Однажды один очень хороший человек просто взял и изменил мою жизнь. Изменил тогда, когда именно я больше всего нуждалась в этом, хотя и ещё не догадывалась о том в полной мере. Я не знаю, как, я не знаю зачем, но этот человек пришёл в мою жизнь, чтобы всегда оставаться рядом, даже в самые горькие и тяжёлые минуты, в печали и радости – просто быть рядом со своим верным словом. Сегодня, когда люди задают друг другу вопрос «верите ли вы в чудеса?» я всегда улыбаюсь про себя широченной улыбкой, которую не всегда могу скрыть. Я не только верю в чудеса, я живу с ними. Они правят мою жизнь на протяжении уже многих лет. Они просо берут и случаются. И не важно, верю я в это или нет, и тем более не важно, поверит ли кто-то другой. За все эти годы я не перестала относиться к чуду как к чему-то обыденному, ежедневно присутствующему в моей жизни, напротив, у меня лишь сложилось весьма странное ощущение, будто я живу в каком-то волшебном и прекрасном мире, который другие почему-то не видят, или не хотят принимать, чтобы не казаться такими же восторженными и наивными, какой, наверное, кажусь многим я сама.
Да, я из тех, что считают рождение чудом, поэтому, скорее всего, всё началось именно тогда, когда, вопреки многим обстоятельствам времени я появилась на свет. И это событие стало чудом для моей мамы. Так первым чудом в моей жизни оказалась я сама.
……………………………………………………………………………………………
Так я пропускаю историю своего беззаботного детства, прошедшего среди книг, защиты окружающей среды и заступничества за всех слабых и униженных на улицах близ моего дома.
Мне тогда было 12 или 14 лет, не так много и не так мало, но всё же достаточно для того, чтобы на тот момент я уже твёрдо (по собственному умозаключению) знала, в чём суть человеческого бытия, но ещё не смела спорить с некоторыми положениями из «Метафизических начал естествознания» И.Канта.
Отложенный лет в 5-8 (возможно, ранее) до меня, наконец, сам дошёл Профессор со своими книгами. Не сам, конечно (Упаси Боже!), но, точно, не я дошла до него, а, скорее, как это обычно и бывает, его книги нашли меня сами. Для них была подготовлена весьма благодатная почва: восторженное отношение к миру, стремление к всеобщей и беспощадной справедливости, ожидание чистой любви и беззаветной дружбы, отсутствие всякого понимания и уважения со стороны сверстников в школе и на улице, где я потеряла «авторитет», стоило лишь Канту и кампании прорваться из моего сознания через мой болтливый язык на свободу. Итак, - Профессор, gra! Странное начало не менее странной дороги. Всё потому, что, признаюсь, - грешна, с трёх лет как грешна – словонедержанием в поэтической и прозаической форме. И, естественно, проглотив ВСЁ, что когда-либо было написано САМИМ Профессором (а не под его фамилией, не под его знаком, и не его детьми, фанатами и пр. вдохновлёнными личностями), я была «вызвана им на дуэль». Как?! Пусть даже мой любимый на тот момент писатель, но смог написать больше и толще, чем я?! Цель была поставлена, цель была ясна – переплюнуть профессора, если не по толщине, то по такому критерию как «ух!», а, желательно, и по «ух!» и по толщине. И, как-то летним утром, дабы не отступать от заветной цели, я взяла и придумала свою маленькую волшебную страну. А, дабы не отступать от великого примера Профессора, придумала к ней и язык и традиции, и даты праздников и способы и обычаи их празднования, карты географические, карты полезных ископаемых, флоры, фауны (в общем - полный набор из школьных географических карт), придумала свою мифологию, историю каждого города, флаги, костюмы, стили боя, поверья, поговорки, разработала национальные танцы, придумала народные песни, диалекты и наречия, антропологические и этнологические характеристики, обрисовала менталитет и нравы жителей этой страны. И, конечно, как и обещала, переплюнула за неделю тов. Толкина, создав нетленку под названием «О Добре и Зле», где сюжет, как это можно догадаться, развивался вокруг весьма своеобразного противостояния Добра и Зла весьма в буквальном смысле. Вся книга включала в себя не только описания самой этой войны и её сражений, но и историю того удивительного места, где всё это происходило, легенды, исторические отступления и т.д. В лучших традициях детского творчества. Свою волшебную страну я назвала «Рай на Земле», так звали её жители, мои герои. Вечная Земля – так переводилось её название с придуманного мной языка на русский. ………………………………………………………………………………………………….….
