Найти тему
"Ваша газета"

Бензопирен вдыхая, нижнекамцы ждут трамвая

Как разгрузить Соболековскую дорогу? Даст ли республика денег на ремонт дорог в промзону? Даёшь больше парковок или дворы для людей? Сколько автобусов и трамваев не хватает городу? На деловом понедельнике глава НМР Рамиль МУЛЛИН внёс кое-какую ясность в дорожно-транспортный вопрос.

Кто так паркуется?

На прошлой неделе состоялась республиканская коллегия Миндортранса с участием вице-премьера РФ Марата ХУСНУЛЛИНА. В ушедшем году дорожники республики рекордно освоили 193 млрд рублей. От лица муниципалитетов глава НМР доложил об успешном освоении нижнекамской части пирога и неожиданно попал под критику за наш норматив обеспеченности парковками. Единого норматива, как выяснилось, у нас нет, но при строительстве нового жилья он составляет 0,8 машино-места на квартиру. И, по мнению Р. Муллина, стоило бы закладывать больше места для автомобилей - хотя бы 1,2-1,4 машино-места на квартиру, чтобы личные авто не стояли на газонах. Однако вице-премьер РФ такое предложение не поддержал, обосновав тем, что так за темпами автомобилизации не угонишься. Россия, по его словам, «не настолько богатая страна, чтобы на одну квартиру иметь как минимум одно парковочное место», в мире так никто не делает, тем более в многоквартирных домах. М. Хуснуллин попросил главу РТ Р. МИННИХАНОВА дать поручение Минстрою и Миндортрансу проанализировать нормативы по парковочным местам и напомнил, что «с боем» передал в регионы право формирования норматива, но «никто не разбежался этим правом пользоваться». Ещё он добавил, что «каждое место, каждый квадратный метр каждого населённого пункта должен быть учтён, посчитан, оцифрован, нужен жёсткий учёт парковочного пространства и развитие общественного транспорта».

Чтоб с утра и до ночи

А здесь Нижнекамску есть чем похвалиться: 50 новеньких автобусов «ПАЗ Вектор Next» и 120 млн рублей из муниципального бюджета увеличили годовой пассажиропоток с 800 тысяч до 5 миллионов. В этом году, правда, понадобится ещё 150 млн рублей дотаций, чтобы автобусы ездили с 5 часов утра и до 11 часов ночи, соблюдая межрейсовый интервал 10-15 минут. Но дело-то благое! И не хватает городу всего ничего - 15 больших и 15 маленьких автобусов.

Вот бы трамвайному сообщению так подфартило, как автобусному. Проект новой трамвайной ветки «Южная» всё ещё ждёт финансирования от Внешэкономбанка, и пока неизвестно, дождётся ли. Р. Муллин задумался о том, что хорошо бы пустить ветку по Лесной и возобновить трамвайные маршруты на промзону, чтобы хоть немного разгрузить дороги промышленного узла, состояние которых стало отдельной вполне себе насущной проблемой. Р. Муллин на коллегии настоятельно просил включить Нижнекамск в российскую «Программу комплексного развития городского электрического общественного транспорта».

Посчитаем газы

Дороги на промзону физически и морально устарели. Строили-то их в «лохматых» годах, Южная дорога разбита, Соболековская сверхзагружена. «На ней от автобуса до автобуса - 15 метров, словно поезд», - подметил Рамиль Хамзович. Только на производства шинного комплекса каждый день едет почти 2 тысячи автомобилей. Страдает не только логистика, но и экология. Мэр считает, что большая часть вредных веществ попадает в атмосферу из автомобильных выхлопных труб, а не заводских. В том числе типичный канцероген бензопирен.

Чтобы сотрудники градообразующих предприятий не пренебрегали возможностью добраться до работы на вахтовых автобусах, градоначальник предложил учитывать выхлопные газы автомобилей, следующих до места работы и обратно, как часть лимита на производственные выбросы. Даже дал задание начальнику отдела охраны труда и окружающей среды исполкома НМР Ольге ЧЕРНЫШЁВОЙ вместе с Министерством экологии и природных ресурсов РТ просчитать, как это будет работать.

Р. Муллин также сообщил, что при поддержке главы РТ на ремонт дорог на второй промзоне будет выделено 1,2 млрд рублей. А автодорога Южная и вовсе будет передана со временем на республиканский баланс, чтобы было кому содержать её в порядке.

Плюс ворота

В 2023 году в Нижнекамском районе отремонтируют 16 объектов дорожно-уличных сетей общей протяжённостью 13,21 км. Предварительный бюджет работ - 1,8 млрд рублей. Полмиллиарда рублей по проекту «Безопасные и качественные автодороги» освоят дорожники на обновлении Вахитова и Корабельной. Уже вышло республиканское постановление о выделении почти 1 млрд рублей на проспект Мира: там обновят дорожное полотно, тротуары, велодорожки, освещение и малые архитектурные формы. В недалёком будущем проспект по концепт-плану должен объединиться с федеральной трассой М-7, стать въездными воротами Нижнекамска, здесь появятся клеверные развязки, деньги на это масштабное строительство ещё предстоит выпросить из бюджета РТ.

Своя колея

Глава НМР отметил, что полностью себя оправдывает новая для города практика комплексного строительства и ремонта дорог, когда обновляются не только дорожное полотно, но и тротуары, освещение, ограждение и другие дорожные элементы. Комплексный подход позволяет заложить основу для следующих обновлений, ведь дороги невозможно отремонтировать навсегда. Проспект Химиков обновляли меньше 5 лет назад, а колея на проезжей части уже 5 см. Чем больше автотранспорта, тем быстрее изнашиваются дороги, тем больше аварий. Средняя скорость по городу должна быть в пределах 40-45 км/ч, иначе шансы пешеходов выжить после столкновения с авто сильно снижаются.

Градоначальник ещё раз подчеркнул, что нужно развивать альтернативу личному транспорту, если уж сдержать темпы автомобилизации невозможно. «Я не вправе каждому указывать - покупать ему машину или нет. Наш президент озвучил сингапурский пример, когда машины ездят по номерам в чётные и нечётные дни. Мы пока до этого, наверное, не дойдём, благо дороги ещё позволяют нам ездить. Но если мы не будем создавать альтернативный вид транспорта, то ни одна дорога не вместит такого количества машин», - отметил он. Хотя перевозчики давно горько шутят, что министерства транспорта в Татарстане нет, есть министерство дорог.

Языком цифр

Почти 120 000 автомобилей зарегистрировано в НМР. В 2022 году отремонтировано 23 км автодорог, 14 км тротуаров и велодорожек на 1,5 млрд рублей, произошло на 33% меньше дорожно-транспортных происшествий, чем в предыдущем году. 14 человек погибли в автомобильных авариях. 31 год - средний возраст нижнекамского трамвайного подвижного состава.

Ольга МИНЕЕВА.