максима Севагина переворачивает белый мир начала в черную изнаночность юношеских иллюзий. Две пары выстраивают дуэты, дополняя собою друг друга и докручивая разные комбинации отношений, где все равно чего-то не хватает. Прелестной, хотя и грустной, гармонией мерцает «Праздник уходящих» Андрея Кайдановского, изложившего поэтичную историю «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам». В конце большая группа танцовщиков, ориентированных хореографией Вячеслава Самодурова рефлексировать на темы избранной профессии, демонстрирует некий зазор, в который так легко угодить, если от коллективных трудов вас отвлекает поиск собственной индивидуальности.

Елена Черемных, эксперт Фестиваля «Золотая Маска»

Белая уточка

18 февраля, 3 марта
Центральный театр кукол им. С.В. Образцова, Москва

-4
Спектакль Бориса Константинова «Белая уточка» поставлен в жанре славянского фолк-хоррора. Это эффектная страшилка о княгине, которую злая ведьма превратила в птицу за то, что та нарушила данное слово. И здесь интересно следить не только за сюжетом, но и за способами перевоплощения актрисы, лихо трансформирующейся на глазах у зрителя в разных существ. Художник Константинов играет с масштабами, пространством, системами кукол. На сцене царит изящное трюкачество, в том числе и благодаря актерской пластике, а необычные маски производят впечатление даже на профессиональную публику, не говоря уже о скептически настроенных подростках.

Олеся Кренская, эксперт Фестиваля «Золотая Маска»

Капитал

16, 17 февраля
Камерный театр «Среда 21», Москва

-5
Отбросьте все предрассудки, если вы пришли на спектакль Нади Кубайлат «Капитал» в Театр «Среда 21». Почти с порога вам предложат разобраться, о чем говорил Маркс, независимо от того, что вы до этого знали или слышали о «Капитале».
Эксцентричный лектор в исполнении молодого актера Александра Николаева стремительно начинает свой научпоп хэппенинг. На пальцах, случайных предметах, приготовленных в качестве наглядного пособия, он объясняет основополагающие понятия: Товар, Потребительная и Меновая стоимости, Прибавочная стоимость, Время, Деньги и прочее. Этот игровой, парадоксальный ракурс явно перекликается с художественными активностями одного из самых ярких представителей современной философской мысли фрейдомарксистского толка Славоя Жижека. Если вы поняли это, то вы поняли в спектакле «Капитал» почти все. Почти. Но не все.

Ирина Кузьмина, эксперт Фестиваля «Золотая Маска»

Житие Спиридона Расторгуева

27 февраля
Театр Наций, Малая сцена

-6
В спектакле няганского театра пересекаются документальное и художественное: текст Шукшина монтируется с интервью жителей поселков Ханты-Мансийского автономного округа, открывая разные взгляды на повседневное бытие человека. Композиционно спектакль выстроен как житие, ведущее по основным событиям в судьбе героя. Простой парень Спирька – плоть от плоти хтонического мира российской глубинки со всей ее нелепостью, несуразностью и неустроенностью. Вводя в сценическое повествование библейские мотивы и вербатимы современных людей, выстраивая спектакль в эстетике холодного формального театра, смешивая русские народные напевы в исполнении хора бабушек с саундтреком из «Молодости» Соррентино, Филипп Гуревич создает красивое полотно о российской жизни вне времени и пространства. Он задается «вечными вопросами», глядя и на литературного героя, и на современного человека, пытаясь вместе с ними решить: как и ради чего жить? И зависит ли что-то от нас самих?

Александрина Шаклеева, эксперт Фестиваля «Золотая Маска»