Найти тему
РИА Новости

Сто лет в небе: удивительная история гражданской авиации в России

Оглавление
© РИА Новости
© РИА Новости

Светлана Баева

Сегодня российская пассажирская авиация отмечает вековой юбилей. В 1923-м открылась регулярная линия Москва — Нижний Новгород: первые рейсы были на ярмарку. С 2013-го 9 февраля — День работника гражданской авиации. О том, как от камышовых кресел перешли к сверхзвуковым скоростям, о лайнерах-отелях и других удивительных эпизодах авиаистории — в материале РИА Новости.

Сто двадцать миллионов в один конец

"Два с половиной часа вместо 16 по железной дороге. Плата — 120 миллионов рублей в один конец", — так рекламировала себя компания "Добролет". Бесплатно — до восьми килограммов груза, за деньги — до 25. Использовали немецкий "Юнкерс Ф-13".

Плакат, призывающий граждан покупать акции "Добролета". © Public domain
Плакат, призывающий граждан покупать акции "Добролета". © Public domain

Первые рейсы — на Нижегородскую ярмарку. Билеты раскупали быстро — по телефону. До Внуково, Шереметьево, Домодедово было еще далеко. Вылетали с Ходынки.

Знак АО "Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет". © Фото : Public domain / Stas Kozlovskiy
Знак АО "Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет". © Фото : Public domain / Stas Kozlovskiy

"Пассажиры — самые обычные. На одном архивном фото из самолета выходит крестьянин", — рассказывает экскурсовод Головного отраслевого музея истории гражданской авиации в Ульяновске Виктор Чухин. Добавляет: "Видимо, очень зажиточный".

Советская авиапочта. Оттиск специального штемпеля акционерного общества "Добролет" в честь первого перелета по маршруту Москва — Иркутск — Москва, 1928 год. © РИА Новости / А. Доженков
Советская авиапочта. Оттиск специального штемпеля акционерного общества "Добролет" в честь первого перелета по маршруту Москва — Иркутск — Москва, 1928 год. © РИА Новости / А. Доженков

Радиосвязи не было, навигационных приборов — тоже. Летали только в хорошую погоду, ориентируясь по железной дороге. Пилоты и бортмеханики — немцы, они же готовили российских специалистов.

Акция в один рубль золотом на предъявителя АО "Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет". Москва, 1925 год. CC BY-SA 4.0 / DKP64 /
Акция в один рубль золотом на предъявителя АО "Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет". Москва, 1925 год. CC BY-SA 4.0 / DKP64 /

С ветерком на камышовом кресле

Пятого мая 1929-го в небо поднялся первый отечественный серийный пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9) конструкции Андрея Туполева. Он вмещал девять кресел из плетеного камыша, рядом с каждым — открывающееся окно.

Самолет АНТ-9. © Фото : объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации "Ростех")
Самолет АНТ-9. © Фото : объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации "Ростех")

До этого пятиместный ПМ-1 авиаконструктора Николая Поликарпова, построенный в 1925-м, курсировал между Москвой и Берлином.

Аэровокзал на Ходынке открылся в 1931-м. К 1940 году в стране насчитывалось уже полторы сотни аэропортов.

В 1932-м создали "Аэрофлот".

Схема воздушных линий "Аэрофлота" (1949 год). © Public domain
Схема воздушных линий "Аэрофлота" (1949 год). © Public domain

Рекорды "Максима Горького" и "Аннушки"

Агитационный восьмимоторный АНТ-20 "Максим Горький" (ПС-124) в 1934-м был самым большим в мире. На борту — радиоустановка, кинопроектор, фотолаборатория, типография, библиотека, электростанция.

Советский пассажирский восьмимоторный самолет-гигант АНТ-20 "Максим Горький" (самое большое воздушное судно своего времени с сухопутным шасси) в сопровождении двух И-5 над Красной площадью в Москве, 1 мая 1935 года. © РИА Новости / Иван Шагин
Советский пассажирский восьмимоторный самолет-гигант АНТ-20 "Максим Горький" (самое большое воздушное судно своего времени с сухопутным шасси) в сопровождении двух И-5 над Красной площадью в Москве, 1 мая 1935 года. © РИА Новости / Иван Шагин

С 1948-го в небе — "Аннушка", или Ан-2. "Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги..." — именно о ней", — говорит экскурсовод центра "Космонавтика и авиация" ВДНХ Алексей Александров.

