(9 февраля по новому стилю Церковь отмечает память святителя Иоанна Златоуста - перенесение его мощей из Коман в Царьград)
Среди светильников веры Христовой, воссиявших на духовном небосклоне в IV веке, главенствующее место, несомненно, принадлежит архиепископу Константинопольскому Иоанну Златоусту. Он был назван Златоустом за неподражаемое красноречие, выдающийся дар нести божественное слово людям. Вдохновенный святитель оставил после себя свыше тысячи творений (не все из которых, к сожалению, дошли до нас). Их живительный свет вот уже более полутора тысяч лет освещает путь ко спасению. Святитель составил чин Божественной Литургии, который служится в православных храмах и в настоящее время.
В течение трех первых веков нашей эры Церковь Христова была гонимой и попираемой, за исключением немногих спокойных лет, когда у власти находились императоры, проявлявшие веротерпимость или симпатии к новой вере. Лишь с воцарением императора Константина (323 г.), которого Церковь причислила к равноапостольным, как и его благочестивую мать, царицу Елену, христианство стало господствующей религией. В это время Господь даровал Церкви величайших богословов и борцов за христианское учение. Среди них наиболее прославлены святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и, конечно, Иоанн Златоуст. “Умный истолкователь тайн Божиих, око Церкви византийской и всех Церквей” — так говорил о нем преподобный Исидор Пелусиот. Блаженный Феодорит называл Златоуста великим светом мира, сохранившим апостольское предание веры.
Родился святитель около 347 года в Антиохии Сирийской. Как пишет в житии святого св. Димитрий Ростовский, родители Иоанна, Секунд и Анфуса, принадлежали к лучшему антиохийскому обществу и исповедовали христианскую веру. Его отец был знатным военачальником. Рано лишившись отца, Иоанн остался на попечении матери, которой тогда едва исполнилось двадцать лет. Анфуса была очень красивой, однако замуж во второй раз не вышла, всецело посвятив себя воспитанию сына.
Иоанн, со своей стороны, следуя советам матери, был для нее радостью и утешением. Будущий святитель получил блестящее образование в школах Антиохии и Афин у самых лучших учителей. Закончив учебу, стал адвокатом и увлекся, как и многие его сверстники, вихрем мирских развлечений и удовольствий. Василий (будущий епископ Рафанский), с которым сдружился Иоанн в школе и который не любил мирских удовольствий, уговорил его оставить светскую жизнь и посвятить себя Богу. Иоанн внял советам друга и начал вести суровую воздержанную жизнь. Вместе с друзьями — Максимом, Феодором (будущим епископом Мопсуестским) и Василием — Иоанн стал углубленно изучать Священное Писание в богословской школе Диодора Тарсийского.
Иоанн хотел поступить в монастырь, но из уважения к матери, которая просила его не оставлять ее до смерти, отложил на время свое решение. Василия скоро избрали в епископы (Рафаны, в Сирии); хотели посвятить в этот сан и Иоанна, но он скрылся, боясь принимать на себя высокий и многоответственный сан, и в свое оправдание написал «Слово о священстве». Похоронив мать, Иоанн удалился в пустыню, находившуюся недалеко от Антиохии в горах. Четыре года он провел в монашеских подвигах, а затем еще два года в уединенной пещере. Но все же он вынужден был вернуться в Антиохию из-за болезни: чрезмерные подвиги расстроили его телесное здоровье.
Крестивший Иоанна епископ Мелетий рукоположил его в диаконы, а затем через 5 лет он был рукоположен в пресвитеры преемником Мелетия Флавианом. Предание сообщает, что во время рукоположения в храм влетел белый голубь и на глазах у всех сел на главу Иоанна — как символ Святого Духа и чистоты души.
Епископ Флавиан возложил на Иоанна обязанность говорить поучения антиохийскому народу. Двенадцать лет священства в Антиохии явились для Иоанна поистине проповедническим служением. Не менее раза в неделю проповедовал он слово Божие, объясняя Священное Писание. Слава об Иоанне как о дивном пастыре, духоносном проповеднике, подвижнике и нищелюбце скоро разнеслась по всем пределам империи. Послушать его приходили не только православные, но и еретики ариане, иудеи и язычники. Как отмечали современники Иоанна, его проповеди дышали силой и жизнью. Поучал он так, как жил сам, и толковал божественное учение через известные и понятные каждому предметы.