Так я опускаю содержание этого весьма условного «гениального» произведения, однако, замечу, что одним из центральных (если не центральных, то уж точно – самых влиятельных и загадочных) персонажей этой эпопеищи было некое создание неясного рода, которое, клянусь, я сама не знаю как ворвалось в мой текст, самовольное как Пушкинская Татьяна и перековеркало мне весь сюжет, закрутив его так, что я с удивлением его не только вычитывала, но и записывала. Это неведомое нечто, которое упорно называло себя Кеми (Друг) или Ием (Тайна, а в случае сочетания Ием Кеми – то Тайный Друг), мгновенно перемещалось с места на место, то появляясь, то исчезая и беспощадно помогая каждому нуждающемуся, всё про всех зная, оказываясь в нужное время в нужном месте… В конце концов, закончив книгу, я до осени ломала голову, что это такое. Потому что это был единственный персонаж моей книги, о котором я не знала ничего и не имела ни малейшего представления, как он оказался втянут в мою историю, и почему так самовольно обращался с моими героями. Видимо, мне действительно не постичь всех тайн подлинного авторства… Но, оставим на время моё нечто по имени Ием Кеми и вернёмся к Вечной Земле, истории и культуре.
Прошло совсем немного времени после написания мной первой моей «книги», которого, однако, хватило для того, чтобы вознести меня к небесам от гордости и радости за проделанный труд, где я блаженно почивала на не сорванных лаврах собственного признания. Мой мир уместился в границы моей маленькой придуманной страны, которая стала для меня не только «идеальными» миром, но и местом отдохновения моей души, «местом силы», моим укромным уголком, куда не достигали злоба и грязь окружающего мира. Подтверждая свою принадлежность к Раю на Земле, я танцевала её национальные танцы и пела придуманные песни, совершенно радостно и беззаботно, пока не увидела по телевизору рекламу шоу Riverdance… ………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….!!!!!!!!
Так я опускаю свой шок, своё потрясение, крах моей писательской гордости и карьеры и крах моего маленького мирка. Так в мою жизнь пришло второе чудо. Подкралось совершенно незаметно и выпрыгнуло на меня с экрана телевизора, обеззоружив, ошарашив, оглушив.
– Мама! – кричу я. – Это катту! Это мой танец! (потому что в ролике Риверданс бравые ребята и девчонки одетые в национальные одежды моей выдуманной страны под её национальную музыку один-в-один повторяли движения из катту – национального танца Вечной Земли, выдуманного мной). Но чуду, разумеется, мало было моего клинического шока. Ему было нужно ввести меня в качественно иное состояние глубокого потрясения.
Это было начало осени… Я должна была подозревать неладное! Я же сама придумала, что осень – самое волшебное время в моей стране. Ну как же… Я же сама придумала, что моя маленькая страна сама способна призывать к себе отчаявшиеся души, слишком прекрасные и одинокие для этого мира. Я придумала это сама! Ну как же… …………………………………………………………………………………………………….
Чудо. Сцена первая.