Самолеты Ан-2 на параде в честь 80-летия победы в Сталинградской битве, Волгоград. © РИА Новости / Павел Бедняков
Самолеты Ан-2 на параде в честь 80-летия победы в Сталинградской битве, Волгоград. © РИА Новости / Павел Бедняков

Конструктор Олег Антонов предложил машину, которой не требовалась бетонная полоса. "Может приземлиться на полянку, в самом глухом месте", — уточняет гид.

"Аннушка" летает до сих пор. И попала в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, который выпускается уже более 70 лет.

Пассажирский самолет Ан-10 "Украина", советский среднемагистральный пассажирский самолет. Создан под непосредственным руководством Олега Константиновича Антонова. Украинская ССР. © РИА Новости / Василий Малышев
Пассажирский самолет Ан-10 "Украина", советский среднемагистральный пассажирский самолет. Создан под непосредственным руководством Олега Константиновича Антонова. Украинская ССР. © РИА Новости / Василий Малышев

Тяжелый труд стюардессы

Сервиса для пассажиров в 1930-40-х практически не было. Первая и единственная на тот момент стюардесса в СССР — 20-летняя Эльза Городецкая — вышла на работу в 1939-м.

Житель Таджикистана проезжает верхом на горном яке мимо самолета Як-40. © РИА Новости / Ратушенко
Житель Таджикистана проезжает верхом на горном яке мимо самолета Як-40. © РИА Новости / Ратушенко

"Она закупала еду, посуду", — рассказывает руководитель клуба "Авиатор" на Преображенской площади Юрий Никитин.

Стюардессы "Аэрофлота" перед полетом. © РИА Новости / Утарбеков
Стюардессы "Аэрофлота" перед полетом. © РИА Новости / Утарбеков

По ее воспоминаниям, на борт приходилось тащить чемодан весом 40 килограммов, убирать самолет, готовить пассажирам и экипажу бутерброды. Летала она на рейсах Москва — Ашхабад: это 13 часов и две промежуточные посадки.

Московский аэропорт Внуково. © РИА Новости / Георгий Петрусов
Московский аэропорт Внуково. © РИА Новости / Георгий Петрусов

Правда, предположительно первая в мире стюардесса — американка Элен Черч — должна была еще избавляться от мух в кабине. А также компостировать билеты, заниматься погрузкой и разгрузкой багажа, убирать в салоне и у пилотов, раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить туалеты.

Стюардессы на аэродроме Домодедово. © РИА Новости / Георгий Петрусов
Стюардессы на аэродроме Домодедово. © РИА Новости / Георгий Петрусов

С икрой и шампанским

В 1950-х Туполев создал реактивный Ту-104. Сначала всего на 50 пассажиров. Купе класса люкс, салон первого класса, буфет с икрой и шампанским.

Советский авиаконструктор Алексей Андреевич Туполев на фоне самолета. © Фото : объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации "Ростех")
Советский авиаконструктор Алексей Андреевич Туполев на фоне самолета. © Фото : объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации "Ростех")

Летал из Москвы в Иркутск. В 1957-м состоялся первый коммерческий рейс в США.

Потом комфорт снижался, а вместимость увеличивалась — 80, 100, 115.

Первый советский пассажирский самолет на реактивной тяге Ту-104. © РИА Новости / Борис Вдовенко
Первый советский пассажирский самолет на реактивной тяге Ту-104. © РИА Новости / Борис Вдовенко

В 1961-м "Аэрофлот" получил борт для первых лиц государства. Лайнер создали на базе бомбардировщика-ракетоносца Ту-95.

Ту-114. © Фото : объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации "Ростех")
Ту-114. © Фото : объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации "Ростех")

"По сервису Ту-114 был лучшим в мире, его называли "самолет-отель", — говорит Виктор Чухин. — Салон-ресторан, спальные места, раздельные санитарные комнаты — мужские и женские — с большими зеркалами, раковинами". С такими удобствами на трансконтинентальных рейсах могло путешествовать до 170 пассажиров.

На этом роскошном лайнере Никита Хрущев прилетел в США. И в аэропорту не нашлось подходящего по высоте трапа.

Самолет Ту-114. © Фото : объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации "Ростех")
Самолет Ту-114. © Фото : объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации "Ростех")

Самый экономичный и безопасный

Лоукостеров в СССР не было, но авиабилеты были вполне доступными. Ил-18, серийно выпускавшийся с 1958-го по 1969-й, стал самым экономичным в своем классе. Перелет по стоимости приблизился к проезду в купейном вагоне.

"Авиаконструктор Сергей Ильюшин не гнался за рекордами, а заботился о пассажирах, — отмечает Алексей Александров. — На лайнере марки "Ил" у нас сейчас летает президент".

