Найти тему

Клады и подземные сокровища: кто их охраняет?

Приветствую у себя в гостях всех любителей истории и историй!

Кто-то верит в домовых, кто-то в леших, кто-то в русалок, но практически все любители приборного поиска без исключения верят в мифического и хитрого Деда Хабара, с которым я и хотела бы познакомить вас поближе. Эта неоднозначная, но по своему справедливая мифическая сущность стоит на страже всех подземных сокровищ и кладов, занимаясь распределением их среди страждущих поймать удачу за хвост.

Дед Хабар собственной персоной. Фото из свободных источников
Дед Хабар собственной персоной. Фото из свободных источников

Дед Хабар, которого часто величают Земляным, весьма молодой персонаж копарьского фольклора (как правило, все узкие группы и социальные объединения имеют помимо своего сленга и специфических выражений еще и собственный фольклор), отражающийся в быличках и современных побасенках. Земляной дедушка стал собирательным образом из более древних мифических сущностей, переняв у них ряд черт. Его праобразами стали персонажи как славянской мифологии и фольклора, а так же товарищи из западноевропейских верований и сказок. При всей моей безграничной любви к фольклору и устному народному творчеству не могу пройти мимо и не познакомить вас с ними, проследив параллельно общие черты и различия этих мифических сущностей.

Мифические зарытые сокровища, которые по поверьям охраняют разные духи. Фото из открытых источников
Мифические зарытые сокровища, которые по поверьям охраняют разные духи. Фото из открытых источников

Для начала представлю (для непосвященных) самого Деда Хабара. Это небольшого роста старичок с длинной седой бородой, одетый в самую обычную одежду, в целом неприметный и серенький, который может являться перед любителями приборного поиска и кладоискателями для того, чтобы испытать их. Имеет хитрый и веселый нрав, однако не лишен своего понимания справедливости, часто подшучивает над нашим братом копарем, но самое главное: он распоряжается всеми подземными сокровищами и потеряшками. Может подкинуть под катуху на абсолютно выбитом месте масонскую золотую десятирублевку и наоборот, если его чем-нибудь прогневить, увести все ценные и не очень находки на глубину, не досягаемую для копателей. Как правило, дед Хабар появляется перед копателем, промышляющим в одиночку в опустевших или полузаброшенных деревнях. Подойдя к охотнику за сокровищами, старик заводит с ним разговор на самые обычные темы: о погоде, о видах на урожай…

Земляной дед собственной персоной. Фото из открытых источников
Земляной дед собственной персоной. Фото из открытых источников

Если поисковик приветливо поговорит с дедушкой и терпеливо выслушает все его долгие глубокомысленные рассуждения, Хабар непременно укажет ему место. Данное поверье, как мне видится, имеет под собой реальные корни, ибо кто лучше не знает свой край и местность, в которой он живет, чем ее долгожитель. Сама не раз встречалась и с пожившими свое местными жителями, которые взамен на несколько уделенных им минут (ладно, иногда десятков минут, мы же знаем, какими словоохотливыми бывают престарелые люди), приветливости и отзывчивости выдавали просто бесценную информацию, о нахождении старых интересных объектов, которые не были отмечены ни на одной карте.

В общем, наш дед Хабар, вполне добродушная сущность. Не жадная и милостивая с теми, кто соблюдает простые правила на копе: убирает за собой мусор, закапывает ямки, не ссорится при раскопках и поминает его, Земляного Деда, добрым словом. Не откажется он и от предложенного угощения. Говорят, что особенно он неравнодушен к сладостям и крепким горячительным напиткам.

Первый персонаж, который приходит на ум для сравнения после такого описания, конечно же, является нежитью из родного славянского фольклора под всем понятным именем кладовик.

Кладовик собственной персоной. Фото из открытых источников
Кладовик собственной персоной. Фото из открытых источников

Кладовиком на Руси называли охранника, который был приставлен к зарытому в земле кладу или сокровищу. Кладовиками могли быть животные, потусторонние сущности, духи леса или воды. Согласно некоторым поверьям, кладовиками могли становиться заложенные души погибших людей, которые были умерщвленными по злому умыслу и не нашедшие покоя в загробном мире. Кладовик не был способен причинить вред на физиологическом уровне, однако он имел мощное оружие в своих руках – это страх ищущих драгоценности. Согласно поверьям, если тот, кто ищет клад, испугается, его ожидала неминуемая гибель. Если же ему удавалось сохранить спокойствие, его непременно ожидал успех в виде золотых и серебряных монет и украшений, спрятанных в укромном месте.

Часто кладовики представлялись в образе большой черной собаки Лаюна и огромной сороки Щекотухи, которые действуя сообща, могли довести искателя сокровища до смерти. Порой кладовик мог принимать антропоморфный образ человека и тогда он представал в образе невысокого седого старичка с длинной бородой, одетого в лохмотья, являя собой пример жизни, противоположной богатству и роскоши, ключи к которой он охранял. Иногда кладовики вовсе не имели конкретного облика, оставаясь невидимыми сущностями. Его задача была охрана сокровищ от сторонних посягательств, а с ней невидимка как раз мог прекрасно справиться. Нередко проказы кладовиков становились тем самым проклятием клада, которое как верили на Руси, тяготеет над многими укрытыми от людских глаз сокровищами.

