После знакомства с психологическими учениями зарубежных психологов создается впечатление, что смысл человеческой жизни состоит в непрерывном стремлении к удовольствиям, спокойствию и бегству от разного рода трудностей, которые мешают получению этих удовольствий и вызывают беспокойство. Остановить человека могут только препятствия в виде запретов, законов или других людей.
Отечественная психология не отрицает наличие у людей биологических потребностей в пище, комфорте, половом удовлетворение, но не ставит их во главу угла жизни человека. Научно доказано, даже на уровне физиологии человека, что кроме всех перечисленных потребностей существуют потребности в познании, общении, саморазвитии, творчестве. Жизнь в обществе наполняет их новым содержанием и превращает в желания. Например, потребность в общении может стать желанием общения с конкретными людьми.
Отечественные психологи, рассматривая жизнь человека, в первую очередь опирались на реализацию потребностей высокого порядка в деятельности человека. Возникает желание, ставится цель, выбираются способы ее достижения. Цель может достигаться, а может не достигаться и отодвигаться во времени. Если что-то получается, то мы радуемся, если нет, то огорчаемся, делаем выводы. Так каждый день у каждого человека строиться своя уникальная система деятельностей. Все это советский психолог Б.П. Братусь называет деятельностным слоем жизни. В нем реализуется все наши психические функции, такие как восприятие, память, внимание, мышление, речь, эмоции. Вне деятельности они невозможны.
Отечественная психология не ограничилась изучением деятельностного слоя жизни человека и задалась вопросом о смысле жизни и определила смысловой слой, который надстроен над всем, что мы делаем. Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.П. Братусь, в своих работах отмечали, что одна и та же деятельность у разных людей наделена разными смыслами. Для кого-то смысл его работы заключается в создании чего-то общественно полезного, для других – это получение выгоды.
Что же входит в этот смысловой слой и как его обнаружить?
Это достаточно сложное понятие, и чтобы его осознать попробуем его представить.
Представим человека в пространстве, где вокруг него имеется много всевозможных целей. Человек выбирает только те, которые ему важны. Для каждой цели нужны способы и средства. Также вокруг человека имеется огромное число способов и средств, которые накопило человечество. Человек обращается к тем, которые ему знакомы или незнакомы, но необходимы. И вот теперь важный момент. При выборе целей, на что будет опираться человек? Кто-то скажет на нужность, важность, знания, условия жизни и много чего еще. Так вот, когда речь заходит о нужности и важности, то тут мы переходим на смысловой слой нашей жизни. Кому нужно, для кого важно? Одно дело - важно и нужно для меня, другое дело - для моего знакомого. Одно дело - нужно и важно для настоящего и другое дело - для будущего.
А при выборе средств достижения целей, на что будет ориентироваться человек? На свои возможности. Одно дело - физические или умственные возможности, другое дело - нравственные возможности. Если речь идет о нравственных возможностях, то мы снова поднимаемся на смысловой уровень нашей деятельности. У меня цель – заработать деньги. У меня есть выбор между работой на зарплату и участием в мошеннической схеме на проценты. Что я выберу? Зависит от системы моих ценностей. Если я ценю деньги больше, то тогда понятно, что я выберу. Если я хочу не только зарабатывать, но и создавать что-то общественно важное, то и ту выбор мой понятен.
Значит, в этом пространстве кроме целей и способов их достижения должно быть что-то еще, на что ориентируется человек. Это что-то и составляет смысловой слой жизни человека.
Советский психолог Б.П Братусь. предлагает рассматривать в качестве составляющих смыслового слоя личностные смыслы и смысловые образования. Понятие личностных смыслов введено Леонтьевым А.Н. Он определил их моментами сознания человека и связал с мотивами деятельности. Они означают значимость чего-то для личности и характеризуются эмоциональным переживанием. Так, один человек испытывает радость от того, что достиг пенсионного возраста и вышел на пенсию, а другой, наоборот, печалится по этому поводу.
Братусь Б.П. расширяет понятие личностных смыслов и говорит о смысловых образованиях, которые не даны сами по себе, а проявляются при определенных условиях.
Одни смысловые образования проявляются в контексте будущего, когда человек задает себе вопрос: «Что мне это даст потом?». Так, чтобы понять смысл поступления в институт, нужно заглянуть в то время, когда этот институт будет закончен. Чтобы понять смысл жизни, нужно предположить, что останется после того, как она закончится. Отсюда часто можно слышать, что смысл жизни заключается в детях, научных трудах.
Другие смысловые образования связаны с уровнем смысловой сферы личности и проявляются в выборе целей. Братусь Б.П. говорит о трех таких уровнях, а именно, эгоцентрическом, группоцентрическом, социальном. Более подробно о них я пишу в статье «Отечественная психология о жизненных ориентирах личности». Так, один человек заводит знакомства ради личной выгоды, другой ради общения, третий для оказания помощи другим.
Смысловые образования также обнаруживают себя в качестве ценностей, которые помогают в выборе целей и способов их достижения. Например, один человек может купить краденную машину, так как считает, что для достижение цели – приобрести автомобиль, все средства хороши. А другой не сможет, так как не хочет стать соучастником в нарушении чужих прав.
Значит в пространстве, где человек стоит перед выбором целей и способов их достижения имеются еще личностные смыслы, связанные с мотивами, жизненные ориентиры, связанные с направленностью на себя или на других, ценности, взятые из общественного сознания, а также представление о своем будущем.
Так смысловой строй не только надстроен над деятельностным, но и оказывает на него определенное влияние.
Таким образом, отечественные психологи рассматривали человека не просто как представителя биологического вида, стремящегося к получению удовольствия и вечно убегающего от неудач, а как личность, жизнь которого наполнена целями и смыслами.
Возможно, вам будет интересна статья «Как зарождается личность в понимании отечественной психологии».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.