9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление о создании структуры надзора и контроля при Главвоздухофлоте – так было положено начало отечественной гражданской авиации.
- Примечательно, что развитие мирного неба в СССР стало возможным благодаря народным пожертвованиям. 17 марта 1923 года начал работу "Добролет" - первое добровольное воздушное общество, развивавшееся за счет взносов граждан. Страна преодолевала последствия войны, голода и разрухи, но находились средства и желания для поддержки авиации.
- Уже в конце 1923 года был конструкторы ЦАГИ создали первый советский пассажирский самолет – четырехместный АК-1 со скоростью до 145 км/час и "потолком" высоты в 2 километра.
- В 1928 году советские авиастроители сконструировали самый массовый самолет в мире. Им стал биплан ПО-2, было построено более 40 тысяч таких машин. Сделанный из фанеры и ткани самолет использовался почти 30 лет и успел повоевать в Корейской войне 1950-1953 года.
- Советский самолет Ан-2 попал в книгу рекордов Гиннеса, как воздушное судно, эксплуатация которого продолжается более 70 лет. Первый раз он поднялся в небо в августе 1947 года, всего в мире было выпущено 18 тысяч Ан-2, и производство этого "универсального солдата авиации" до сих продолжается в Китае.
Легендарный Ан-2 ("кукурузник"). Источник: авиару.рф.
- Первый истории гражданской авиации сверхзвуковой самолет был создан в КБ Туполева и совершил первый полет 31 декабря 1968 года. При этом Ту-144 поднялся в воздух на 2 месяца раньше своего конкурента – франко-британского "Конкорда". Кроме того, советский лайнер превосходил конкурента по всем параметрам – скорость (2500 км/час х 2300), высота (20 км х 18), грузоподъёмность (16 тонн х 13).
- "Пионером" широкофюзеляжной гражданской авиации стал самый большой в мире турбовинтовой самолет Ан-22 "Антей". Первый полет гиганта, способного поднимать 60 тонн различных грузов, состоялся в феврале 1965 года. Особенностью "Антея" была возможность совершать посадки и взлеты даже с грунтовых ВПП, и это при массе в 225 тонн.
- Мировая пальма первенства в создании трехдвигательных турбореактивных пассажирских самолетов принадлежит авиаконструкторам бюро Яковлева. За созданный ими Як-40 они были удостоено в 1970 году Ленинской премии. Уже к 1972 году самолеты этой серии перевезли 7 миллионов пассажиров и налетали более 150 миллионов часов.
Полет Ан-225 "Мечта" с "Бураном" на борту. Источник: wp-s.ru.
- Самым большим воздушным судном на планете стал Ан-225 "Мечта", разработанный в 80-е года прошлого века советскими конструкторами для вывода в космос многоразового космического корабля "Буран". Ан-225 весил 640 тонн и был оснащены 6 турбореактивными двигателями. Этому сверхтяжелому самолету принадлежит более 200 мировых рекордов.
- Первым советским межконтинентальным пассажирским лайнером был Ил-62. Главной его особенностью была исключительная надежность. Его создатели их ОКБ "Ильюшин" сумели добиться, чтобы Ил-62 совершал посадку и лететь при отказе 2 двигателей. Пришедший ему на смену в 1995 году Ил-96-300 входит в десятку самых безопасных самолетов в мире. Именно на этом воздушном судне совершает полеты Президент РФ.
- В завершении хотелось бы напомнить, что первый в мире пассажирский самолет был создан российскими инженерами Русско-Балтийского завода под руководством Игоря Сикорского. Биплан "Илья Муромец" был оснащен даже туалетом, ванной и спальными кабинками. Передовые традиции российских авиаконструкторов были достойно продолжены во времена СССР и современной России.
Читайте также: "Советские самолеты как способ спасти российскую гражданскую авиацию"
В небе первый в мире пассажирский самолет биплан "Илья Муромец". Источник: севлайф.ру.