Как повествовали наши предки, сопоставляя день «морозобитой былинки», с днем Великопермских святителей, прославленной тем, что в русском поле она выстаивала под лютыми морозами и зимними ветрами. Наши предки в седой старине воодушевлялись и научались стойкости, видя ее одну, не сломленную, будто говорившую, что она не сойдет с русской земли, будет стоять за русскую землю вопреки всем невзгодам, сохранит славу русского поля. Так и вошедшие в православные святцы Великопермские святые, когда одного настигала смерть, другой вставал. Потому-то древняя Пермская церковь прославила их, положив их святые мощи покоится под одной ракой, во имя того, чтобы страна Пермская, «отринув заблуждение и мрак», стала страной несущей христианскую службу в грядущие времена.
Святители вошли в XV столетии в народную память, благодаря Житиям, старинным преданиям, которые разлетались по древней Руси, подобно светоносным птицам.
Как себе представить ту сторону Руси! Скованную холодами, охватывающую земли по реке Вычегде, далее - по Верхней Каме, названную Великой Пермью (ныне это земли Республики Коми). С незапамятных времен эту землю опустошали набеги диких вогуличей.
Жители спасались, покидая свои жилища, разбегались по лесам. Тогда-то на дикой ниве этой земли просиял святитель Герасим. Не жалея себя, не страшась смерти, он странствовал по глухим сторонам пермской земли из конца в конец. Он не переставал коренной зырянский народ успокаивать, вселял веру в помощь Свыше, ходил в стан вогуличей, увещевал свирепых. И вот, в конце – концов, те прекратили свои набеги. Но, как говорится в Житии святителя, «на Усть-Вымском святом лугу», он принял неповинно кончину. Он принял смерть от слуги вогулича, которого взял на воспитание, чтобы сделать из него проповедника православной веры среди диких его соплеменников». Это было не позднее 1447 года.
Но не осталась Великая Пермь без веры христианской! Чудовский архимандрит Питирим стал его преемником, известный тем, что будучи архимандритом Московского Чудова монастыря, в 1440 году крестил Иоанна III, сына великого князя Василия Темного. Но в это время в Двинских краях злобствовал Шемяка, уже осквернивший себя «кровию брата». Все церковное богатство Питирима было разграблено, «равно как и священная утварь, казна, книги, колокола», что вновь дало путь злосердию вогуличей. Мученическая кончина Питирима описана в Житии очень кратко: «И пришли тайно вогуличи в страну ту (т. е. в Пермскую) и предали многих смерти; сего же святаго, схватив на пути, как овча, предали особенно мучительной смерти, наученные сатаною». Это было 19 августа 1455.
Но и тогда не осталась земля Пермская без праведника. Встал столпом на ней святой Иона, и уже в 1463 году он окрестил Великую Пермь. При нем на Пермской земле воссияло немало церквей. Особо отмечено, что святой Иона принимал участие в делах высшего церковного управления. Так, в 1459 году, 12 декабря, за два года до своей кончины, он вместе с другими иерархами подписал увещание литовским епископам сохранять верность Московскому митрополиту.
Мощи трех епископов Великопермских Герасима, Питирима и Ионы покоятся в бывшем кафедральном соборе в Усть-Выми.