Тверской Театр юного зрителя представил зрителю тонкую психологическую игру на две персоны. В театре прошли первые показы «Поединка» – интерпретации романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» в постановке заслуженного артиста России Александра Романова. Три встречи следователя Порфирия Петровича и студента Родиона Раскольникова помогают не только раскрытию преступления, но и напомнят, что любовь спасительна, а счастье может заслужить даже грешник.
Родиону Романовичу от Порфирия Петровича никуда не деться. Режиссер Романов верен классику. Преступник от следователя по закону природы не убежит, хотя бы даже и было куда убежать. «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!... И все будет все будет около меня же круги давать, все суживая да суживая радиус, и – хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с». И ведь не обманывается Порфирий Петрович.
В первую встречу Раскольников под надуманным предлогом знакомится с ним, чтобы разведать, как продвигается расследование, и выяснить, не подозревают ли его. В ходе беседы разговор героев заходит о статье Раскольникова под названием «О преступлении...», которую тот написал незадолго до совершения убийства. Раскольников растолковывает Порфирию Петровичу суть публикации, в основу которой легла выдуманная им теория об обыкновенных и великих людях. Следователь уже некоторое время подозревает студента в совершении преступления, но в эту встречу еще больше убеждается в его виновности. При этом не высказывает прямо подозрений, не нападает, а лишь делает намеки и пытается поймать молодого человека на словах. Раскольников чувствует это.
Во вторую встречу он приходит, чтобы подать заявление о выкупе вещей, которые закладывал у покойной старухи. На сей раз острота поединка Родиона и Порфирия возрастает, ведь обвинитель ведет себя смелее и нарочно измывается над подозреваемым. Тот теряет самообладание, чем сам себя выдает.
Но Достоевский, а вместе с ним и Романов, путает все карты следователю. Диалог бесцеремонно обрывает Миколка со своим признанием. Порфирий прерывает беседу с Раскольниковым, выпроваживая того.
Заключительная встреча участников «Поединка» происходит по инициативе Порфирия. Он обескураживает Родиона, делясь своей осведомленностью о том, кто истинно является убийцей, рекомендуя прийти с повинной. Ведь и срок тогда скромнее будет. При этом Порфирий, по сути, не имеет никаких улик против Раскольникова, он, как бы теперь сказали, давит на психику.
Даже расставаясь с преступником, отмеряя тому двое суток на размышления, не отказывает себе в удовольствии сделать это глумливо. В дверях просит Раскольникова на случай, если тот решит расквитаться с жизнью, оставить записочку, и откланивается, как классик прописал: «Ну-с, до свидания… Добрых мыслей, благих начинаний!»
Финал инсценировки предсказуем и верен Федору Михайловичу. Встреча Сони и Родиона знаменует «сияющую зарю обновленного будущего полного воскресения в новую жизнь». А любовь дает «сердцу одного бесконечные источники жизни для сердца другого», и пусть ждать до конца его срока «им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья».
Классик убежден: человек не родится для счастья, человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Каждый ли сегодня в силах принять это?..
Нина ТУМАНОВА, фото автора
Теги: Новости Твери, ТЮЗ, Премьера, Поединок, Преступление и наказание, Александр Романов,
Обсудить