Найти тему
Агроэкспорт (Agroexport)

В 2022 году российский агроэкспорт в Китай вырос на 44%

По итогам 2022 года* Россия нарастила экспорт продукции АПК в Китай на 44% в стоимостном выражении. Физический объем поставок вырос на 36%. Благодаря такой динамике КНР вернула позицию крупнейшего покупателя российских сельскохозяйственных и продовольственных товаров, утерянную в 2021 году. Поднебесная остается лидирующим импортером российского рапсового масла, мяса птицы, говядины, соевых бобов, овса, семян льна, а также вышла на 1-е место среди покупателей российского меда и льняного масла.

По предварительным данным ФТС, в течение прошлого года российский экспорт рапсового масла в Китай увеличился в 2 раза в физическом выражении, а в денежном – в 2,4 раза. Таким образом, почти 70% всего российского экспорта рапсового масла пришлось на восточноазиатскую страну. «Рост объемов поставок связан с увеличением объемов производства рапса в 2022 году: если валовое производство рапса в 2021 году было только 2,7 млн тонн, то в 2022 году объемы выросли до 4,5 млн тонн. И в текущих условиях рынок КНР становится для нашей страны приоритетным», – указывает генеральный директор ассоциации «Росрапс» Сергей Тучин.

В 2022 году значительно выросли отгрузки из России в Китай рыбы и морепродуктов, совокупный объем которых превысил 500 тыс. тонн. В том числе физический объем экспорта мороженой рыбы увеличился на 46%, а выручка – на 68%. Ракообразных в КНР экспортировано на 30% больше показателя 2021 года. «Рост экспорта в Китай обусловлен несколькими факторами, – прокомментировали в пресс-службе Росрыболовства. – Во-первых, это растущий интерес со стороны КНР к продукции, произведенной российскими компаниями (мороженая рыба, филе, крабы). Второе – снятие ковидных ограничений, третье – перенаправление высвободившихся объемов экспорта в связи с введением санкций со стороны недружественных стран».

Отгрузки соевых бобов в Поднебесную остались на уровне 2021 года, при этом экспортная выручка увеличилась на 55%. Продажи в Китай растительного шрота и жмыха в 2022 году выросли в физическом выражении в 16 раз, а в стоимостном – в 7,7 раза.

Мяса птицы в КНР в прошлом году поставлено 139 тыс. тонн, что на 11% больше объема 2021 года. В денежном выражении рост показателя составил 53%. Таким образом, Китай сохранил лидерство среди покупателей российского мяса птицы: около 40% всего физического объема российского экспорта мяса птицы в прошлом году приходилось на эту страну (в 2021 году – 42%).

«Рост объемов поставок в Китай связан прежде всего с тем, что в 2022 году в стране отменялись избыточные ограничения и процедуры проверки продукции в рамках политики в отношении Covid-19, при этом усилился контроль в отношении импортируемой продукции на соответствие органолептическим показателям. Данные изменения в регламенте работ уполномоченных органов КНР были ожидаемы, и в преддверии этого российские производители усилили внутренние требования к продукции, поставляемой в Китай», – поясняет генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. Кроме того, он отметил возросший объем производства мяса птицы внутри России и, как следствие, увеличение предложения продукции, востребованной на китайском рынке. Одновременно удалось в течение прошлого года преодолеть значительную часть проблем, связанных с логистическими ограничениями вследствие отказа основных операторов от работы в России.

Китай является крупнейшим мировым производителем многих видов сельскохозяйственной продукции и занимает лидирующие позиции по выпуску овощей, зерна и фруктов. Основой сельского хозяйства Китая является растениеводство, на долю которого приходится около 70% всего аграрного производства. Одновременно КНР – крупнейший в мире импортер продовольственных товаров. По данным ITC Trade Map, в 2021 году Республика увеличила стоимостной объем импорта продукции АПК на 29%, до 209 млрд долл. и впервые обошла США по этому показателю. В стоимостной структуре импорта продукции АПК Китая преобладали соевые бобы (26%), свинина и пищевые субпродукты свиней (6,2%), говядина и пищевые субпродукты КРС (6%), кукуруза (3,9%) и ракообразные (3,3%) Основными поставщиками аграрных товаров в КНР в 2021 году являлись Бразилия, США и Таиланд.

Прогнозы на 2023 год

По оценке «Агроэкспорта», Россия имеет потенциал дальнейшего расширения поставок продовольствия в Китай. Среди наиболее перспективных категорий – рыба и морепродукты, зерновые культуры, мясная продукция и растительные масла.

Так, торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Китаем в сфере рыболовства и логистики продолжает развиваться, показывая хорошие результаты, подчеркивают в Росрыболовстве. «Для отечественной рыбной промышленности очень важно поставлять излишки продукции на внешние рынки, с фокусировкой на уход от сырьевой направленности и увеличении стоимости экспорта за счет поставок продукции глубокой переработки», – акцентируют там. В 2022 году Россия и Китай подписали дорожную карту по увеличению двусторонней торговли товарами и услугами до 200 млрд долл. к 2024 году. «Исходя из этого можно ожидать, что объемы поставок рыбы и рыбной продукции могут увеличиться. Помимо этого, Росрыболовство развивает цифровую экосистему вместе с китайскими импортерами для того, чтобы в цифровом виде оформлять разрешительные сертификаты на вывоз рыбы и рыбной продукции, что, безусловно, повлияет на рост объемов поставок рыбной продукции в КНР», – добавили в пресс-службе ведомства.

Существуют значительные возможности по дальнейшему наращиванию продаж в Китай основных видов растительных масел, в том числе рапсового. «Экспортный потенциал продуктов переработки рапса в Китай огромный, – уверен Сергей Тучин. – Но расширение возможностей экспорта напрямую зависит от роста производства рапса в Сибирском федеральном округе и активного включения рапса в севооборот на Дальнем Востоке, где традиционно существенную долю занимают соевые бобы».

Сохранение позитивной динамики экспорта в КНР прогнозируется и в сегменте мяса птицы. «В этом году мы ожидаем продолжения роста поставок. На наш взгляд, этому будут способствовать несколько факторов. Во-первых, отход руководства Китая от политики zero tolerance, восстановление ритмичности работы портов и в целом логистических цепочек. Во-вторых, мы видим продолжающееся снижение стоимости морских перевозок. Помимо этого, возможно некоторое снижение поставок из США, занимающих второе место по поставкам в КНР, на фоне ужесточения взаимной риторики», – оценивает Сергей Лахтюхов. По его словам, также сохраняются ожидания по открытию новых производственных площадок на поставки в Китай и их включению в систему CIFER.

*данные ФТС и Росстата по форме 8-ВЭС за январь-декабрь 2022 года