Найти тему

Международная научная конференция «Исламоведение: факт, метод, интерпретация», 2-3 февраля

Афиша мероприятия
Афиша мероприятия

2-3 февраля 2023 г. в Институте философии РАН при поддержке Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины состоялась международная научная конференция «Исламоведение: факт, метод, интерпретация», приуроченная к пятнадцатилетию сектора философии исламского мира и выходу в свет первого выпуска журнала исламской философии «Ишрак». Целью Конференции было обсудить образ современного исламоведения, его инструментарий и состояние ключевых его направлений. Ежегодник исламской философии «Ишрак» на протяжении двенадцати лет служил площадкой для широких дискуссий об оптике академического исламоведения и о результатах новейших исследований в данной области. Одноименный журнал-преемник, учрежденный Институтом философии в 2022-м году, призван продолжить традиции ежегодника, заложенные его безвременно ушедшим главным редактором — Янисом Эшотсом (1966-2021), блестящим ученым-исламоведом, крупным специалистом по исламской философии. За два дня Конференцию посетило множество друзей «Ишрака», востоковедов и исламоведов широкого профиля, задающихся вопросом о современном образе своих дисциплин. Дискуссии проводились на двух языках – русском и фарси. Все выступления и доклады сопровождались последовательным переводом с и на русский язык и фарси.

Хамид Хадавимогаддам, Казем Джалали, Андрей Вадимович Смирнов
Хамид Хадавимогаддам, Казем Джалали, Андрей Вадимович Смирнов

Конференция открылась обращением Андрея Вадимовича Смирнова, академика РАН, доктора философских наук, руководителя сектора философии исламского мира Института философии РАН, который выступил председателем программного комитета всей Конференции. Андрей Вадимович поприветствовал почетных гостей и всех участников Конференции, собравшихся в торжественной обстановке для обсуждений актуальных проблем востоковедения.

Далее с приветственным словом выступил Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов, академик РАН, доктор философских наук, профессор, ВРИО директора Института философии РАН. Абдусалам Абдулкеримович поблагодарил приехавших в Институт гостей из Ирана и всех собравшихся за их участие и внимание к событию, важному не только для востоковедения, но и для философии вообще. Абдусалам Абдулкеримович отметил, что одной из новых задач, стоящих перед исследователями, является не просто количественное расширение знаний, но их качественное обогащение.

Абдусалам Абдулкеримович
Абдусалам Абдулкеримович

Далее Андрей Вадимович передал слово Казему Джалали, Чрезвычайному и полномочному послу Исламской республики Иран в Российской Федерации. Казем Джалали высказал благодарность Институту философии РАН за проведение такого мероприятия и отметил особую ценность взаимоотношений Института философии с Фондом исследований исламской культуры имени Ибн Сины. По словам Казема Джалали, организованная Конференция является «большим океаном» в потоке двусторонних связей России и Ирана, поскольку именно совместное познание нового является тем столпом, на котором могут выстраиваться тесные взаимоотношения двух культур.

Далее перед участниками Конференции выступил Хамид Хадавимогаддам, доктор философии, президент Фонда им. Ибн Сины. Г-н Хадавимогаддам отметил, что прошло уже 15 лет с начала активного сотрудничества Фонда с Институтом философии РАН. Он вспомнил детали того, как прошла его первая встреча с Андреем Вадимовичем и Абдусаламом Абдулкеримовичем, на которой они долго и оживленно обсуждали свои будущие совместные проекты и планы совместной работы. За 15 лет такого сотрудничества было выпущено около 30 книг и проведено порядка 10 различных научных мероприятий. Тема настоящий Конференции – «Исламоведение: факт, метод, интерпретация» – полностью укладывается в русло совместных исследований Фонда и Института.

Продолжилась Конференция работой первой секции, получившей название «Метод». Модераторами секции выступили Рузана Владимировна Псху, доктор философских наук, доцент кафедры истории философии Российского университета дружбы народов, и Татьяна Георгиевна Корнеева, кандидат философских наук, научный сотрудник сектора философии исламского мира. Перед началом заседания участникам конференции был представлен небольшой фильм, посвященный продолжительному сотрудничеству Института философии РАН и Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины. Первым докладом в рамках работы секции стал доклад Андрея Вадимовича Смирнова «Философия и востоковедение». В своем докладе Андрей Вадимович отвечал на вопрос о том, почему философия и востоковедение необходимы друг другу. При этом само слово «востоковедение» было использовано условно – вместо него, как отметил сам выступающий, могло стоять, например, «западноведение», как это предлагал египетский философ Хасан Ханафи, или же «россиеведение», поскольку в рамках своего доклада Андрей Вадимович хотел остановиться на специфике работы философа с такой культурой, к которой он сам не принадлежит и, соответственно, интуициями которой он не обладает. Основным тезисом выступления была мысль о том, что «востоковедение» и философия не могут выполнить свои главные задачи друг без друга. Задача философии заключается в том, чтобы открыть предельные основания всего, о чем может идти речь и что может исследоваться. Задача востоковедения – показать, каким образом выстраивается в своей целостности другая культура, та, к которой сам исследователь не принадлежит. И сделать это можно только в том случае, если начать с самых оснований, то есть именно с того, чем занимается философия. Лишь выявление предельных оснований философской традиции и выстраивание европейского, индийского, китайского или исламского разума может дать ученым право говорить о равноправии философских традиций, поскольку только в таком случае у исследователей появятся равные эпистемологические основания.

