Из года в год логопеды и дефектологи звонят во все колокола о том, что детей с проблемами в развитии речи становится больше.
По устаревшим данным газеты «Вести образования» от 2021 года 60% российских детей приходят в школы с нарушениями устной речи, к которым, естественно, приложатся проблемы с чтением и письмом.
Казалось бы, в муниципальных дошкольных учреждениях есть система бесплатной логопедической помощи, не говоря уже о частных логопедах и развивающих центрах. Тогда почему столько детей приходят в первый класс с речевыми дефектами?
Конечно, одна из причин в том, что система логопедической помощи обескровлена и перегружена. У нас в области, к примеру, на логопункт, еще три года назад, обязали брать 25 воспитанников. Причем половина из них должна быть с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Основание – замудренный криво прочитанный документ.
Но это не главное. Основная причина в том, что многие родители часто, по разным причинам, отказываются от занятий с логопедом в детском саду.
Нет, они готовы отдать своих крошек в руки специалиста по речи сразу с порога, только получив место в детский сад. Но идти СО СВОИМ ребенком за выпиской от психиатра и невролога при легких нарушениях, а тем более проходить ПМПК при тяжелых нарушениях речи, они не готовы.
Аргументов не приводят. Чаще всего, они слушают, кивают и уходят, как в густой туман корабли. Может быть они уходят к частным логопедам? Там не спросят никакой выписки.
Да, идут к частным логопедам, но только некоторые из них. Большинство детей остаются неохваченными логопедической помощью, и идут в первый класс картавыми и шепелявыми с несформированным фонетико-фонематическим восприятием, и пополняют ряды школьников, пишущих с ошибками.
Например, в мессенджере сохранилась переписка, прошлогоднего общения с одной мамой. Она должна была прийти за направлением. Я ждала, а она не пришла, даже не объяснив причины. В этом году мы общаемся снова. А придет ли она за направлением и посетит ли узких специалистов в этом году, это для меня загадка. Переписку храню)
Кстати, эту больную тему я уже поднимала в статье «Как одна мама хотела на занятия к логопеду и что для этого сделала»
Здесь мама шла ко мне на занятия в течение двух лет. Ей, казалось, что самое страшное, что может навредить ее дочери, это ПМПК. Наконец, стена пала…
Успела позаниматься с девочкой несколько месяцев. Не взирая на пропуски по болезни и семейным обстоятельствам поставила звуки. Но наладить коммуникацию девочки с социумом удалось не вполне.
В мае мама забеспокоилась. (пунктуация мамы сохранена)
- Добрый день. А мы можем дальше с Вами же продолжать заниматься?
- Здравствуйте. Нет, теперь работает школьный логопед или самостоятельно. Звуки в порядке. Нужна работа над связной речью и грамматикой. Хорошо бы работать с психологом по вопросам коммуникации.
- А Вы не подскажите где такого взять. Просто в школе нет не психолога ни тем более логопеда
- На Химмаше много специалистов. Обратитесь в «Талисман».
Позже я выслала для ознакомления всем родителям в личных сообщениях «Логопедическое представление» на ребенка по итогам года. Предложила консультацию тем, кому это необходимо. Эта мама откликнулась.
Пригласила ее вместе с дочерью. При маме общалась с ребенком. Показала все, чему девочка научилась. Дала рекомендации, как заниматься дальше самостоятельно. Выслала материалы для занятий дома.
Не думаю, что девочке было легко учиться в первом классе.
Ведь для успешного обучения в школе так необходима свободная коммуникация.
Выход один: продолжить культурно-просветительскую работу среди родителей