Администрация Владивостока займется судьбой одного из монументов, связанного с историей корейского народа на территории Приморья. К городским властям обратилось Генконсульство Республики Корея. Дипломаты обеспокоены состоянием объекта, но как выяснилось, по документам, памятник вовсе не существует. Как такое возможно?
В истории разбиралась Полина Панькова.
Этот мемориальный комплекс затерялся среди многоэтажек района Первой Речки. Точное местоположение подскажут разве что карты или городской экскурсовод.
Гид Елена Чернявская раньше водила сюда туристов. После пандемии поток схлынул, с ним и памятник стал недоступен. Говорит, особым интересом всегда пользовался у соотечественников с корейскими корнями.
Елена Чернявская, экскурсовод объединённого музея-заповедника истории Дальнего Востока им. Арсеньева: «Вот эти три стелы — это Северная Корея, Южная и вот целая ветвь корейцев, которые рассеяны по всему миру».
Судьбой памятника недавно обеспокоились южнокорейские СМИ. Как следует из публикаций, собственник объекта не определен, вопросы его содержания — не могут решить. Установленный на частные средства, сегодня монумент остался практически заброшен. К вопросу подключилось Генконсульство во Владивостоке.
Со Вон Чжон, консул Генерального консульства Республики Корея во Владивостоке: «Этот памятник был установлен в 1999 году совместными усилиями корейского института по делам зарубежных корейцев и корейской организации города Владивостока. Сейчас две организации не в состоянии присматривать за памятником».
Обратились в администрацию. В мэрии теперь распутывают дело более чем 20-летней давности. Оказалось, монумент не является объектом культурного наследия, его нет в реестре муниципальной собственности, даже хозяин участка земли под ним - не установлен.
- А как такое возможно?
Дарья Стегний, заместитель главы администрации города Владивостока: «Все нужно начинать с нуля. Принимать, оформлять. Я так понимаю, этим вопросом никто не озадачился, в 1997 году там появился закладной камень участниками «поезда Памяти», открыли в 1999 году, мне кажется, в тот момент никто не думал, чья земля, кому принадлежит».
Точно известно то, что место расположения — не случайно. На рубеже 19-го — 20-го веков здесь была территория корейской слободы, где проживали переселенцы из соседнего государства. На русскую территорию они в буквальном смысле переходили в поисках лучшего места, от голода, а затем переезжали по политическим убеждениям после японской оккупации.
Со Вон Чжон, консул Генерального консульства Республики Корея во Владивостоке: «Это история патриотов, которые боролись за независимость. Это последний след в истории о них».
В самом начале здесь официально проживало более трех тысяч корейцев, затем несколько десятков, сколько нелегально — до сих пор никто не знает. Здесь было свое управление, школы, вышли отсюда и легенды.
Елена Чернявская, экскурсовод объединённого музея-заповедника истории Дальнего Востока им. Арсеньева: «Роман Ким — разведчик, писатель, основоположник шпионского романа. Дедушка Виктора Цоя тоже здесь проживал, но этого дома уже не осталось».
В наши дни на улице Сеульской, название еще с тех времен, среди бесконечного ряда гаражей от самой корейской слободы — уже ничего нет. Все закончилось в 1937 году, когда корейцев депортировали в Среднюю Азию. Постройки полностью убрали уже в советские годы, но название района «корейка» до сих пор можно встретить в разговоре с коренными жителями города.
Что же касается памятника в этом районе, вся процедура оформления и его передача в ведение администрации Владивостока может занять до полутора - двух лет. Но городские власти намерены поставить в этом деле точку.