Обслуживание пассажиров на борту пассажирского самолета Ил-62. © РИА Новости / Владимир Иванов
Обслуживание пассажиров на борту пассажирского самолета Ил-62. © РИА Новости / Владимир Иванов

Впрочем, и рекордам место нашлось. Турбореактивный Ил-62 с конца 1960-х — основное воздушное судно "Аэрофлота". Управлять им в середине 1970-х училась Ираида Вертипрахова, единственная женщина — заслуженный пилот СССР. Весь экипаж, кстати, у нее был женским. На этом лайнере она установила рекорд беспосадочного полета — из болгарской Софии во Владивосток.

Самолет Ил-62. © РИА Новости / Дмитрий Козлов
Самолет Ил-62. © РИА Новости / Дмитрий Козлов

Первый широкофюзеляжный Ил-86 — один из самых безопасных в мире, подчеркивает Виктор Чухин. За 30 лет лайнеры перевезли без единого происшествия сотни миллионов пассажиров, проложив маршруты в 64 страны. Всего у Ил-86 — 17 официальных мировых рекордов.

В кабине четырехмоторного широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86. © РИА Новости / Владимир Иванов
В кабине четырехмоторного широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-86. © РИА Новости / Владимир Иванов

До сверхзвука раньше французов

Жемчужиной коллекции музея гражданской авиации в Ульяновске считается Ту-144. Самолеты этой модели могли развивать скорость до 2300 километров в час и подниматься на высоту до 17-18 тысяч метров.

Советский авиаконструктор Алексей Андреевич Туполев в аэропорту Шереметьево во время презентации сверхзвукового самолета Ту-144. © РИА Новости / Юрий Артамонов
Советский авиаконструктор Алексей Андреевич Туполев в аэропорту Шереметьево во время презентации сверхзвукового самолета Ту-144. © РИА Новости / Юрий Артамонов

Первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер поднялся в воздух 31 декабря 1968 года — на два месяца раньше англо-французского конкурента "Конкорда".

Сверхзвуковые пассажирские перевозки стартовали в СССР в ноябре 1977-го: Москва — Алма-Ата.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. © РИА Новости / Лев Поликашин
Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. © РИА Новости / Лев Поликашин

Билет стоил 68 рублей (на дозвуковом — 48). По отзывам пассажиров, они чувствовали себя как космонавты. Маленькие иллюминаторы, уникальная кабина, которая опускалась и поднималась, превращая самолет в стрелу. Время в полете — один час и 40-50 минут. У обычных — целых четыре.

Самолет Ту-144. © Фото : объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации "Ростех")
Самолет Ту-144. © Фото : объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в состав Госкорпорации "Ростех")

Кстати, именно на таком лайнере работала стюардесса Лариса Ивановна, о которой мечтал главный герой фильма "Мимино".

Кадр из фильма "Мимино". © "Мосфильм" (1977)
Кадр из фильма "Мимино". © "Мосфильм" (1977)

Но от сверхзвука гражданская авиация отказалась — дорого и нерентабельно.

В советском фильме-катастрофе "Экипаж" героем стал Ту-154 — самый распространенный авиалайнер в СССР. "Тушкам" принадлежит более 300 мировых рекордов по дальности, высоте и грузоподъемности.

Самолет Ту-154. © РИА Новости / Георгий Зимарев
Самолет Ту-154. © РИА Новости / Георгий Зимарев

На чем полетим

Сейчас, как рассказывают в Объединенной авиастроительной корпорации "Ростеха", разрабатывается и производится целая линейка отечественных пассажирских самолетов: Superjet и импортозамещенный SSJ-New, широкофюзеляжный Ил-96, созданный для труднодоступных районов Ил-114-300. МС-21 — среднемагистральный, нового поколения.

Полет нового российского пассажирского самолета Ил-114-300. © РИА Новости / Пресс-служба "Ростех"
Полет нового российского пассажирского самолета Ил-114-300. © РИА Новости / Пресс-служба "Ростех"

На выставке ВДНХ "Авиация. Мечты о полете" можно заглянуть в макет его кабины. Пока идет импортозамещение перед запуском самолета в серию, на пассажирских линиях он еще не используется. Зато в конце 2022 года на лайнере успел полетать Дед Мороз. Кстати, волшебник одобрил.

Дед Мороз и Снегурочка в аэропорту Храброво в Калининграде. Дед Мороз прибыл из столицы на самолете МС-21 авиакомпании "Россия". © РИА Новости / Виталий Невар
Дед Мороз и Снегурочка в аэропорту Храброво в Калининграде. Дед Мороз прибыл из столицы на самолете МС-21 авиакомпании "Россия". © РИА Новости / Виталий Невар