Петровск Саратовский. Поездка в Березовку (станция Жерновка).
Итак, мы снова в Березовке.
Как и обещал в прошлый раз, сегодня мы на улице Красноармейской.
По сравнению с соседней (Советской) улицей, здесь более «спокойная» жилая застройка села. Небольшие частные домики, расположенные вдоль дороги, создают уютную и спокойную жилую атмосферу, напоминая о былых успехах местного совхоза Жерновский.
Теперь только в воспоминаниях остались те доблестные времена и блестящие успехи дружного коллектива сельчан.
Яркое солнце - предвестник скорой весны…, хотя впереди ещё нас ждут и морозы, и февральские метели…
Довольно интересная реликвия - коновязь… пока делаю фотографии можно своего «отечественного рысака» оставить на привязи… хотя, что я придумываю…, может, это совсем не то о чем я подумал.
А здесь, как близнецы братья, выделяются совхозные коттеджи, построенные для своих работников в лучшие времена.
Дорога ровная… ходить скользко… «снежный асфальт», да и только.
А, ведь каких-то 8 километров осталось неасфальтированной дороги от поворота на Кожевино до села Березовка со стороны районного города Петровск.
Картинки достойные кисти художника…
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что за этим небольшим лесом начнутся жилые строения соседней Жерновки.
Сёла, посёлки, деревни, хутора и станции… все эти определения из наших мест - далёкой Российской глубинки.
Жерновка — железнодорожная станция в Петровском районе Саратовской области, входит в состав сельского поселения Берёзовское муниципальное образование.
Железнодорожная станция Жерновка открылась на Аткарско-Вольской ветке в 1894 году, название ей было дано по расположенной в семи верстах деревне Жирновка Берёзовской волости Аткарского уезда (ныне не существует).
При станции довольно быстро вырос торговый посёлок, кроме того были построены паровая мукомольная мельница Маслова и Дедюкина (производительностью до одного вагона в сутки, в основном для местного потребления), лесной склад Данилина, частные хлебные амбары (в урожайные годы подвоз и выгрузка хлеба до 10 тысяч пудов в сутки), хутор и мойка тряпья для выделки ваты торгового дома "И. А. Дворецкий и Ко" (рядом на берегу Берёзовки), кожевенный завод с дюжиной рабочих, двигателем на 15 лошадиных сил и годовой выделкой до трёх тысяч крупных кож.
Как будто, специально сохранили эту постройку… не смог не удостоить вниманием.
В ходе революционных забастовок 1905 года движение поездов прерывалось, а в середине октября Жерновка была разграблена вместе с несколькими соседними станциями РУЖД.
В 1910-х годах пристанционный посёлок насчитывал 25 дворов. Годовой грузооборот составлял в среднем около 700 тысяч пудов в год (отправляли в основном хлеб, прибывали тряпьё, лес и каменный уголь), пассажиров отправлялось ежегодно свыше шести тысяч.
Мостик через речку Березовку (почему-то все её называют «речушкой»… может, я опять «косячу» с названием).
При Советской власти станция и посёлок входили в Берёзовский сельсовет сначала Больше-Екатериновской волости Аткарского уезда, а затем в 1935–1959 годах Жерновского района Саратовской области (с центром в Берёзовке. В середине XX века некоторое время продолжал работать дореволюционный кожевенный завод.
В настоящее время Жерновка относится к Берёзовскому муниципальному образованию, на 1 февраля 2023 численность населения (постоянных жителей) железнодорожной станции Жерновка Петровского района Саратовской области составляет 150 человек. Все основные объекты инфраструктуры находится в соседней Берёзовке, граница с которой чисто символическая (Красноармейская улица Берёзовки переходит в Центральную улицу Жерновки).
Большая саратовская энциклопедия...
http://saratovregion.ucoz.ru›…petrovskiy/zhernovka.htm
Ворота в Берендеево царство… просто музей под открытым небом.
Природа Жерновки немного богаче, чем в соседней Березовке.
Ещё один шедевр местного народного творчества... к сожалению, время и его не пощадило.
Честно скажу, даже не стал уточнять, что находится за придорожной порослью… назовём условно - станция Жерновка-товарная…
А здесь, похоже (или походу, как принято теперь говорить) была остановка пассажирского поезда…
На этом месте, года два-три назад ещё находился полуразрушенный пассажирский вокзал. Теперь он только в воспоминаниях старожилов.
А ведь удобно было раньше из нашей глубинки на поезде через станцию Аткарск добираться в любую часть России…да уж - было.
Поезд, проходящий через день – не выгодно… Автобус два раза в неделю – достаточно… А люди, если им очень нужно, ходят пешком из Березовки до Березовки 1-ой (дальше до Петровска ходит автобус)… да чего там каких то 25 километров.
Эх, деревня - ты наша деревня…
Народная слава… народное творчество и народное искусство…, неужели не с этими местами связаны подобные наши понятия и определения?
И ещё пару экспонатов… из современного народного творчества.