При погружении в тему service learning, как и при изучении других направлений, обязательно на каком-то этапе возникает вопрос «Кто же стоял у истоков этого всего?».
Сегодня поговорим о личностях, благодаря которым мы можем продвигать обучение служением.
Какова цель образования и его роль в демократизации общества?
Об этом в 20 веке задумывались многие философы и педагоги как Соединённых Штатов, так и всего мира. В разгар быстрых экономических и социальных изменений на рубеже 20 века о практике образования в Соединённых Штатах размышлял американский философ Джон Дьюи. Он считал, что образование должно иметь прямое отношение к жизни и опыту учащихся. Каждая школа должна быть образцовым сообществом — маленькой демократией, которая погружает учащихся в практику сотрудничества и знакомит их с разными точками зрения.
В отличие от педагогов-консерваторов, которые делали упор на механическое заучивание и пользовались своим безусловным авторитетом, Дьюи дал шанс практическому обучению. Накопление опыта и поддержание демократии были центральными принципами его философии образования. В своей книге «Школа и сообщество» Дьюи писал: «Если школа знакомит ребёнка с жизнью в маленьком сообществе и учит, как в нём правильно себя вести, насыщая его духом служения и снабжая инструментами эффективного самоуправления, то у нас появляется глубочайшая и лучшая гарантия построения более крупного общества, достойного, прекрасного и гармоничного».
В своих убеждениях Дьюи был не одинок. Прогрессивная активистка Джейн Аддамс также представляла образование, основанное на принципах общества и демократии.
В начале 1900-х годов Джейн Аддамс основала Hull House в Чикаго. В рамках движения Settlement House, которое началось в Европе, Hull House предоставлял образовательные и социальные услуги, которые имели отношение к насущным проблемам: урбанизации, индустриализации и иммиграции.
Махатма Ганди тоже верил в образование, которое формирует характер и улучшает общество. В своём ашраме Сабармати Ганди помог сформировать сообщество, тесно связавшее ручной труд, сельское хозяйство и грамотность.
Он надеялся, что ашрам станет образцом для всей Индии и поможет стране стать самодостаточной.
За пределами своего ашрама Ганди также выступал за форму образования, которая поощряла общественные работы.
Истинное образование заключается в служении другим, а учёба должна проводиться только с целью подготовить себя к служению.
Пауло Фрейре, педагог из Южной Америки, уделял особое внимание форме образования, направленной на расширение прав и возможностей, особенно тех, кто был экономически и социально маргинализирован. Для Фрейре образование имело две функции: оно «либо функционирует как инструмент, который используется для облегчения интеграции молодого поколения в логику существующей системы и обеспечения соответствия ей», либо становится «практикой свободы».
С помощью такого образования мужчины и женщины учатся критически и творчески относиться к реальности и узнают, как участвовать в преобразовании своего мира.
Он выступал за последнюю цель. Он верил в форму образования, которая воспитывала бы критическое сознание (Conscientização), позволяла учащимся воспринимать социальные, политические и экономические противоречия и принимать меры против угнетающих элементов общества.
Идеи освободительного образования воплотила в жизнь Народная школа горцев (Highlander Folk School), основанная в 1932 году Майлсом Хортоном и Доном Уэстом. Народная школа горцев участвовала в рабочем движении в 1930-х и 1940-х годах и в движении за гражданские права в 1950-х и 1960-х годах. Школа была построена по образцу датских народных школ, в которых особое внимание уделялось творчеству и тесному взаимодействию учеников и учителей.
Народная школа горцев связала образование с экономическими, политическими и расовыми проблемами Юга и, в частности, Аппалачей. Highlander — одна из первых школ, объединивших чернокожих и белых учеников, принимала у себя таких видных лидеров движения за гражданские права, как Мартин Лютер Кинг-младший, Роза Паркс и Элла Бейкер.
Во время американского движения за гражданские права многие активисты реализовывали обучение служением в той или иной форме. В 1964 году Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC) и Конгресс за расовое равенство спонсировали Лето свободы в Миссисипи. В рамках Лета свободы были созданы школы свободы как альтернативные учебные заведения, в которых предлагались курсы по истории, культуре Африки и базовым академическим навыкам. Основной целью этих школ было расширение прав и возможностей с помощью образования как учащихся в Миссисипи, так и волонтёров колледжей, которые работали во многих школах.
В начале 1970-х также была создана программа Национального волонтёрства, началось издание журнала The Syntegist, объединяющего академическое обучение и общественные работы. В 1979 году NSVP, теперь именуемый Национальным центром обучения служением, опубликовал принципы обучения служением Роберта Сигмона, в которых подчёркивался тот характер опыта, который теперь принято называть peer-to-peer (равный — равному). По словам Сигмона, обучение служением является «взаимным»: помощь получают и те, кому помогают, и те, кто помогает, так как они получают возможность применять свои профессиональные компетенции. Если такая взаимность не соблюдается, то рассматриваемый процесс не относится к service learning.
Нить, которая связывает Дьюи с Аддамс, Сигманом и теми, кто следовал за ними — потребность вести студентов в расширяющийся мир фактов, информации или идей.
Рефлексия — это ключ к осмыслению опыта.
Важные даты, которые стоит запомнить:
- 1984: создана Лига возможностей (Campus Outreach Opportunity League), чтобы поощрять лидерство студентов в общественной работе
- 1985: создана организация Campus Compact, которая объединяет более 1000 общественных организаций и движений
- 1990: Национальный совет молодёжного лидерства (National Youth Leadership Council) начал проводить ежегодную национальную конференцию по обучению служением
- 1993: модель сервисного обучения была одобрена Ассоциацией по надзору и разработке учебных программ (ASCD)
- 1994: рецензируемый Мичиганский журнал обучения служением (Michigan Journal of Community Service Learning) начал публиковать статьи, посвящённые исследованиям, теории, педагогике и практике service learning
- 1994: учреждена программа AmeriCorps, которая обеспечивает во многих сообществах и школах работу волонтёров по обучению на дому
- 1995: Campus Compact’s Invisible College провёл своё первое национальное собрание по обучению служением в высшем образовании
- 1997: Американская ассоциация высшего образования выпустила серию из 18 монографий, посвящённых SL в академических дисциплинах
- 2001: первая Международная конференция по исследованиям в области обучения служением состоялась в Беркли, Калифорния