Белорусское божество Копша, тоже знает, где клад зарыт))) фото из открытых источников
Белорусское божество Копша, тоже знает, где клад зарыт))) фото из открытых источников

В западнославянском фольклоре, что бытовал на территории современной Белоруссии и Украины, имелось отдельное божество Копша. По преданиям, сохранившимся до наших времен, он ведал обо всех кладах, спрятанных под землей. Не смотря на то, что он знал обо всех сокровищах, он не являлся их охранником. При удачном раскладе или будучи просто в хорошем расположении духа Копша мог указать охотнику за сокровищами, где сокрыты ценности. Взамен требовалось оставить щедрому божеству часть своей добычи в знак благодарности. Если же этого не происходило, Копша мог проклясть выкопанные сокровища и тогда они своим владельцам кроме беды и череды несчастий ничего уже не приносили.

С лесным дедушкой или попросту лешим (он же лесовик, хозяин леса) у деда Хабара тоже есть немало общих черт. Нельзя представить, что до сих пор столь популярная славянская нежить (если не сказать – одна из самых популярных) не оставила бы следа на преимущественно жителе лесных массивов Деде Хабаре.

Леший он же хозяин леса. Фото из открытых источников
Леший он же хозяин леса. Фото из открытых источников

Первое, что его роднит с хозяином леса это, конечно же, облик. С единственной пометкой, что в одежде лешего доминировали цвета леса и природы зеленый и коричневый, седая борода была с прозеленью, а в руках обязательно был посох, палка или клюка, непременно из дерева, что подчеркивало его связь с природой. Хотя, как отмечают исследователи славянского фольклора, при желании леший мог становиться выше деревьев, на луговинах вровень с травой, а то и вовсе становиться невидимкой. Вторым сходством этих двух мифических персонажей является их местожительство: как известно, все лешие жили под землей, куда проваливались с наступлением холодов и зимы, появляясь на поверхность весной, когда снег начинал сходить и появлялась первая зелень. Чаще всего дом лесовика находился под кочкой, в корнях вывороченного упавшего дерева, в корягах и пещерах. Третье, роднящее сходство образа лесовика и земляного деда, является его отношение к человеку, в целом добродушное (помочь набрать грибов или ягод, указать дорогу, если его попросят, позаботиться о заблудившемся ребенке), если наказать, то справедливо, а чаще просто зло подшутить над встречным путником, устроив проказу), отсюда и уважительное обращение к нему: Лесной хозяин. Так же уважительное отношение к лесному духу проявлялось в именовании его родней и подчеркивании родства: обращение к нежити «лесной дедушка» или «дядя» (в нашем случае дед Хабар, земляной дедушка). Последнее обстоятельство вызвано славянской традицией брататься с опасным духом, в надежде, что, названный родственником, он не будет вредить человеку и возьмет его под свою опеку. Ну и наконец, пик активности леших (когда их чаще всего можно было встретить лично) по преданиям был именно в ночь на Ивана Купалу, когда зацветал мифический цветок папоротника, указывающий на несметные богатства (функция охраны кладов).

Гномы - знают где сокровища зарыты и регулярно пополняют их. Фото из открытых источников
Гномы - знают где сокровища зарыты и регулярно пополняют их. Фото из открытых источников

Среди иностранных прототипов образа Деда Хабара несомненным лидером будут западноевропейские гномы или ирландские леприконы, охраняющие несметные сокровища под землей. Эти маленькие труолюбивые сущности, представлявшиеся простому люду в виде коренастых старичков и карликов низенького роста с длинными седыми бородами, одетыми преимущественно в зеленую одежду, жили так же под землей в пещерах, набитых сокровищами и драгоценностями. Так же при выполнении определенных условий и проявлении смекалки и ловкости они готовы были поделиться ими с человеком (предание о горшке, полном золота, закопанном на краю радуги или том месте, куда она укажет и другие). По повериям западноевропейских народов, гномы под воздействием солнечных лучей превращались в камень, поэтому встретить их можно было только в темное время суток. Так же эти карлики представлялись великими кузнецами и ювелирами, способными сотворить ювелирные шедевры, не доступные искусству людей, а так же ведавшими местами залегания природных богатств: золота, руд и драгоценных камней, которые гномы без устали добывали (наш Дед Хабар же просто лежебока по сравнению с этим неутомимым трудолюбивым народцем).

Имея столь древние корни наш старичок, ведающий и распределяющий подземные богатства, кажется просто юнцом, собравшим лучшие черты своих предшественников. Несмотря на сравнительно молодой возраст, Дед Хабар является весьма популярным персонажем современного копарьского фольклора, быличек и побасенок, рассказываемых в среде любителей приборного поиска. Будет ли он трансформироваться и далее покажет время и мы копари.

Доводилось ли вам встречаться с этим хитрым подземным духом лично или вы слышали интересные рассказы с его участием? Делитесь в комментах, мне, как всегда, это мегаинтересно)))

Если тема славянских верований и фольклора интересует вас так же как и меня, то рекомендую к прочтению статью из новогоднего цикла о божествах, в которые верили наши предки 👇

Засим раскланиваюсь и убегаю на поиски новых приключений, историй и интересных объектов. До новых встреч!

Всегда ваша Морозова.