Режиссер Э. Рязанов, киностудия Мосфильм, 1984 год.
Виновников было несколько, прямое обвинение можно предъявить только Карандышеву, который довершил общее дело, убив свою невесту.
Но все могло бы не только закончиться, но и происходить по-другому, если бы не пассивные но непрерывные усилия одного лица - маменьки Ларисы, Хариты Игнатьевны.
Автор пьесы «Бесприданница» А.Н. Островский, характеризует эту деятельную женщину как «вдову средних лет, одетую изящно, но смело и не по летам». Не претендую на пальму первенства в своем предположении что Харита Игнатьевна могла иметь планы на будущее относительно своей жизни.
Островский на эту тему ничего более не сказал, поэтому ограничусь предположением, хотя у этой версии есть прямое подтверждение - Огудалова всеми силами старалась спихнуть с рук дочерей. Будучи женщиной умной, она не могла не понимать, что ее титанические усилия ни имеют должной отдачи. Другими словами, шуму много, а толку нет.
Первые две дочери вышли замуж неудачно - одна за шулера, другую по дороге зарезал ревнивый муж. Казалось бы, пора остановиться и поискать для Ларисы что-то более спокойное. Но маменька не делает этого потому что ей нравится пребывать в роли оборотистой дамы, это ее стихия.
В наше время Харита Игнатьевна могла бы стать по крайней мере владелицей брачного агентства. В 19 веке права женщин были ограничены поэтому бурный нрав безнравственной вдовы изливался на торговлю собственными дочерьми.
В фильме героиня А.Фрейндлих не совсем соответствует тому, что написал Островский. Трудно сказать, зачем это понадобилось, но Харита Игнатьевна даже сочувствие порой вызывает, чего не могло быть по отношению к персонажу пьесы.
Именно усилиями матушки дом Огудаловых превратился в балаган, который приличные люди посещали лишь в исключительных случаях. Как мы помним, Кнурова Вася туда еле зазвал. И о заложенном доме в пьесе нет ни слова, напротив, Островский говорит о хорошей мебели и обстановке.
Фактически Харита Игнатьевна ведет себя как мошенница, выпрашивая у всех деньги за одну и ту же вещь под предлогом сделать приятное Ларисе. Она купается в своей изворотливости и не видит в этом ничего плохого. Человек, регулярно совершающий преступления юридические или нравственные, и не видящий в этом ничего дурного, страшен тем, что убежден в своей правоте.
Из-за матушки Ларисы случился скандал с кассиром банка, которого арестовали буквально у Огудаловых. После этого Ларису сватают за первого встречного, которым и оказался Карандышев, а у маменьки нет и тени раскаяния или осознания того, что вся ненужная кутерьма в доме происходит по ее вине.
Вряд ли сама Харита Игнатьевна смогла бы объяснить цель своих афер, мне кажется, что она просто не могла остановиться. О Ларисе уж точно не думала потому что дочери все это было противно, сама девушка об этом много раз говорила.
К сожалению, Лариса стала товаром для своей матери. Харита Игнатьевна заранее дала согласие даже на сожительство дочери с Кнуровым чтобы улучшить и свою жизнь тоже. Именно в ее руках девушка стала чувствовать себя вещью.
Первый раз об этом Лариса сказала до роковой поездки по Волге во время обсуждения маменьки с женихом ее свадьбы:
- Я вижу что я для вас кукла, поиграете вы мной, изломаете и бросите.
Так и получилось, вещью Лариса стать не смогла, она даже благодарит Карандышева за то что он сделал.
Харита Игнатьевна обязана была беречь честь и репутацию своей дочери, но вместо этого сделала ее участницей скандалов, после которых брак с приличным человеком был невозможен. Мать попустительствовала падению Ларисы и готовила ее к карьере содержанки, что и привело героиню пьесы и фильма к гибели.