Найти тему

Поэтический мастер-класс от детского поэта Ирины Иванниковой

8 февраля после выступления в школе прекрасный детский поэт Ира Иванникова провела для заинтересованных и интересующихся поэзий мастер-класс. Мы встретились днём в библиотеке искусств имени Боголюбова. Прекрасное здание, замечательная библиотека -- и всё это случилось благодаря активности и энтузиазму прекрасного писателя и драматурга Ксении Жуковой:

Ксения Жукова (Ерхова) проводит тренировочные упражнения по искромётным диалогам
Ксения Жукова (Ерхова) проводит тренировочные упражнения по искромётным диалогам

Вообще атмосферу, добрую и домашнюю, создавали вопросы и упражнения Ксении, она хорошо подготовилась к проведению мастер-класса.

Ира занимается и переводами и рассказала о теоретической литературе: книге Норы Галь "Слово живое и мёртвое". Ира читала свои стихи, рассказала о своих книгах. А дальше на примере стихотворений многих современных детских поэтов, мэтров и более молодых, привела наглядные примеры ярких рифм, рассказала о парадоксальных концовках на примере стихов классиков: Михаила Давидовича Яснова, Марины Бородицкой и Вадима Левина и о запоминающихся сравнениях, метафоричных образах современных поэтов.

Ирина Иванникова читает стихи как пример ритма и рифм
Ирина Иванникова читает стихи как пример ритма и рифм

Ирина рассказала о несчастных затюканных критикой отглагольных рифмах, о сильных глаголах, заметила, что в идеале, если уж глагол, то он должен играть, пусть это будет и неологизм.

Ирина Иванникова в библиотеке Боголюбова
Ирина Иванникова в библиотеке Боголюбова

Ирина на простых примерах доходчиво объяснила сложнейшие вещи. Поделилась секретами -- если стихотворение не получилось, правь-не правь, вряд ли окажется удачным, если только заново переписать на ту же тему.

Ира заметила, что ей сложно писать и стихи и прозу одновременно -- или одно или другое. Она почитала свои прозаические вещи из книги "Здравствуй дача". Поэты пишут интересную, часто музыкальную по звучанию прозу. Ира отметила, что ей часто говорят, что проза у неё поэтическая. Ира рассказала, что детская аудитория особенная, когда она читала свои миниатюры, дети далеко не все понимали например слово "улепётывать". Ну -- дети будут развивать свой словарный запас.

Ирина Иванникова
Ирина Иванникова

Ира зачитала свои загадки-обманки. Я поразилась, какая умная аудитория, я лично тупила и почти ничего не смогла угадать, кроме очевидных рифм, а они же - обманки.

-5

Мне нравится, что Ира не выпячивает себя, всё хвалит, какие загадки и стихи хорошие у других. Ну, скажем так, детские поэты -- особая каста, это, кроме уникальных способностей, ещё очень милые и доброжелательные люди, ведь они несут детям свет, красоту, объём, ёмкость слова, это пример для детей -- пример усидчивости, искромётности, таланта, импровизации. Детские поэты придумывают новые слова, погружают детей в мир, где нет взрослых, но есть привычные вещи, приобретшие иные смыслы и образы. Новое привносит детский поэт в наш мир, иногда с каким-нибудь детским стихотворением человек потом проходит по жизни, можно сказать оно становится для него спасением в сложных ситуациях, достаточно вспомнить свинку, которая заболела птичкой или космическую стиральную машину, которая стирала-стирала в космическом полёте и отстирала, но оставила память о путешествии навсегда.

Ира очень тонкий взрослый поэт -- ведь она живёт на есенинской земле, в Рязани. Чувствуются мотивы среднерусской бескрайней полосы и в детских стихах Ирины. Вот заглавное стихотворение из первого вышедшего на бумаге шесть лет назад Ириного сборника:

Тополиный пухопад

Старый тополь - белый пух,
А под тополем - лопух.
Тополь рад и рад лопух:
Кружит, вьюжит снегопух.

Тополь стелет лопуху
Одеяло на пуху.
Рад лопух и тополь рад:
Тополиный пухопад!

Под зонтом стоял укроп,
Над зонтом теперь - сугроб.
Одуванчик молодой -
Раньше времени седой.

Валит много дней подряд
Тополиный пухопад.
И, пушинками кружа,
Пух ложится на ежа,

На скамейку у ворот,
Залетает в нос и в рот.
Так и тянется рука
Вылепить… пуховика!

Ирина Иванникова с небольшой частью своих книг
Ирина Иванникова с небольшой частью своих книг

Кроме загадок мы играли в рифмы, нужно было каждому предложить первую строку и закончить чужую строфу. Получились интересные двустишья, про тех, кто живёт за окном, за стеной, за шкафом, кто гуляет за бульваром в парке.

Ира иногда оценивает стихи в конкурсах. Всех интересовало -- как она сразу видит, плохое стихотворение или хорошее. Ира отметила прежде всего нарушение ритма -- и действительно нарушения количества гласных в середине строфы как правило говорит о непрофессионализме, любительстве, графомании. Говорили об уникальной отточенной стилистике Юрия Коваля в не широко известных его стихах, говорили о лишнем слоге, ломающем ритм и уникальной свободной последней строке Чуковского.

Ну и как обойтись в детской поэзии без "я", без монолога или диалога, когда ребёнок спорит сам с собой. Ксюша Жукова провела мастер-класс, упражнение для драматургов, соревнование -- составить диалог, состоящий из вопросов - то есть оба участника диалога отвечают вопросом на вопрос, что по мнению известной героини классической сказки есть верх невежливости.))

Соревнования в искромётном диалоге
Соревнования в искромётном диалоге

Хочется поблагодарить всех гостей -- ведь нужно было не просто слушать, а шевелить мозгами и участвовать в составлении рифм, в создании весёлой строфы.

Мы ехали в метро, провожали Иру на поезд и говорили только о высоком, о детской поэзии, которая как маяк указывает правильный путь фантазии ребёнка и как мячик стучит в его голове, развивая мозги, приучая думать не шаблонно, образно, уникально.

Мои вирши после матер-класса:

Как научиться рифмовать

(И рифмоплётствовать немножко)?

Ну... Вдохновенья подождать

И написать стихи про рожки

А может просто надо быть

Всего лишь добрым человеком

Всего лишь все стихи любить

И видеть строфы век за веком?

Поэзия -- не про строфу

Не про размер

Она - в нирване

Родился образ. Очень мил

И спрыгнул он с небес...

И замер!

Найти скорее проводник

Поэзией чтоб стали строки

Вот красота:

Течёт родник...

А это кто стоит на горке?

Конечно Ира, наш поэт

Стоит и смотрит на рябину

И думает: "Как много лет...

Вот -- снегири. А воздух - вИна

Дурманит...

Как же хорошо!

Есенин где-то может рядом

Он тихо следом здесь прошёл

Пршелестел - вот мне награда..."

У Иры было по одному экземпляру некоторых её книг для презентации. Книги Иры продаются во многих магазинах и Ира сама свои книги не продаёт, но ей пришлось расстаться со своими экземплярами, всё раскупили с её автографами:

Ирина Иванникова подписывает книгу и... ничего не осталось
Ирина Иванникова подписывает книгу и... ничего не осталось

Ирины книги:

-9

И это не все. У Иры есть замечательные детские стихи про театр. Книга с потрясающими иллюстрациями:

-10

ВК Иры. Подписывайтесь на страницу Ирины и будете в курсе её творчества!