2
Скит Святой Анны
Нас поселили в особом гостиничном скитском домике своеобразной архитектуры, откуда открывается чудеснейший вид: внизу, переливаясь во всей своей красе, виднеются море и прибрежная нагорная часть. Невольно возникает вопрос, как все здесь в таких труднодоступных местах строилось, и просто удивляешься человеческому труду и терпению. В скиту ‒ электрический свет от солнечных батарей и даже есть место для посадки вертолета, работает канализация, в домике горячая и холодная вода, можно принять душ. Скудная трапеза после вечерни, затем ‒ повечерие на греческом языке и отдых. В этом скиту в свое время подвизался известный подвижник Иосиф Исихаст. Мой сын Александр и отец Спиридон пошли к той келье, где он жил, а я настолько устал, что не мог даже сдвинуться с места и так и пролежал до утра на двухэтажной кровати. Закат был удивительный, ветра не было, казалось, вся природа отдыхает. Однако, как я понял позже, красота эта временная, призрачная и очень обманчивая. Здешние монахи знают: в непогоду налетает порой шквальный северный ветер такой разрушительной силы, что сносит даже деревья. Мне потом рассказали, как один наш приезжий священник вовремя не уехал, хотя его предупреждали о надвигающемся шторме, и оказался в очень трудном положении. Эта беспечность стоила ему немалых волнений и затем изрядных физических усилий. Около двух недель он пережидал бурю и потом выбирался с вещами в непогоду с Афона по грунтовой размытой дождями дороге пешком до города Уранополиса. Во время нашего посещения Афона в Москве выпал снег, а мы, прибыв на полуостров девятого мая, были облагодетельствованы теплой солнечной погодой с температурой в 26 градусов тепла по Цельсию. В летнее время здесь воцаряется жара и зной, трава почти полностью выгорает, и многие ищут укрытия от жаркого солнца, особенно пешие паломники.
Большой скит Святой Анны ‒ самый обширный на Афоне. Основан не позднее XI в. Приписан к Великой Лавре, находится в труднодоступной местности между Новым Скитом и Каракалом, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келлии, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими темными зернами, которые на Святой Горе называют «слезы Панагии». Используются они для изготовления четок. Скит этот почитается первостепенным на Афоне в аскетическом отношении. Монашеская жизнь в этих местах началась с XII ‒ XIII вв. Первый устав братства был утвержден Вселенским патриархом Дионисием III в 1689 г. До XVII в. скит назывался «Вулевтир», затем стал именоваться в честь Святой Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нем нетленной стопы св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 г. Соборный храм находится на высоте 300 м, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 м над уровнем моря. На расстоянии получаса ходьбы от Большого скита Святой Анны монахи основали Малый скит, где, словно ласточкины гнезда на крутой скале, выстроены кельи с плоскими крышами. Скиту принадлежит также калива Картсонеев с величественным храмом Святого Георгия. Он был построен по плану известного архитектора Павла Милона, который посвятил большую часть своей жизни храмостроительству на Святой Горе. Братство было основано иеромонахом Гавриилом (1876 ‒ 1956). В каливе Святого Элевферия, также принадлежащей скиту, в XIV в. подвизались преподобные Нифонт Афонский и Геронтий. По молитве преподобного Геронтия высоко в горах появился святой источник. После того, как монахи стали использовать воду для стирки одежды и поливки сада, преподобному было видение, в котором Богородица указала, что вода в источнике была дана им для других целей. Источник иссяк, но по молитвам преподобного пробился вновь, дальше и выше прежнего, чтобы монахи научились пользоваться малым, как им велела Богородица. Этот новый источник считается святым, и в нем всегда ровно столько воды, сколько нужно общине. Одна из главных икон скита – чудотворная икона святой праведной Анны, излечивающая бесплодие. Молитвы многих отчаявшихся были услышаны, подтверждением этого служат благодарственные письма и фотографии малышей, которые присылают на Афон счастливые родители. С иконой связана следующая история. Несколько веков назад один турецкий султан узнал об образе святой Анны и его чудотворных свойствах. Правитель не мог иметь детей, хотя был уже довольно преклонного возраста. Он попросил прислать ему масло и воду из святого источника, но паломники, решив, что нельзя отдавать святыни не христианину, привезли ему простой воды и масла. Однако искренние молитвы султана святой Анне все равно помогли ему стать отцом. В благодарность властитель подарил скиту лампаду, которую можно увидеть у иконы и сегодня. В числе других святынь скита ‒ левая стопа святой Анны, части мощей мученика Харалампия, мученика Игнатия, святых бессребреников Косьмы и Дамиана, великомученика Димитрия и других святых. В библиотеке скита хранится 250 рукописей, 3 свитка, написанных на пергаменте, 600 печатных книг, множество икон, священных облачений и утвари.