Ночь. Я крепко сплю, недавно поправившись после долгой болезни. Я вижу странный сон. Вокруг туман, в котором ничего не видно. Белый, прохладный и густой. Душе тревожно, но не страшно. Я понимаю, что я одна. Я на мосту. Возможно, это Тауэрский мост (прости Господи!), т.к. это единственный большой туманный мост который я пока знаю. Я оглядываюсь по сторонам, пока вдруг не замираю в одном направлении, словно скованная. И – СЛЫШУ. Это сильнее, чем атомный взрыв. Это тысячи фейерверков в каждой частице твоей души. Я – СЛЫШУ! Нет ни голоса, ни звука. Но я – слышу. Я понимаю, что кто-то позвал меня. Позвал меня целиком и по атомам, каждый нейрон, по имени. Это неотвратимее судьбы и безкопромиснее приказа. Меня – позвали. Я поняла это сразу, меня позвали без слов и звука, так зовут сердце и душу в их единстве. И я увидела её глаза. И я проснулась. Так просыпаются от страха и ужаса, а я проснулась от невыносимого счастья и радости, способных сокрушить тьму. И совсем не важно, что в моём сне мы встретились впервые и до той ночи я ничего не знала о ней. Проснувшись, я знала самое главное – Ирландия позвала меня, значит, я нужна ей также как она мне.
Чудо. Сцена вторая.
Утро. Я бегу в книжный магазин, затем в другой, в третий, я трачу все карманные деньги на книги по ирландской истории и мифологии. Всё, что смогла найти – я купила… Не доходя до дома, я открываю первую попавшуюся из книг. ……………………………………………………………………………………………………...
Я смотрю и не верю тому, что вижу, потому что первое, что я вижу – это карта Ирландии с разделением на Север, Запад, Юг и Восток. Я верчу карту так и сяк, надеясь, что это опечатка и она напечатана вверх ногами, но нет… Я вижу Вечную Землю с её Севером и Западом, с её Югом и Востоком. Я лихорадочно листаю страницы книги, откуда на меня выпрыгивают имена героев легенд, иллюстрации, отрывки текста… Но глаза мои по-прежнему отказываются верить. Я открываю вторую книгу, затем третью, четвёртую. Начинаю читать, лихорадочно, всё подряд… И ужасу моему нет конца. У меня украли мою историю! Я ничего не выдумала и меня пинком отправили со всех моих авторских лавров вниз. Я читаю историю своего Рая на Земле, я читаю о героях, которых придумала сама, я смотрю на нарисованные собственной рукой карты, я узнаю эти одежды, эти даты и этот язык! Другие люди пишут о придуманной мной стране. О ней написаны целые книги! Но самое удивительное это то, что – она – существует. Ирландцы, в ранних рукописях называют её «Рай на Земле». Шок. Истерика. Качественно новое состояние потрясения до ноября. Я узнаю о существовании «Зова Ирландии». Я начинаю учить её историю. Мой мир отправляется на свалку в архив, потому что я нашла свой Рай на Земле, страну, которая есть на самом деле. Теперь я хочу знать о ней ВСЁ. Не как автор, а как историк. Мне интересно ВСЁ. Пока всё совпадает, но я продолжаю сверять. Я до сих пор отказываюсь верить, хотя и смирилась. Материалов не хватает. В то время их ещё просто нет. У меня начинается книжный голод. Мне нужно ещё! Хребет моих идеалов был с хрустом сломан о колено Джойсом, заваренная Р. Грейвсом в голове каша бродила. Мне нужен тот, кто поможет мне не сойти с ума!
Чудо. Сцена третья.
