Александр Гайдай — старший брат знаменитого режиссера, он тоже прошел горнило войны. Александр должен был стать сапером, но в грозные дни отступления на фронтах журналист оказался для армии не менее нужным. Так 22-летний Александр Ионович Гайдай попал в распоряжение политуправления ЗавВО.
До войны, еще старшеклассником, Александр Гайдай печатался в иркутской газете «Советская молодежь». В 1939 году он поступил на физико-математический факультет ИГУ, вместе с учебой начал работать в газетах «За здоровую смену» и «Восточно-Сибирская правда». И, может быть, в дальнейшем Александр Ионович стал бы инженером, преподавателем или ученым, но война распорядилась иначе.
С первых же дней войны Александр Гайдай, как и многие его сверстники, хотел попасть на фронт и защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков, и в июле 1941 года он стал курсантом Черниговского военно-инженерного училища, перебазированного в Иркутск. Александр уже видел себя сапером — по такой военной специальности готовили в этом училище и экстренно выпускали с присвоением звания лейтенанта. И в каком же смятении он находился, когда начальник учебного заведения ознакомил его с предписанием об отчислении… Оказалось, что Рабоче-крестьянской Красной армии журналисты оказался не менее нужными, чем саперы. Их задача — воспитание и укрепление боевого духа солдат.
Военную службу Александр Гайдай прошел на восточных рубежах Родины — в ожидании грозной опасности на приграничной полосе Забайкальского фронта, а потом и в боевых действиях против милитаристской Японии — в составе моторизованной группы он прошел остроги Большого Хингана. Тогда 6-я гвардейская танковая армия прошла более 450 км, преодолела этот горный хребет, подавила сопротивление в укрепрайонах и вышла на маньчжурскую равнину, тем самым поставив японское командование перед фактом военного поражения Квантунской армии.
О военных буднях Александр Гайдай писал в «Военных тетрадях»:
«Жили мы сурово и тревожно. В памяти встают полубарачные казармы, землянки с мигающими от перебоев движка лампочками, командировки на открытых всем ветрам грузовиках и в «теплушках». Поздней осенью и ранней весной в приаргунских плавнях и на сопках горели травы. Выжигали их, чтоб не просмотреть лазутчиков»...
«Во время Маньчжурского похода военная редакция, погрузив типографское оборудование на грузовик, участвовала во взятии Хайларского укрепрайона и, что называется, «с колес» печатала репортажи о стремительном броске наших моторизованных частей через неприступные хребты Хингана»…
Приказом ВС 36-й армии № 7/н от 7 сентября 1945 года фронтовой корреспондент газеты «Вперёд, к победе!» старший лейтенант Гайдай награжден орденом Отечественной войны 2-й степени за смелое и добросовестное выполнение заданий редакции, в местах проведения боев.
Из армии Александр Гайдай демобилизовался в 1953 году в звании майора.
Скончался 27 октября 1994 года (через год после смерти младшего брата Леонида).
Я, отвыкший от ласки, от мирного крова,
Радость встречи душою солдата пойму
И не в силах сказать затаенного слова,
Неумело и нежно тебя обниму.
И впервые поверив, что мы теперь вместе,
Что все муки, все беды теперь позади,
Я припомню, как сон, дым горящих предместий,
Скорбных женщин в лохмотьях на долгом пути.
Может, так это будет, а может – иначе,
Но придет это час, мы достойны его.
Ради гнева к врагу мы любовь свою прячем,
Ничего не прося, не сказав ничего.
1944, Александр Гайдай
#научныйполк