На днях мне посоветовали посмотреть фильм "Последняя дуэль". При всей моей нелюбви к историческим фильмам, тут прям есть о чем подумать, как с точки зрения режиссуры, так и сюжета.
Собственно, сюжет
История максимально простая. Кажется, ну зачем вообще снимать целый фильм на такую банальщину.
14 век. Красивая девушка из семьи, попавшей в опалу короля, выходит замуж за фактически первого и фактически единственного, кто согласился ее взять в жены и то по расчету, так как с ней шло неплохое приданное. Им оказался Жан де Карруж, у которого были проблемы с деньгами.
Тем временем друг Карружа - Жак ле Гри подружился с королем, начал на него работать - собирать неуплаченные в казну долги. Случается конфуз - часть приданного невесты - земли, приходится отдать за долги королю, а тот в благодарность дарит их ле Гри. Из-за чего Карруж с ле Гри ссорятся и Карруж тоже попадает в немилость королю.
Спустя пару лет, на торжественном приеме бывшие друзья снова встречаются и мирятся. Карруж знакомит ле Гри со своей красавицей женой и тот влюбляется в нее. В Средневековье было не принято отбивать чужих жен (сомнительно, вообще-то, ну да ладно), но чувства были сильны, он находит момент, когда Маргарет остается одна, приходит к ней, признается в любви, она, как приличная дама, пытается его отшить, но тот непреклонен и насилует ее прямо в семейном ложе. К слову, ле Гри был красавцем (чего не скажешь о Карруже), прекрасно об этом знал и нравится в том числе и Маргарет.
И вот Карруж возвращается, Маргарет рассказывает ему о свершившемся насилии, тот приходит в ярость (к этому моменту ле Гри отнял у Карружа все - земли, которые он должен был получить, военный полк, который достался в наследство от отца, а тут еще и на жену покусился). Они ходят по судам и доходят до верховного суда у короля в Париже. Тот не знает, кому верить и назначает дуэль, где божьей волей произойдет правосудие. Исхода у дуэли может быть 2: или выигрывает Карруж и это значит, что насилие действительно было и тогда пара счастливо отправится домой, или выигрывает ле Гри и тогда Карружи все наврали, Маргарет разденут и голой сожгут на костре. Вообщем хэппи энда не предполагалось, кто-то должен был умереть (как хорошо, что мы больше не в Средневековье).
По итогам битвы еле-еле выигрывает Карруж, убив ле Гри, которого голым протащили привязанным за ноги к лошади и повесили.
Вот и весь сюжет. История одного изнасилования.
Режиссура
И это была бы совсем простая история об изнасиловании, но режиссер (Ридли Скотт) решил показать историю с трех сторон - де Карружа, ле Гри и Маргарет. Прокрутив трижды одно и то же с чуть разных сторон. На мой взгляд, самое спорное тут, что были показаны одни и те же кадры во всех трех историях. Та же сцена знакомства на торжественном приеме показывается аж три раза, причем с одних и тех же ракурсов. Очень странный прием, откровенно говоря. Ну если уж показываешь историю с трех сторон, то показывай до конца.
Это во-первых убивает динамику повествования. Во-вторых, чувствуешь себя идиотом, когда тебе показывают одно и то же трижды. В-третьих, художественный фильм становится похожим на хроники полиции.
Как идея - прикольно посмотреть, как видели ситуацию с разных сторон, но реализация отвратительная. Как минимум, потому что особых разночтений тут нет. Тут уж или показывай сразу с трех сторон (так как мелкие детали действительно важны для сюжета), или показывай трижды, но совсем с разных позиций.
При этом, мне показалось не до конца раскрытым отношение Маргарет к ле Гри. Да, понятно, что она считала его симпатичным. Но были ли у нее какие-то более сильные чувства к нему и какие чувства у нее были к мужу - так и осталось не понятным. Самый кринж, как ее все вокруг спрашивают, в том числе на суда прилюдно, получается ли она оргазмы от мужа, потому что если нет, то это и есть объяснение, почему у них нет детей. Опять же, не уверена, что в Средневековье кого-то волновали женские оргазмы и если это был способ показать, что она была не в восторге от мужа, то способ странный.
Послевкусие
Как бы то ни было, фильм решает задачу с открытым концом, при этом очень интересно. Обычно просто заканчивается ни на чем и думайте сами, чем все закончилось. Тут же логичное завершение, но думайте сами, кто был прав.
Вопрос, собственно, один.
Нужно ли было Маргарет сознаваться в изнасиловании?
В чем главная проблема? Она, почему-то не знала, что все может зайти так далеко - что ее могут сжечь на костре, что может быть дуэль с смертельным исходом. Не понятно, почему она этого не знала и почему ей об этом никто не сказал.
Фильм предлагает подумать о моральных ценностях и встать на чью-то сторону.
1. Маргарет сама виновата. Ле Гри ей действительно нравился. Она подавала ему знаки внимания (или ему самому так казалось или хотелось это видеть - тоже открытый вопрос), молодец, что повела себя, как приличная девушка и не отдалась ему без сопротивления, но мужу говорить не стоило, чтобы не навлекать еще большее негодование на свою семью с итак запятнанной репутацией. Скромнее надо быть! Изнасиловал красавчик, поплачь (или порадуйся) в уголке и живи дальше.
2. Маргарет сделала все правильно, по совести. Ее честь была опорочена, а муж ее опора и защитник, должен был разобраться и защитить честь, во чтобы то ни стало.
3. Карруж виноват во всем и сам поплатился. Он весь фильм ведет себя, как человек, вообще не задумывающийся о последствиях. То подает в суд на ле Гри, то прилюдно ругается с вассалом местным, в обоих случаях выставляя себя посмешищем. Судя по всему не может удовлетворить жену (ну тут уж она тоже даже в личной беседе говорит, что все ок - говорите со своими партнерами, если вам что-то не нравится!!). Он сам принял решение пойти во все инстанции и судиться с ле Гри об обесчествовании жены, над чем тоже все смеялись и упрекали его.
Что думаете? На чьей стороне правда?