Следующим выступающим стал профессор Университета Кума Ахмад Хусайн Шарифи, который представил доклад на тему «Прикладная этика: чтойность и основания». Он поблагодарил организаторов Конференции за возможность присутствовать на такой встрече, отметил гостеприимство сотрудников Фонда имени Ибн Сины, а также обратил внимание на ценность той работы, которую осуществляет редакция издания «Ишрак». В рамках своего выступления Ахмад Хусайн обратился к прикладной этике, поскольку, несмотря на долгую историю изучения данного вопроса, литературы по этой проблеме достаточно мало. Суть прикладной этики заключается в изучении способов применения принципов и ценностей конкретной этической школы в отношении рамок поведения, конкретных моделей поведения. Ахмад Хусайн отметил, что важно понимать ту область и ту науку, к которой применяются те или иные этические нормы. Так, без понимания медицины невозможно найти решение этических дилемм, существующих в этой науке. В рамках доклада Ахмад Хусайн сформулировал те особенности, которыми необходимо обладать исследователю, занимающемуся прикладной этикой, для более продуктивной работы в данной области.

Продолжилась работы секции докладом Нура Сериковича Кирабаева, доктора философских наук, профессора, проректора по научной работе Российского университета дружбы народов, на тему «О роли научных школ России в развитии историко-философского исламоведения (вторая половина XX - начало XXI вв.)». Нур Серикович начал свое выступление с уточнения предмета исламоведения: не затрагивая его концептуальную сторону, которая ранее уже была освещена Андреем Вадимовичем, он отметил, что 10 лет назад известный исламовед Станислав Михайлович Прозоров опубликовал статью под названием «Научное исламоведение?» Многие вопросы, которые тогда поставил Прозоров, были сняты, однако же проблемы, по словам Нура Сериковича, остались. Среди таких проблем Нур Серикович отметил проблему источников в исламоведении, понятийного аппарата и методологии. Особое внимание в рамках доклада было уделено описанию процесса подготовки новых кадров для развития исламоведения в России.

Работа секции завершилась выступлением Саййида Ахмада Гаффари на тему «Методология современных исламоведческих исследований». Саййид Ахмад еще раз высказал слова благодарности организаторам Конференции и пригласил сотрудников редакции журнала «Ишрак» посетить Иран. В своем докладе Саййид Ахмад говорил о том, что изучение методологии исламоведческих исследований помогает лучше понять само направление в целом. Саййид Ахмад подробно становился на методе «иджтихад», т.е. «приложении собственного усилия учёного с опорой на традицию», который он считает наиболее верным и подходящим в силу своей комплексности. В заключение он отметил, что данная Конференция призвана стать началом тесного плодотворного сотрудничества, двигающего «огромный корабль под названием Исламская философия».

После небольшого перерыва в торжественной обстановке состоялось подписание меморандумов о сотрудничестве между Институтом философии РАН, Университетом г. Кум и Иранским институтом философии. Абдусалам Абдулкеримович отметил, что многое было сделано до подписание таких значимых документов, однако этот шаг, без сомнения, даст всем сторонам дополнительный стимул к дальнейшей продуктивной работе.

Продолжился первый день Конференции вечерним заседанием секции «Метод». Ведущими выступили Владимир Альбертович Дроздов, кандидат филологических наук, доцент кафедры иранской филологии Санкт-Петербургского государственного университета, и Юлия Евгеньевна Федорова, кандидат философских наук, научный сотрудник, заместитель руководителя сектора философии исламского мира Института философии РАН. Первым докладчиком стал Мухаммад Джавад Исмаили, профессор Иранского института философии, который выступил с темой «Традиционное изучение философии в современном Иране». Прежде всего Мухаммад Джавад поблагодарил Хамида Хадавимогаддама и Андрея Вадимовича Смирнова за организацию такой Конференции и приглашение на нее в качестве выступающего. В рамках своего доклада Мухаммад Джавад рассмотрел особенности исторического развития данного процесса вместе с другими его чертами, которые оказываются принципиально важными для лучшего понимания специфики изучения философии в Иране сегодня. В частности, Мухаммад Джавад отметил исключительную важность обращения к древним арабским источникам, что предполагает обязательное изучение языка этих текстов. В ходе выступления были названы те ключевые работы, на которые опирается современная философская традиция в Иране, что вызвало особый интерес среди слушателей.

