Найти в Дзене
Трудовая Самара

«По программе расселения аварийного жилья мы стали бомжами»

Жительница Самары рассказала газете «Трудовая Самара», как на личном примере убедилась, что в России конституционное право на жилище фактически не работает.

2 февраля Виктория Приказчикова получила официальное уведомление из департамента управления имуществом г. о. Самара об изъятии ее единственного жилья в аварийном доме, который идет под снос. Сейчас она и ее несовершеннолетняя дочь проживают в маневренном фонде, но чиновники предупредили, что мать с ребенком уже через несколько месяцев выселят теперь и оттуда. Причем без предоставления иного жилого помещения. Все, что есть у семьи, – это присужденная компенсация на сумму 617 тыс. р., на которую купить жилье в черте города практически невозможно.

– Виктория Юсифовна, расскажите о своей жизненной ситуации. Как так получилось, что вы и ваша дочь остались без жилья?

– В 2011 г. по распоряжению первого заместителя главы г. о. Самара был признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом, в котором находится мое единственное жилье. Дом находится в Куйбышевском районе г. о. Самара в пос. Рубежном, по адресу: ул. Воздушного Флота, 3. В 2020 г. департамент управления имуществом г. о. Самара приступил к расселению аварийного дома. В начале 2021 г. департамент предложил нам взять компенсацию в размере 557 тыс. р. Позднее по результатам судебной экспертизы сумма компенсации была увеличена до 617 тыс. р. В Самаре практически невозможно на такие деньги купить жилье, пригодное для проживания. Даже в том же пос. Рубежном. Поэтому мы какое-то время оставались в своем доме. Однако в ноябре 2021 г. дом был отключен от коммуникаций, и мы вынуждены были переехать к родственникам. В июне 2022 г. по итогам многочисленных судебных разбирательств Ленинский районный суд официально признал меня и мою дочь нуждающимися в жилье. Однако администрация нас до сих пор не поставила в очередь на предоставление жилого помещения на условиях социального найма. По нашим заявлениям первый заместитель главы г. о. Самара Владимир Василенко уже дважды привлекался к административной ответственности за бездействие. Но воз, как говорится, и ныне там. В августе 2022 г. после вмешательства прокуратуры администрация предоставила жилое помещение в маневренном фонде в Кировском районе. По договору жилье в маневренном фонде нам предоставлено сроком на один год. Между тем, 8 декабря 2022 г. Самарский областной суд вынес определение, в котором постановил изъять нашу квартиру в аварийном доме «для муниципальных нужд» путем ее выкупа. При этом судебное определение стало основанием для снятия нас с регистрационного учета в данном помещении. Вот так благодаря чиновникам я и мой несовершеннолетний ребенок официально стали бомжами.

– Какова была комнатность и общая жилая площадь помещения в доме, признанном аварийным? Вы являетесь единственным собственником изымаемого жилья или, помимо вас, есть другие совладельцы?

– Изымается 1-комнатная квартира площадью 32,7 кв. м. Помимо меня, собственниками данного жилья являются две моих сестры. У каждой по 1/3. У других сестер есть жилье в собственности, а у меня квартира в аварийном доме – единственное.

– В Конституции закреплено право каждого гражданина на жилище (ст. 40). По закону собственникам изымаемого жилья в качестве альтернативы компенсации может быть предложено иное равноценное жилье. Разве департамент не обращался ко всем правообладателям квартиры с предложением о предоставлении нового жилья в общедолевую собственность?

– Изначально мы также думали. Между нами, сестрами, было решено, что, получив новое жилье, там будет жить моя семья. Но департамент вариант с предоставлением жилья даже не рассматривал. Когда мы поднимали вопрос, нам без разъяснений отвечали, что якобы не положено. Хотя в соглашении, которое нас заставляли подписывать, указано, что нам известно о том, что мы имеем право на предоставление взамен изымаемого другого жилья. Но нам не дают им воспользоваться. В судах мой представитель Инна Фомина указывала, что нарушаются не только мои права, но и права ребенка. Но тщетно. Всем совладельцам квартиры присудили компенсацию по 617 тыс. р.

– Как власти поступили с остальными жителями аварийного дома? Куда их расселили?

– По информации нашей управляющей компании, остальным жителям аварийного дома предоставлялось жилье в мкрн Волгарь. Вопрос встал только с нами. Нам категорически в этом отказывают.

– Как долго вам предстоит жить в маневренном фонде?

– Изначально, когда принималось решение о предоставлении жилья в маневренном фонде, нас уверяли, что я и моя дочь тут будем жить до тех пор, пока у нас не появится новая квартира (в собственности или по договору социального найма). Однако договор был заключен сроком на один год. А 21 декабря 2022 г. вечером нас в срочном порядке вызывают в прокуратуру. На встречу приехал представитель департамента управления имуществом Е. Е. Мартынов, который вручил нам уведомление об изъятии жилья в аварийном доме во исполнение определения областного суда. Сказал, что если мы не возьмем деньги, то они будут переведены на депозит нотариуса. Также он сказал, что договор о предоставлении жилья в маневренном фонде больше продлеваться не будет, поскольку у нас больше нет оснований для пользования. Мол, ранее основанием было наличие аварийного жилья, но после его изъятия помещение в маневренном фонде нам уже не положено. На мои возражения о том, что сумма компенсации не позволяет приобрести новое жилье, пригодное для проживания, чиновник посоветовал взять ипотечный кредит, чтобы решить жилищный вопрос. В общем, уже 23 августа текущего года, когда истечет срок договора по жилью в маневренном фонде, моя семья может оказаться на улице. Сейчас я очень переживаю и боюсь за будущее своего ребенка.

Записал Андрей НИКИТИН