Найти тему

11 ФЕВРАЛЯ. ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯМ ВЕЛИКОПЕРМСКИМ

Святители Герасим, Питирим и Иона Великопермские
(икона: конец XIX — начало XX в.)
Святители Герасим, Питирим и Иона Великопермские (икона: конец XIX — начало XX в.)

Как повествовали наши предки, сопоставляя день «морозобитой былинки», с днем Великопермских святителей, прославленной тем, что в русском поле она выстаивала под лютыми морозами и зимними ветрами. Наши предки в седой старине воодушевлялись и научались стойкости, видя ее одну, не сломленную, будто говорившую, что она не сойдет с русской земли, будет стоять за русскую землю вопреки всем невзгодам, сохранит славу русского поля. Так и вошедшие в православные святцы Великопермские святые, когда одного настигала смерть, другой вставал. Потому-то древняя Пермская церковь прославила их, положив их святые мощи покоится под одной ракой, во имя того, чтобы страна Пермская, «отринув заблуждение и мрак», стала страной несущей христианскую службу в грядущие времена.

Святители вошли в XV столетии в народную память, благодаря Житиям, старинным преданиям, которые разлетались по древней Руси, подобно светоносным птицам.

Как себе представить ту сторону Руси! Скованную холодами, охватывающую земли по реке Вычегде, далее - по Верхней Каме, названную Великой Пермью (ныне это земли Республики Коми). С незапамятных времен эту землю опустошали набеги диких вогуличей.

Жители спасались, покидая свои жилища, разбегались по ле­сам. Тогда-то на дикой ниве этой земли просиял святитель Герасим. Не жалея себя, не страшась смерти, он странствовал по глухим сторонам пермской земли из конца в конец. Он не переставал коренной зырянский народ успокаивать, вселял веру в помощь Свыше, ходил в стан вогуличей, увещевал свирепых. И вот, в конце – концов, те прекратили свои набеги. Но, как говорится в Житии святителя, «на Усть-Вымском святом лугу», он принял неповинно кончину. Он принял смерть от слуги вогулича, которого взял на воспитание, что­бы сделать из него проповедника православной веры среди диких его сопле­менников». Это было не позднее 1447 года.

Но не осталась Великая Пермь без веры христианской! Чудовский архимандрит Пити­рим стал его преемником, известный тем, что будучи архимандритом Московского Чудова монастыря, в 1440 году крестил Иоанна III, сына великого князя Василия Темного. Но в это время в Двинских краях злобствовал Шемяка, уже осквернивший себя «кровию брата». Все церков­ное богатство Питирима было разграб­лено, «равно как и священная утварь, казна, книги, коло­кола», что вновь дало путь злосердию вогуличей. Мученическая кончина Питирима опи­сана в Житии очень кратко: «И пришли тайно вогуличи в страну ту (т. е. в Пермскую) и предали многих смерти; сего же святаго, схватив на пути, как овча, предали особенно мучительной смерти, наученные сатаною». Это было 19 ав­густа 1455.

Но и тогда не осталась земля Пермская без праведника. Встал столпом на ней святой Иона, и уже в 1463 году он окрестил Великую Пермь. При нем на Пермской земле воссияло немало церквей. Особо отмечено, что святой Иона принимал участие в делах высшего церков­ного управления. Так, в 1459 году, 12 декабря, за два года до своей кончины, он вместе с дру­гими иерархами подписал увещание литовским епископам сохра­нять верность Московскому митрополиту.

Мощи трех епископов Великопермских Герасима, Питирима и Ионы покоятся в бывшем кафедральном соборе в Усть-Выми.