Приятно встречать закат солнца в скиту, когда море спокойно. Мы легли отдыхать в три часа ночи. Нас разбудил удар в било, призывающий к молитве. Мы отстояли только Литургию, и нужно было собираться в путь далее на саму гору. Особой, глубоко почитаемой святыней у православных христиан всегда был Святой Крест горы Афон, воздвигнутый на самой её вершине (2033 м над уровнем моря) и как бы венчающий собой монашеское государство. Туда ведут три главные афонские дороги, которые затем сливаются в одну: от скита Святой Анны, Великой Лавры и еще от монастыря, соседствующего со скитом Святой Анны. Когда мы сходили с корабля, один из пассажиров сказал: «Кто идет на гору, тех легко узнать ‒ они обычно всегда с палками». Около девяти утра мы стали подниматься на гору. Было предложено идти с интервалами по пятьдесят минут и десять минут отдыхать. С Божией помощью, я, никудышный ходок, за четыре часа преодолел почти весь путь, другие, более тренированные, поднимаются быстрее. Так мы подошли к храму Панагии (греч. «Пресвятая»). Он находится на высоте полторы тысячи метров. По преданию, именно до этого места поднялась Пресвятая Богородица, когда Господь отдал полуостров Афон в Ее Удел.
Панагия ‒ это обычно небольшая икона с изображением Богоматери, которая является знаком архиерейского достоинства и носится епископами на груди.
Проводя аналогию с альпинизмом, этот храм напоминает базовый лагерь, из которого идут на покорение вершины. Эта часть полуострова пустынна, нет дорог, только горные тропы. Рядом нет ни монастырей, ни скитов. В храме Панагии ‒ колодец с чудотворной водой. На многие километры нет никаких других источников, поэтому воду приходится носить с собой. В храме можно немного отдохнуть перед последним восхождением на вершину Святой Горы. Здесь мы неожиданно встретили нашего соотечественника, брата Павла. Как он представился: «Я афонский бомж, буду здесь жить до ноября». Как выяснилось, он не одинок. Ему приносят еду и дрова. Обычно он звонит своим знакомым, которые подвизаются на Афоне или путешествуют в качестве паломников, и они по возможности снабжают его всем необходимым. Он даже с нами поделился копченой колбасой и некоторыми консервами. Нам представилась возможность послужить Литургию. После службы немного поспали и в четыре часа утра направились к вершине, и уже через полтора часа встречали восход солнца возле Святого Креста.
Затем мы снова вернулись к церкви Панагии, отдохнули и стали спускаться. Навстречу нам шли другие паломники, проделывая такой же путь, как и мы. Нам встретились два священника из России: один, болезненного вида, с тяжелой одышкой, шел весь вспотевший. Оказалось, у него сахарный диабет. Другого, который был более преклонного возраста, везли на муле, и он чувствовал себя вполне комфортно, сидел, как в кресле. Так мы дошли до перекрестка дорог. Одна табличка указывала путь в Великую Лавру, другая ‒ обратно в скит. Отец Спиридон предложил идти к Лавре и сказал: «Это около девяти километров». Я предположил, что часа за два можно дойти. Когда уже прошли часа три, я спросил отца Спиридона: «Сколько же еще идти?» «Ну, еще часик», ‒ смиренно ответил он. Прошли еще пару часов, спрашиваю опять: «Сколько теперь идти?» Он в ответ то же самое: «Ну, еще часик!» Так мы шли до темноты и только к половине девятого вечера спустились к автомобильной дороге, ведущей к Лавре и румынскому скиту. Отец Спиридон ушел вперед и успел перед закрытием ворот испросить помощи, потому что мне уже стало плохо и я не мог идти. Нужен был транспорт. Вскоре подъехала машина и меня привезли в скит. Предложили трапезу и в подкрепление стопку водки, а также стакан красного вина.
Продолжение следует.