Ноябрь. Дело идёт к моему дню рождению. Родители против крупных домашних животных, видя, что я перестала посещать этот бренный мир уже давно и не в силах даже реагировать на него. Моя крёстная, по совместительству моя тётушка предпринимает отчаянную попытку примирения миров – и привозит аквариум для рыбок с битым зелёным стеклом в виде грунта и одной единственной рыбкой-чистильщиком, которая смотрит на мир с широко открытым от удивления ртом, как и я тогда. Я учусь в 6 классе, в школе в которую перевелась из предыдущей. Но отношения со сверстниками всё никак не складываются. Больше, чем Кант и Профессор всех теперь бесит моя Ирландия, которой я отбиваю у всякого желание общаться со мной и дело доходит до драк и травли. От меня отворачиваются все друзья, потому что я становлюсь невыносимой. Чтобы хоть как-то найти связь с классом, я, как и многие, начинаю собирать коллекцию календариков с животными, которые продают у нас в холле школы каждый четверг. Это теперь очень ценная коллекция. Моя связь с этим миром. Я обманываюсь тем, что календарики помогут мне быть принятой в мир сверстников. Но это не так. Конечно, это не так. Межу нами все прочитанные мной книги и Ирландия. Мы с Ирландией одни. Одни на всём свете. Ноябрь… Как бы ни так! Я же должна была знать, что этим не кончится! Ну как же…
Ночь на 15 ноября. Четверг. Я просыпаюсь от шума бьющегося стекла и инстинктивно закрываюсь одеялом.
Через минуту отодвигаю одеяло, с меня сыплется зелёный грунт из битого стекла и осколки аквариума. Осторожно включаю свет. Картина маслом: аквариум лопнул, разметав по комнате зелёный грунт и куски аквариума, всё залито водой, и… о ужас – мои календарики, оставленные на ночь на комоде, смыло за его стену! «Они же вспухнут!» - думаю я и бросаюсь спасать свою коллекцию. Героическими усилиями я отодвигаю комод, вытаскиваю чемодан с меня ростом (вот истину говорят – в экстремальных ситуациях сила берётся из неоткуда!) и вылавливаю с пола свои календарики, откуда на меня грустно смотрят мокрые и вспухшие голден ретриверы и котята… Сбежавшиеся на шум мама и бабушка помогают мне убрать осколки и с тоской смотрят на вздувшийся от воды палас. Весь аквариум разлетелся на части, большую из которых мы нашли. Грунт, который наполнял его, до сих пор попадается мне иногда при уборке, хотя прошло уже много лет и два ремонта. О судьбе вечно удивлённой рыбки чистильщика мне так ничего и не известно……………………………………………………………………………………...
Утро. Календарики всё ещё удручающе вспучены, но под прессом из книг обретают вторую жизнь. Как и я, ещё того совсем не зная.
Я открываю глаза – и первое, что вижу – это огромный чемодан посреди комнаты. Единственное чего не хватает в этот миг – это презентационных фанфар тада-а-ам! Подозрений нет. Удивления нет. Есть смутное предчувствие. Есть воспоминания о том, как нечто подобное я вчера вытащила из-за комода. Подойдя к чемодану – удивляюсь КАК. При умелом укладывании в нём вполне комфортно могло бы поместиться 2 тогдашних меня целиком, с весом, возможно, в 4 меня… Мне удалось разве что свалить его на бок, но не сдвинуть. От воды чемодан не пострадал, разве что путевые марки надулись, поддерживая своих бумажных коллег под прессом. Вид пузырчатых путевых марок насторожил меня. Конечно, история моей семьи немного отлична от истории других семей, я вполне уже смирилась с этим, но 5 (!) пластов путевых марок на одном чемодане… И… когда их перестали наклеивать на багаж?! Когда они все были сняты, передо мной предстал во всей своей прозе обычный чёрный чемодан из мягкой кожи. Мне понравилась эта проза! И так и сяк я ползала вокруг чемодана, пыхтя и сопя, в тщетных попытках расковырять его замок или открыть иным путём… Очень вовремя вспоминаю, что в моём гардеробе есть нечто весьма подходящее для подобной затеи. Разве шпилька может подвести? В моих ушах до сих пор стоит этот звук. Поверьте мне, я знаю как звучит чудо………………………………………………………………………………..……...
