Найти в Дзене
О Москве нескучно

Трудная судьба одного из самых красивых павильонов на ВДНХ

Оглавление

Почему отказались от изначальных проектов павильона? Как выглядел итоговый утверждённый вариант? Правда ли, что из его стен лилась вода? Как получилось, что в 1954 году павильон открылся заново и уже имел другой внешний вид? Почему спустя всего несколько лет его превратили в металлическую коробку для показа техники? А также - как сейчас конструкции возвращают исторический облик? И что теперь будет размещаться внутри? Об этом и не только расскажу сегодня.

Из картины текла вода

Павильон №15 на ВДНХ сменил не только свой облик несколько раз, но и название. Располагается постройка прямо напротив фонтана "Каменный цветок". Появилась она ещё к открытию выставки в 1939 году и получила наименование "Поволжье". Однако с проектом всё вышло не так просто: его меняли не один раз. Первый вариант возник в 1937-м. Это были эскизы архитектора Георгия Чалтыкьяна. Он предлагал конструкцию из дерева, которая внешне напоминала пароход. В специальной литературе дают разную информацию: в одних источниках пишут, что павильон так и остался на бумаге; в других, что его успели построить. Создание выставки сопровождалось огромными проблемами и переносами сроков открытия. Поэтому часто меняли облик и самих павильонов.

Согласно второй точке зрения, после 1937 года павильон Чалтыкьяна был по сути готов. Но как раз из-за переноса даты открытия выставки его перестраивали уже по проекту другого архитектора - Александра Борецкого. Наконец, к августу 1939 года здание снова приобрело новые черты. Здесь уже никаких споров нет. Свой вклад в создание итогового варианта внёс зодчий Сергей Знаменский. Его павильон и увидели москвичи, которые впервые попали на выставку. Он имел ассиметричные формы. В центральной части располагалось огромное панно. На нём изобразили Куйбышевскую плотину и гидростанцию "Большой Волги". Картина внизу плавно переходила в каскадный фонтан. То есть нарисованные волны как будто превращалась в реальные.

Наверху сделали конструкцию в виде металлического моста. Справа находилась башня, которую венчала статуя В.И. Чапаева. Её создавал скульптор Павел Баландин. Далее оформление павильона продолжили с помощью барельефа во всю стену. Его тематика - земледелие. Декор левой части здания решили сделать в традиционном советском стиле: с гербом, сельскохозяйственными элементами и др. Как это часто бывало в 1930-х, архитектурное сообщество результатом осталось недовольно. В журналах тех лет писали, что выглядела постройка интересно. Только вот между собой её элементы совсем не сочетались.

Старые идеи по-новому

К 1954 году выставку решили кардинально переделать. В очередь на обновление записали и павильон "Поволжье". Старую конструкцию снесли. На её месте появилась совсем другая постройка. Её создавали архитекторы Е.В. Яковлев, а также И.М. Шошенский. Единственное, что напоминало о предыдущем павильоне, шум воды. Эту фишку зодчие сохранили. Теперь струи вытекали из боковых витражей с Куйбышевской (ныне Жигулёвской в Самарской области) и Сталинградской (сейчас - Волжской в Волгоградской области) гидроэлектростанций. Собиралась вода в небольших бассейнах, которые отделали голубым стеклом*.

На боковых частях павильона имелись горельефы (то же самое, что барельефы, но более выпуклые). Правда их тематика уже была другой: здесь посетители могли посмотреть на героические сражения под Царицыном (Волгоградом) в 1918-1920 годах и Сталинградом (советское название того же Волгограда) во время Великой Отечественной.

Центральную часть павильона дополнили пилонами с барельефами. Основная идея этих украшений - "торжество труда над покорённой водной стихией". Чуть выше входа разместили ещё один витраж. Здесь уже была карта Волги со всеми важными городами, которые на этой реке находятся. Венчали павильон скульптуры колхозника и колхозницы. Вместе они держали герб СССР. Оформление внутри здания посвятили природе и сельскому хозяйству Поволжья. На эту тематику сделали много разных панно.

От советской электроники до российского спорта

Свой торжественный облик павильон сохранял недолго. Архитектурная мода быстро менялась. Началась борьба с излишествами. Поэтому в 1958-м "Поволжье" потеряло все свои украшения. Фасад отделали вогнутыми листами анодированного алюминия. Интересно, что в создании нового облика принимал участие архитектор павильона образца 1954 года И.М. Шошенский. Постройка теперь должна была напоминать радиоприёмник, чтобы отсылать к новому названию: "Радиоэлектроника и связь". В торцах появились рельефные абстрактные формы. Нижнюю часть павильона украсили витражами с изображениями разной техники.

В таком виде павильон сохранился до 2014 года. Столичные власти тогда решили, что постройке нужно вернуть облик 60-летней давности. Сняв алюминиевый фасад, реставраторы обнаружили, что утрачена очень большая часть оригинального декора. Возможно, поэтому работы заняли так много времени и до сих пор не завершились. К восстановлению былых красот полноценно приступили только в 2019-м.

Процесс реконструкции павильона "Поволжье" в 2019 году. Яндекс.Панорамы.
Процесс реконструкции павильона "Поволжье" в 2019 году. Яндекс.Панорамы.

Сейчас павильон в целом выглядит практически готовым с парадного фасада. Боковые части по-прежнему ремонтируют, а строительные ограждения никуда не делись. То, что уже сделали, очень похоже на конструкцию образца 1954 года и выглядит красиво. Вернулось и историческое название над входом - "Поволжье". Однако внутреннее наполнение не будет связано ни с регионом, ни с техникой. Здесь хотят разместить музей Олимпийского движения России. Таким же станет и новое официальное наименованием павильона.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!