Далее слово было предоставлено представителю Института истории АН Узбекистана, кандидату философских наук Бахадыру Мусаметову, который представил доклад на тему «Проблема изучения методологии научных исследований в средневековом мусульманском мире». Он отметил, что, говоря о методологии в мусульманском мире в средние века, нельзя не затронуть теорию научного знания, разработанную Аристотелем, которая была заимствована и далее применена на практике. В докладе особое внимание было уделено взаимоотношению наук, а именно тому обстоятельству, что в одном случае одна наука может быть полностью подчинена другой, как в случае, например, геометрии и оптики. В другом же случае только часть одной науки подчинена другой. Бахадыр привел пример изучения радуги вместе с другими схожими явлениями. В третьем случае возможно, что какая-то одна проблема конкретной науки подчинена другой науке, как в случае с проблемой медленного заживления круглых ран. Бахадыр Мусаметов также поделился с участниками Конференции своими текущими проектами и дальнейшими научными планами.

Далее слово было передано Рузане Владимировне Псху, доктору философских наук, профессору кафедры истории философии Российского университета дружбы народов. Рузана Владимировна представила доклад на тему «История изучения раннего суфизма: имена, методы, горизонты». По словам выступающей, данная работа представляет тот методологический проект, над которым она сейчас работает. Свой доклад Рузана Владимировна посвятила своему педагогу арабского языка Валентине Дмитриевне Семеновой. Рузана Владимировна познакомила участников Конференции с существующими методологическими подходами к изучению суфизма, а также выразила свою точку зрения относительно наиболее продуктивных из них. Особое внимание было уделено методу трансцендентальной герменевтики Герхарда Оберхаммера, который докладчик считает наиболее адекватным при исследовательской работе с текстами суфизма, созданными людьми, разделяющими общую трансцендентальную открытость сознания к абсолютному, что предполагает необходимость аналогичной установки исследователя, поскольку без этого текст останется закрытым от читателя.

Далее перед собравшимися выступил представитель Научно-издательского центра гуманитарных и исламоведческих инициатив (САМТ) Давуд Мехдизадеган. Доклад был посвящен изучению исламской истины в рамках постреволюционной этики и культуры. Перед любым исследователем встаёт вопрос: каким образом отделить истинное от ложного и как можно трактовать этот процесс? Вопрос об истинности того или иного явления является одним из ключевых для каждого человека, поскольку такой вопрос выступает одним из основополагающих в формировании человеческого существа как такового. Давуд Мехдизадеган последовательно обсудил проблему этого экзистенциального вопроса в рамках исламоведения. Также было отмечено, что за 30 лет существования организации САМТ было опубликовано свыше 2500 различных учебных пособий, посвященных изучения исламской культуры, что стало большим вкладом в развитие данной научной области.

Завершился первый день международной научной конференции «Исламоведение: факт, метод, интерпретация» докладом Ильшата Рашитовича Насырова, доктора философских наук, ведущего научного сотрудника сектора философии исламского мира Института философии РАН, на тему «О важности междисциплинарного взаимодействия». Ильшат Рашитович обратил внимание слушателей на то обстоятельство, что историческая картина формирования общественной мысли мусульманского Востока нуждается в философии истории. По словам Ильшата Рашитовича, выдвижение новых смелых подходов к объяснению исторических процессов и культур мусульманских народов служит условием плодотворного развития исследований в области арабо-мусульманской философии. Исследователи арабо-мусульманской философской традиции, как правило, не являются специалистами по истории, что делает необходимым взаимодействие таких исследователей с сообществом профессиональных историков для усовершенствования своих научных разработок.

Второй день конференции был посвящен работе следующей секции, получившей название «Факт, интерпретация». Модераторами выступили Нур Серикович Кирабаев и Ильшат Рашитович Насыров. Первым докладчиком был директор Иранского института философии Аскар Дирбаз, представивший доклад «“Феминистическое богословие” и природа влияния женщины на семью и общество». Проблема женщин и феминизма относится к числу тех, которые затрагиваются практически каждой школой философской мысли. Основным тезисом доклада стала мысль о том, что в определенном смысле богословие может оказаться более полезным для женщин, чем феминизм. В рамках своего доклада Аскар Дирбаз затронул такие темы, как взаимоотношения прикладной теологии и теологии феминизма, типы и масштабы теологии феминизма, а также развитие исламского богословия как конкурирующей теории.