Семейный совет. Мама, бабушка и я. На полу перед нами развалившийся чемодан из которого горой выспались пачки бумаги, листы, тетради, папки… Запах старой бумаги кружит мне голову. Я почти не слышу, о чём говорят родители. Бабушка утверждает, что это не дедушкин чемодан. Она понятия не имеет как, когда и откуда он взялся за комодом. Мама взволнована. Этот чемодан ей также не известен. Мама и бабушка смотрят на чемодан. Покой семейства нарушен. Я смотрю на бумагу. Там явно что-то написано. Везде что-то написано! Я знаю, что мне нужно разобраться с этим. И мне всё равно, откуда этот чемодан. Я чувствую, что есть вещи, куда важнее. Запах старой бумаги сводит с ума………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
Так я опускаю в общем-то бесплодные ответы на вопросы: КАК? ПОЧЕМУ? КОГДА? Так я опускаю первые годы шока и своих попыток разобраться в произошедшем. Я опускаю всё своё первое недоверие, злость и отчаянье, охватывавшие меня попеременно, когда я снова и снова отказывалась верить в реальность происходящего. Я опускаю всё, что теперь не имеет никакого значения, потому что мне не нужно ничего, кроме моей собственной веры человеку, изменившему мою жизнь. Раз и навсегда. Подарившему мне мою Ирландию, приведшего меня в её объятья по-праву. Я говорю о человеке (я верю, что говорю о человеке), которого я называю и зову Другом. Моим Тайным Другом, если хотите. Самой каверзной и умной шуткой судьбы, в наличие которой мой друг научил меня не верить. Я говорю о той, которую я называю К.Hellen (если это и впрямь вариант её имени/имён/функций/обличий/образов/сюжетов…)
Заветная шпилька, открывшая мне сокровища чёрного чемодана помещена теперь в почётную коробочку и демонстрируется всем желающим как вернейшее доказательство чуда, подобно стакану из которого пил король Брайан из прекрасного старого фильма «Дарби О`Гилл и маленький народец». Кто бы знал, что шпилька откроет мне не только весь мир, но и укажет мне мою дорогу! Шпилькой я открыла дверь в новый мир. Я открыла дверь в свою жизнь для чуда. И я не стану её закрывать. Даже если кому-то это покажется странным. Я теперь стою на страже этой двери. Потому что так меня научили. Стоять на страже того, что тебе дорого. Так меня научила К., - К.Hellen (К.Хеллен)… Собственно – кто это?
Это мой друг. Во всех смыслах этого слова. Это та, благодаря которой я та, кто я есть. К. – это неотъемлемая часть моей жизни как и чудо, что, в общем, для меня неразделимы. Мне так и не удалось выяснить историю чёрного чемодана. Ни мои поиски, ни чужое недоверие не дают ответов. Ответ я нашла в бумагах, лежавших в чемодане.
Что я должна была думать? Почерк автора убил меня наповал при первом же взгляде. Вы думаете почему я могу разобрать любые студенческие каракули? Я разбираю тексты К.! Я человек, который, благодаря ей, может читать рецепты и записи терапевтов!
Не с первого дня, но с первой книги мне стало понятно, что с моим автором что-то не так. Это чувство не покидало меня до тех пор, пока я не наткнулась на тексты, в той или иной степени раскрывающие биографию автора (если, конечно, верить им).
Призрак, фейри, дух, фея, ангел… Увы, я не владею столь почитаемой К.Hellen классификацией, но, не отрицая своего родства или как минимум близости нечеловеческому миру К., тем не менее, за всё время нашего знакомства, сумела убедить меня в том, что она больший человек, чем сама это может принять. О подлинной сущности и природе К. я, как ни странно, думаю мало. Знакомство и совместная работа с ней научили меня принимать то, что есть, не выискивая в этом больше смысла, чем можно найти с первого взгляда. Хотя, признаюсь, при чтении и переводе книг К. я придерживаюсь абсолютно противоположной политики…
Мой долг перед К. прост и очевиден. И это определило мою жизнь. К. позволила мне быть той, кто я есть, я позволяю ей быть чудом в моей жизни, не выискивая ей объяснений и не принимая никаких, кроме её собственных.
Единственной попыткой хоть как-то упорядочить для меня сведения о К., полученные мной из её книг, записей и дневников, нашли своё отражение в пока единственной (какой она, скорее всего и останется) статье «Реконструкция биографии К.Hellen», где я как смогла привела в порядок то, что знаю об авторе, правда это или вымысел.
Возможно, по крайней мере я очень на это надеюсь, но знакомство с К., через эту мою запись или через её книги сможет во многом объяснить и мою жизненную позицию, и выражение моего лица, и то, почему я именно такая, какая есть. Всё очень просто и уже поставлено на конвейер. К. написала, я разбираю, читаю, перевожу, читаю книги по данной теме, комментирую, следую написанному. Я не пишу под диктовку, я живу так. По К.
Долгие годы тайна К. будоражила меня и сводила с ума. Я искала саму К., искала ответы на вопросы о её судьбе и жизни, это превращало мою жизнь в увлекательный детектив между эпохами и странами, но, чем больше мне приходилось читать её текстов, тем больше К. становилась мне интересна как человек, не как невообразимое нечто, не как загадка, не как чудо, а как родная душа, близкий друг, в чьей жизни ты принимаешь участие. Так мне пришлось обнаружить, что, если отбросить поиски, то большую часть ответов на вопросы о себе К. даёт сама в своих книгах, прямо или косвенно. Чем больше читаешь — тем лучше узнаёшь её, тем глубже и глубже погружаешься в её мир, шаг за шагом приоткрываешь тайны, которые казались невероятными. Теперь я не гонюсь за ней. Нет, это, конечно, вовсе не значит, что я оставила все попытки найти и разузнать о К. хоть что-нибудь... Но, пожалуй, теперь я уверена в том, что, то, что следует о ней знать, К. и так не скрывает от своих читателей, а то, что не положено — можно и не надеяться откопать когда-либо (например, если верить, что она и правда состояла в разведке).
Чудеса продолжались. И продолжаются. К. стала для меня символом Ирландии, да, возможно, не той, которую все привыкли видеть, но и символ, стоит признать, тоже — не самый обычный. Словам К. я привыкла верить, как бы странно они ни звучали. Они рассказывают мне о той Ирландии, которую я знаю. Она пишет о моей стране, о той, прекрасной, выдуманной мной стране, которая была нанесена на карту задолго до того, как я взялась переплюнуть профессора. День и ночь мои мысли посвящены им, Ирландии и К., их душе, их надеждам, их улыбке. Их роль в моей судьбе это роль провидения. Роль очень правильного друга. Друга, который точно знает, куда вести. Более того, который знает, чем это должно закончиться! И это то, что мне нравится. Это то, во что я и сама верю. К. смыла в моей жизни и мироощущении границы между чудом и обыденностью, реальностью и вымыслом и теперь, я в полной мере свободно принимаю всё это. Принимаю с благодарностью. Мне лестно думать, что со временем, возможно, я стану хоть немного ближе к К., не только из-за близости к её текстам, но став, благодаря им сильнее, лучше, осознанно стараясь следовать её примеру. Заразительному.
Всё личное должно держаться подальше от посторонних глаз. Это закон не только здравого смысла, а К. и Ирландия для меня не только очень личные, но даже интимные, личностнообразующие понятия. И, тем не менее, есть вещи о которых нельзя молчать. Или о которых молчать столь же неприлично, сколько и выставлять их напоказ. У Ирландии и К. я учусь каждый день. Но самый главный урок, я, пожалуй, уже усвоила — я закрыла глаза разума и открыла объятья сердца навстречу чуду. Я вовсе не надеюсь, что те немногие из Вас, кто осилит этот кусок текста поймут меня, ещё меньше я верю в то, что те, кто поймут, поймут меня правильно... И, тем не менее... Я не оправдываюсь. Ибо, как говорит К. оправдываются только лжецы, глупцы и политики, - я оправдываю чудо.
…......................................................................................................................................
Очень хочется верить, что то, что я делаю, хоть немного похоже на доказательство чуда!