В своих поучениях св. Иоанн особенно вооружался против суеверия, скупости богачей, клеветы, гордости, роскоши и сладострастия; побуждал к вере, уважению к Церкви, к чтению Священного Писания, попечению о детях, к милосердию, терпению и другим христианским добродетелям.
Забота о бедных, вдовицах, странниках и заключенных также были его любимыми занятиями.
Во время мятежа антиохийцев против императора весь свой ораторский и миротворческий дар Златоуст направил на собственную нерадивую паству.
Часто проповедовал он о любви к врагам и своею жизнью доказывал эту любовь и благородное снисхождение к своим гонителям.
Антиохийцы видели в Златоусте апостола любви и покаяния. Его постоянно сравнивали с Крестителем Господним Иоанном Предтечей и с апостолом Иоанном Богословом.
В 397 году умер Константинопольский патриарх Нектарий и было решено избрать на его место знаменитого антиохийского проповедника. Зная приверженность Иоанна Златоуста антиохийской пастве, его тайно увезли в Константинополь. Как ни отказывался он от почетного высочайшего звания, пришлось покориться императорской воле. На троне Восточной Римской империи воцарился тогда сын Феодосия Великого Аркадий с сумасбродной супругой Евдоксией. Двор его утопал в роскоши и разврате.
20 февраля 398 года Иоанн Златоуст был посвящен в сан архиепископа Константинопольского. Хиротония состоялась в великой церкви Святой Софии. Рукополагал святителя Феофил, патриарх Александрийский, которому не удалось провести на кафедру другого епископа, и он не скрывал враждебного отношения к новому владыке.
Первая же проповедь избранного архипастыря сразу расположила к нему сердца православных жителей Константинополя. Вскоре каждая проповедь Златоуста стала восприниматься в столице, как и раньше в Антиохии, важнейшим событием.
По приезде в столицу святитель продал богатую обстановку дома, принадлежавшего бывшему патриарху, и перешел жить в одну комнату, где поставил только самую необходимую и простую мебель, а деньги направил на церковные нужды. Его покои всегда были открыты для просителей любого сословия, особенно для бедняков. В Константинополе милостивый святитель строил больницы, странноприимницы, посещал и утешал заключенных, оказывал помощь скорбящим, гонимым и нуждающимся, призывал богачей к милостыне.
Иоанн Златоуст вел воздержанную молитвенную жизнь, со скудной трапезой, без торжественных приемов и пиров. Истинных христиан это восхищало и назидало. Однако для многих знатных горожан и нечестивой части духовенства скромность архипастыря являлась укором их роскошной и изнеженной жизни, казалась вызывающей и странной, — особенно после прежнего патриарха, любившего богатство, обильные обеды, торжественные выезды и приемы в императорском дворе. Александрийский патриарх Феофил, например, посчитал простую трапезу, предложенную ему Златоустом, оскорбительной для своего сана.
В то время многие столичные священники, вслед за знатью, пред которой заискивали, вели предосудительную жизнь и небрежно относились к церковным делам, без стеснения пользовались достоянием Церкви, сборами для бедных. Видя это и скорбя душою, архиепископ Иоанн занялся воспитанием духовенства и благоустроением церковной жизни.
Златоуст заботился о привлечении православной паствы к церковному богослужению: упростил чин Божественной Литургии, устроил всенощные бдения с антифонным пением, ночные крестные ходы — в противовес бесчинным процессиям еретиков ариан. Святитель восстал против желания влиятельного военачальника Гайны предоставить арианам церковь в Константинополе и таким своим бесстрашием заслужил его уважение.
Особой заслугой архипастыря стало попечение о распространении православия среди готов, скифов, финикийцев и других язычников. Он сам подготавливал миссионеров, рукополагал священников и епископов, следил за ходом их апостольского служения, помогал в строительстве храмов. Готам были поставлены священники и чтецы из их народа. Благодаря ревностному усердию святителя, даже в варварской Скифии “суровые воины, не сходившие с коней, преклонились пред Крестом распятого Христа”.
Но святая жизнь Златоуста по евангельским заповедям, его пламенные обличения пороков, стремление восстановить в пастве чистоту нравов и укрепить в истинном православии вызвали бурю недовольства у большинства людей, служащих своим похотям. Возмущение зрело и у обиженного духовенства, и в императорском дворце. Особенно неистовствовала императрица Евдоксия, которую Златоуст обличал в тщеславии и сравнивал с ненасытной и завистливой Иезавелью, когда она попыталась захватить виноградник у бедной вдовы и сирот.
