Найти тему

Инженерная проектная школа

Что предлагали сделать

Ивана, Захара и Диму невозможно оторвать от компьютера, так ребята увлечены происходящим на экране монитора. Впрочем, родители и не возражают: ведь мальчики не играют, а работают — пишут сложнейший код, который сможет определять поломку оборудования на самом настоящем заводе еще до того, как она произошла.

Шанс придумать рабочий проект для действующего предприятия выпал сотне подростков от 14 до 17 лет из Ижевска. Все они стали учениками «Инженерной проектной школы», которую при поддержке Фонда президентских грантов решила открыть команда учебного центра «Академия «Калашников». Цель — привлечь внимание подростков к техническим профессиям и создать площадку, где соединится детская свобода мысли и креативность с опытом взрослого человека.

«Это программа, в которой ребята вместе со взрослыми наставниками с предприятий ГК „Калашников“ и педагогами разрабатывают инженерно-технические проекты, решающие реальные производственные задачи предприятий города, — объяснили в Академии. — В проекте подростки должны были создать макеты и прототипы полезных решений для производства и получить реальный проектный опыт».

Главное отличие такого формата от профориентации в том, что здесь все по-настоящему: ученики сами должны были определить проблему и искать решение, создать проект не на бумаге, а «живой» прототип или макет, который можно запустить в производство. Сделать это ребятам должны были помочь наставники и педагоги, прошедшие специальную подготовку.

Что в итоге получилось

Первая «Инженерная проектная школа» начала работу в 2020 году. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов организаторы закупили программное обеспечение и расходные материалы для создания макетов и прототипов. Школьники начали работу над настоящими взрослыми проектами: модернизация промышленной печи, бот для новых сотрудников компании, логистический робот, смарт-стойка… Такое под силу не всякому взрослому. А ребята справились.

Наставниками школьников стали специалисты крупных предприятий и компаний Ижевска. Они прошли тренинги, программу обучения по ведению проектных команд и наставничеству. Для них разработали специальную брошюру «Памятку наставника», а для ребят — «Рабочую тетрадь участника», чтобы взрослым и детям было проще понимать друг друга, вместе работая над проектом.

Кстати, полной неожиданностью для организаторов «Школы» стала вторая волна желающих быть наставниками. Узнав о программе, специалисты предприятий, не попавшие в проект, стали сами обращаться в Академию с предложениями сотрудничества.

«Поэтому мы решили предоставить им доступ к дистанционному курсу по наставничеству и на собственные средства организации издали дополнительные памятки», — добавили в Академии.

Ребят, подавших заявки на обучение, тоже оказалось больше, чем ожидали организаторы. Вместо 170 юных «академиков» по итогам собеседования в проект пригласили 208 подростков, которые интересуются IT-технологиями, робототехникой, промышленным дизайном, мехатроникой, искусственным интеллектом. Из них 176 представили проекты на защите. При этом ребятам не просто организовывали экскурсии на завод или фабрику, но и давали возможность самим выявить проблему, которую и будет решать их проект.

Кстати, Инженерная школа помогла «прокачать» не только основные знания в сфере IT или в сфере дизайна, но и soft skills — широкий спектр умений и компетенций. Ребята учились работать в команде, отрабатывали навыки публичных выступлений, чтобы защищать готовый проект. В итоге все разработки подростков попали в электронный сборник, размещенный на сайте Академии, а некоторые из них даже воплотились в жизнь.

«Самое важное в нашей работе — помочь ребятам раскрыть свой потенциал, — говорит директор Академии „Калашников“ Альфия Коньшина. — В рамках гранта нам удалось провести необычные мероприятия, отличающиеся от традиционного образовательного формата и дающие ребятам уникальные знания и навыки, которые помогут им в выборе будущей профессии».

С какими трудностями столкнулись

Когда создатели Инженерной школы планировали объем закупок, они не учли, что подростки только учатся моделировать и конструировать, а значит, будут ошибаться. Из-за этого почти половина материалов ушла в брак, и не все ребята смогли презентовать свои макеты на открытой защите проектов.

«Кому-то не хватило умений — множество попыток создать прототип не увенчалось успехом, — рассказывает Альфия Коньшина. — Кому-то не хватило времени, чтобы освоить программы моделирования. Но мы все равно считаем, что передача ответственности за работу над проектом подросткам — это правильное решение. Возможность не бояться ошибиться, доступные коммуникации с педагогами и наставниками позволили ребятам развить свои инженерные компетенции».

Как развивается проект

В 2022 году Академия «Калашников» вновь получила президентский грант. Продолжением работы с подростками, интересующимися инженерными специальностями, стал проект «ЭкоХакатон» — инженерный командный конкурс по решению экологических проблем Ижевска. Его участниками стали не только школьники, но и студенты профильных вузов. Ребята с помощью современных технологий и программного обеспечения сами разработали инженерно-технические проекты и создали их прототипы.