Далее слово было передано Владимиру Альбертовичу Дроздову, который выступил на тему «Проблема авторства средневековых персидских сочинений». Владимир Альбертович подробно остановился на тех персидских поэтах и писателях, чей вклад в иранскую и мировую культуру неоспорим и признан мировым сообществом. Дело в том, что многие вопросы, поставленные рядом филологов еще в середине прошлого века, так и не были решены до сих пор. Именно поэтому затронутая в докладе тема требует дальнейшей работы новых исследователей. Участники Конференции познакомились с перечнем проблемных текстов, а также с предложенными ранее способами решить проблему их авторства. Глубокий текстологический анализ, проделанный Владимиром Альбертовичем, был высоко оценен слушателями его доклада.

Следующим сообщением стал совместный доклад сотрудников Института философии РАН Татьяны Георгиевны Корнеевой и Юлии Евгеньевны Федоровой, называвшейся «Принцип тавхид у Насира Хусрава и Фарид ад-Дина Аттара: стратегии интерпретации». Во все века перед арабо-мусульманскими философами стояла проблема объяснения происхождения множественного мира из единого первоначала. Эта проблема получила в исмаилизме и суфизме разное решение. Если Насир Хусрав опирался на одну из двух пар метакатегорий арабо-мусульманской теоретической мысли асл-фар‘ «корень-ветвь», то Аттар использовал в решении данной проблемы вторую из них — захир-батин «явное-скрытое».

Продолжился второй день Конференции выступлением Искандера Расулевича Саитбатталова, кандидата филологических наук, доцента Уфимского университета науки и технологий. Искандер Расулевич представил доклад на тему «Интерпретация суфийского в тюркоязычной литературе Урало-Поволжья: мотивы или основа?», в рамках которого поделился с участниками Конференции результатами своих недавних научных исследований в данной области. Объектом внимания докладчика стала суфийская литература как предмет филологического изучения. Искандер Расулевич познакомил слушателей с основными характерными чертами суфиеведческих исследований в современной науке.

Далее слово было предоставлено Фарису Османовичу Нофалу, научному сотруднику сектора философии исламского мира Института философии РАН, и Андрею Александровичу Лукашеву, кандидату философских наук, старшему научному сотруднику того же сектора. Они представили совместный доклад на тему «Метафизика действия в арабской и персидской философских традициях». Метафизика действия является одним из основополагающих компонентов арабо-мусульманской и персидской философской мысли, однако ранее эта тема оставалась за пределами внимания исследователей средневековой онтологии, за исключением работ А.В.Смирнова по метафизике действия. Именно поэтому данный доклад и работа, ведущаяся его авторами, представляет не только большой интерес, но является необходимой для плодотворного развития исламоведения.

Заключительным докладом в рамках работы секции «Факт, интерпретация» стал доклад аспирантки Российского университета дружбы народов Ширин Мохамад Альюсеф, которая выступила на тему «Религиозное обоснование создания государства по Ибн ал-Азраку». В рамках своего доклада она познакомила слушателей с биографией Ибн ал-Азрака, его личностью, а также продемонстрировала рационалистическую и религиозную аргументацию, предоставленную Ибн ал-Азраком для определения прав и обязанностей каждого, кто находится у власти.

После завершения всех докладов участники Конференции перешли к дискуссии, где выступавшим были заданы вопросы, высказаны комментарии и предложения.

После перерыва состоялась презентация серии «Философская мысль исламского мира» и журнала исламской философии «Ишрак», приуроченная к пятнадцатилетию сектора философии исламского мира. Андрей Вадимович Смирнов отметил, что смысл работы сектора за прошедшие 15 лет заключался в том, чтобы задать наивысшую возможную планку академического философского исламоведения. Результаты работы нашли воплощение в 21 томе серии «Философская мысль исламского мира», которая содержит 4 раздела («Первоисточники», «Переводы», «Исследования», «Учебники»), и в 10 томах ежегодника исламской философии «Ишрак». Что касается будущего, то развитие философского исламоведения – основная цель не только прошедшей Конференции, но и всей той работы, которая была намечена за эти дни научного мероприятия.

Фото-репортаж состоявшейся международной научной конференции «Исламоведение: факт, метод, интерпретация» доступен по ссылке: https://iphras.ru/islamicstudies2023.htm