В 402 году на святого архипастыря Константинопольского начались гонения, воздвигнутые Феофилом, который был возмущен его заступничеством за четырех братьев — нитрийских отшельников, обвинявших Феофила в страшных пороках. Хотя Златоуст всегда великодушно прощал интриги александрийца, тот в 403 году созвал против святителя так называемый собор в Дубе, на вилле, предоставленной императором.
Святитель Константинопольский не счел каноничным явиться на это сборище, которое клеветнически обвиняло его в ереси оригенизма, в выдуманных бесчинствах, в резком обличении духовенства. Он приглашал Феофила к себе, чтобы мирно решить вопросы и испросить прощение, если в чем согрешил. Однако Феофил отверг приглашение и склонил на свою сторону знать. По наущению Евдоксии, слабовольный император Аркадий утвердил постановление лжесобора об изгнании Златоуста.
Народ, узнав об этом, собрался для охраны своего возлюбленного пастыря, требуя созыва Вселенского Собора. Однако святитель Иоанн Златоуст, не желая стать виновником мятежа, добровольно пошел в изгнание, а Феофил из опасения за жизнь сбежал.
В следующую же ночь в столице началось сильнейшее землетрясение, поколебавшее императорские покои. Испуганная мятежом и стихией, императрица Евдоксия спешно написала изгнаннику письмо, умоляя вернуться в Константинополь. Вначале святитель не хотел возвращаться без созыва Собора, но народ со свечами, факельным шествием и пением псалмов понудил Златоуста вновь занять свой святительский престол.
Однако вскоре справедливость вновь была поругана. Через два месяца после землетрясения, в Константинополе начались грандиозные торжества, связанные с постановкой статуи Евдоксии рядом с Софийским собором. Празднество совершалось во время богослужения и сопровождалось языческими плясками, песнями и рукоплесканиями. Святитель вынужден был сказать проповедь “Против зрелищ”: “Опять беснуется Иродиада, опять пляшет, опять требует головы Иоанна!”. Разгневанная Евдоксия и низложенное духовенство вновь приступили к императору, прося изгнать Златоуста, и император согласие дал.
Теперь святителю предстояло сполна испить чашу страданий и до конца пройти свой крестный путь. Под давлением этих событий, а также нескольких попыток его убить, святитель вновь вынужден был добровольно отдаться властям, и 20 июня 404 года его доставили в Никею. В этот же день в Константинополе разразилась буря с грозой. Вспыхнул пожар, обративший в пепел кафедральный собор, сенат и многие здания. Враги Златоуста поспешили обвинить в поджоге города его соратников, которые сразу были подвергнуты арестам, унизительным судам, заключениям и ссылкам. Многих замучили до смерти.
Сам страдалец со всяческими притеснениями был направлен в ссылку в Малую Армению, в Кукуз.
Небольшое селение Кукуз вскоре по прибытии туда святителя Иоанна Златоуста стало знаменитым и оживленным. Сюда потянулось много паломников. Это не могло не обеспокоить его врагов, и в начале 406 года святитель был отправлен в далекий Пифиунт (нынешняя Абхазия). Три месяца тяжелейшего пути окончательно подорвали и без того слабое здоровье страдальца. Во время остановки в г. Команы изнуренному святителю явился святой Василиск, замученный здесь при Максимине, и сказал: “Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе”. На следующий день Иоанн Златоуст скончался после приобщения Святых Тайн. Последними его словами были: “Слава Богу за всё!”. Это произошло 14 сентября 407 года.
В 438 году, когда на престоле уже восседал сын Аркадия, Феодосий II Мадший, по требованию константинопольской паствы и патриарха Прокла святые мощи Златоуста были с почестями перенесены в Константинополь, в храм Св. Апостолов.
Сохранилось предание, что в Команах гроб не могли сдвинуть с места. Тогда император написал святителю письмо как живому, испрашивая прощение своим родителям. Как только письмо положили к мощам Иоанна Златоуста, гроб с легкостью был поднят.
Перенесение мощей святителя отмечается 9 февраля по новому стилю (27 января – по старому).
Борис Владимиров Дорогие братья и сестры!
Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.
Помогай нам всем Бог!