Продолжаем проливать свет на всех тех, кто трудится в 1С и с первого взгляда незаметен. Сегодня подробно разберём профессию аналитика.
Профессия относительно молодая, поэтому многие заказчики недоумевают, для чего “нужен специальный человек”, ведь с поставленными задачами может справиться программист.
❗️Напоминаем, что аналитик ставит задачи разработчикам. Перед этим он собирает обратную взять у клиентов, записывает их требования, анализирует бизнес-процессы в компании, создаёт проект автоматизации и следит за внедрением систем 1С.
Почему с этими задачами не может справиться программист, для чего возникла необходимость введения ещё одного звена?
В те времена, когда не было аналитиков 1С, возникало множество неприятных ситуаций, недомолвок и непонимания как со стороны программистов, так и со стороны заказчика.
А именно:
1. Многие компании в прямом смысле не знали и не знают, что им нужно, имеют лишь смутное представление об автоматизации. Без аналитика узнавание истинных потребностей происходило на практике. Внедрили, попробовали, не понравилось, переделали и так по кругу.
2. Программистам проще переписать сам код программы, чем копаться в настройках. Даже там, где можно было бы обойти правильными настройками, происходило вмешательство в сам код. Отсюда происходили лишние доработки. Что означало долго, дорого и неблагоприятно для системы, т.к. после многочисленных вмешательств она могла плохо обновляться и некорректно отображать данные.
3. Подготовка технического задания - это особое искусство. До появления аналитиков чаще всего это был бессистемный набор задач, часто противоречащих друг другу. К тому же не каждый программист знал, для чего в компании будут использовать ту или иную функцию, что увеличивало срок тестирования и не учитывало возможных сценариев.
4. Язык программиста и язык владельца компании - это два отдельно существующих и не пересекающихся языка. Непонимание часто приводило к затягиванию сроков, конфликтам. Многие аналитики в прошлом бухгалтера и финансисты, поэтому коммуникация с сотрудниками клиента у них получается гораздо приятнее и эффективнее.
Отсюда можно сделать вывод о том, что аналитик 1С:
✅ в разы упрощает коммуникацию и достижения результата обеим сторонам процесса;
✅ сводит к минимуму возможные ошибки, а значит, и сокращает расходы;
✅ увеличивает скорость получения качественного результата;
✅ в результате повышается рейтинг компании-исполнителя и формируется репутация надёжной фирмы.
Какими бывают аналитики?
Условно аналитиков 1С можно разделить на:
📌Бизнес-аналитиков. Тех, кто анализирует процессы бизнеса, ищет слабые места и подкрепляет их.
📌И системных аналитиков. Тех, кто фокусирует своё внимание на системе, в целом, ищет оптимальное программное решение для процессов именно у этого заказчика.
Деление потому и условное, чётко разграничить эти процессы сложно. Поэтому аналитики 1С берут во внимание все эти процессы.
Как работает аналитик?
📍Первое и самое главное - это собирает воедино требования и пожелания заказчика, проводит обследование. Пожелания собираются путём проведения интервью с главными пользователями будущей или имеющейся системы. Плюсом аналитик собирает в систему информацию о самой компании и её целях на будущее.
📍Второй этап - это создание проекта. Аналитик знает все тонкости конфигураций. На основе этих знаний он помогает заказчику выбрать наиболее подходящую программу. Если какие-то процессы невозможно реализовать в рамках типовой конфигурации, прописывает варианты доработки или предлагает заказчику внести изменения в сам бизнес-процесс.
📍Третий этап - это процесс создания технического задания для программиста. Аналитик фактически переводит задачи с бизнес-языка на язык IT. На этом этапе согласовываются списки доработок, ставятся задачи для программиста, проводятся тестирования. Аналитик оценивает ситуацию, согласует доработки с клиентом, тестирует доработки и показывает результат заказчику.
📍Заключительный, четвёртый этап - это внедрение 1С. Происходит настройка системы, её ввод в эксплуатацию, выявление и устранение ошибок, обучение персонала. Аналитик составляет инструкции для сотрудников, обучает их и выявляет ошибки в работе программы.
За что отвечает аналитик 1С?
В командной работе каждому специалисту важно понимать, за какой процесс он отвечает и как его действия влияют на действия команды. Для этого важно понять, какой перед нами проект, плановый и внеплановый.
Плановый проект тот, в котором руководитель принял решения что-либо изменить в работе, но пока ещё не совсем понимает, как это реализовать. Например, хочет что-то поменять, чтобы увеличилась эффективность процессов и выросла прибыль. Понять, как лучше реализовать эту идею, поможет аналитик. В таком проекте он отвечает за качественное IT-решение бизнес-задачи.
Внеплановый проект сложнее и выглядит примерно следующим образом: “нужно изменить что-то” для того, “чтобы что-то стало лучше”. В таком проекте то самое "прекрасное далёко" и есть цель. Путь, по которому должна пройти компания с помощью ПО и есть предмет деятельности аналитика. Здесь он отвечает за средства, с помощью которых компания выйдет на новый уровень.
Как считаете, нужен аналитик в 1С или можно обойтись без него?
Начало серии статей о профессиях внутри 1С тут: