8 февраля после выступления в школе прекрасный детский поэт Ира Иванникова провела для заинтересованных и интересующихся поэзий мастер-класс. Мы встретились днём в библиотеке искусств имени Боголюбова. Прекрасное здание, замечательная библиотека -- и всё это случилось благодаря активности и энтузиазму прекрасного писателя и драматурга Ксении Жуковой:
Вообще атмосферу, добрую и домашнюю, создавали вопросы и упражнения Ксении, она хорошо подготовилась к проведению мастер-класса.
Ира занимается и переводами и рассказала о теоретической литературе: книге Норы Галь "Слово живое и мёртвое". Ира читала свои стихи, рассказала о своих книгах. А дальше на примере стихотворений многих современных детских поэтов, мэтров и более молодых, привела наглядные примеры ярких рифм, рассказала о парадоксальных концовках на примере стихов классиков: Михаила Давидовича Яснова, Марины Бородицкой и Вадима Левина и о запоминающихся сравнениях, метафоричных образах современных поэтов.
Ирина рассказала о несчастных затюканных критикой отглагольных рифмах, о сильных глаголах, заметила, что в идеале, если уж глагол, то он должен играть, пусть это будет и неологизм.
Ирина на простых примерах доходчиво объяснила сложнейшие вещи. Поделилась секретами -- если стихотворение не получилось, правь-не правь, вряд ли окажется удачным, если только заново переписать на ту же тему.
Ира заметила, что ей сложно писать и стихи и прозу одновременно -- или одно или другое. Она почитала свои прозаические вещи из книги "Здравствуй дача". Поэты пишут интересную, часто музыкальную по звучанию прозу. Ира отметила, что ей часто говорят, что проза у неё поэтическая. Ира рассказала, что детская аудитория особенная, когда она читала свои миниатюры, дети далеко не все понимали например слово "улепётывать". Ну -- дети будут развивать свой словарный запас.
Ира зачитала свои загадки-обманки. Я поразилась, какая умная аудитория, я лично тупила и почти ничего не смогла угадать, кроме очевидных рифм, а они же - обманки.
Мне нравится, что Ира не выпячивает себя, всё хвалит, какие загадки и стихи хорошие у других. Ну, скажем так, детские поэты -- особая каста, это, кроме уникальных способностей, ещё очень милые и доброжелательные люди, ведь они несут детям свет, красоту, объём, ёмкость слова, это пример для детей -- пример усидчивости, искромётности, таланта, импровизации. Детские поэты придумывают новые слова, погружают детей в мир, где нет взрослых, но есть привычные вещи, приобретшие иные смыслы и образы. Новое привносит детский поэт в наш мир, иногда с каким-нибудь детским стихотворением человек потом проходит по жизни, можно сказать оно становится для него спасением в сложных ситуациях, достаточно вспомнить свинку, которая заболела птичкой или космическую стиральную машину, которая стирала-стирала в космическом полёте и отстирала, но оставила память о путешествии навсегда.
Ира очень тонкий взрослый поэт -- ведь она живёт на есенинской земле, в Рязани. Чувствуются мотивы среднерусской бескрайней полосы и в детских стихах Ирины. Вот заглавное стихотворение из первого вышедшего на бумаге шесть лет назад Ириного сборника:
Тополиный пухопад
Старый тополь - белый пух,
А под тополем - лопух.
Тополь рад и рад лопух:
Кружит, вьюжит снегопух.
Тополь стелет лопуху
Одеяло на пуху.
Рад лопух и тополь рад:
Тополиный пухопад!
Под зонтом стоял укроп,
Над зонтом теперь - сугроб.
Одуванчик молодой -
Раньше времени седой.
Валит много дней подряд
Тополиный пухопад.
И, пушинками кружа,
Пух ложится на ежа,
На скамейку у ворот,
Залетает в нос и в рот.
Так и тянется рука
Вылепить… пуховика!
Кроме загадок мы играли в рифмы, нужно было каждому предложить первую строку и закончить чужую строфу. Получились интересные двустишья, про тех, кто живёт за окном, за стеной, за шкафом, кто гуляет за бульваром в парке.
Ира иногда оценивает стихи в конкурсах. Всех интересовало -- как она сразу видит, плохое стихотворение или хорошее. Ира отметила прежде всего нарушение ритма -- и действительно нарушения количества гласных в середине строфы как правило говорит о непрофессионализме, любительстве, графомании. Говорили об уникальной отточенной стилистике Юрия Коваля в не широко известных его стихах, говорили о лишнем слоге, ломающем ритм и уникальной свободной последней строке Чуковского.
Ну и как обойтись в детской поэзии без "я", без монолога или диалога, когда ребёнок спорит сам с собой. Ксюша Жукова провела мастер-класс, упражнение для драматургов, соревнование -- составить диалог, состоящий из вопросов - то есть оба участника диалога отвечают вопросом на вопрос, что по мнению известной героини классической сказки есть верх невежливости.))
Хочется поблагодарить всех гостей -- ведь нужно было не просто слушать, а шевелить мозгами и участвовать в составлении рифм, в создании весёлой строфы.
Мы ехали в метро, провожали Иру на поезд и говорили только о высоком, о детской поэзии, которая как маяк указывает правильный путь фантазии ребёнка и как мячик стучит в его голове, развивая мозги, приучая думать не шаблонно, образно, уникально.
Мои вирши после матер-класса:
Как научиться рифмовать
(И рифмоплётствовать немножко)?
Ну... Вдохновенья подождать
И написать стихи про рожки
А может просто надо быть
Всего лишь добрым человеком
Всего лишь все стихи любить
И видеть строфы век за веком?
Поэзия -- не про строфу
Не про размер
Она - в нирване
Родился образ. Очень мил
И спрыгнул он с небес...
И замер!
Найти скорее проводник
Поэзией чтоб стали строки
Вот красота:
Течёт родник...
А это кто стоит на горке?
Конечно Ира, наш поэт
Стоит и смотрит на рябину
И думает: "Как много лет...
Вот -- снегири. А воздух - вИна
Дурманит...
Как же хорошо!
Есенин где-то может рядом
Он тихо следом здесь прошёл
Пршелестел - вот мне награда..."
У Иры было по одному экземпляру некоторых её книг для презентации. Книги Иры продаются во многих магазинах и Ира сама свои книги не продаёт, но ей пришлось расстаться со своими экземплярами, всё раскупили с её автографами:
И это не все. У Иры есть замечательные детские стихи про театр. Книга с потрясающими иллюстрациями:
ВК Иры. Подписывайтесь на страницу Ирины и будете в курсе её творчества!