Третьяковская галерея на пороге больших перемен. В начале года записали для вас подкаст об этом с бывшим директором галереи Зельфирой Трегуловой. Ниже – некоторые выдержки из этой беседы. Целиком разговор можно послушать по ссылке в конце статьи.
Третьяковка: храм искусства или культурный хаб?
Эксперты едины: музеи сегодня меняются так же, как общество и человек. Раньше музей – это был храм, святилище. А сегодня? Невозможно общаться со зрителем на языке, на котором с ним разговаривали 30-40 лет назад. Уже 2-3 поколения – это те, кто выросли с гаджетами в руках, у них совсем другое восприятие всего на свете. И искусства в том числе.
Поэтому задача Третьяковской галереи – погрузить современного зрителя в самые различные сферы и миры. Экспозиции выставок становятся все более иммверсивными и похожими на самостоятельное художественное произведение. Выставкой правит куратор и его концепция-интерпретация, а еще художник, архитектор, иногда подключается звукорежиссер. Над выставками Третьяковской галереи «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» и «Михаил Врубель» работали выдающиеся архитекторы – Даниэль Либескинд и Сергей Чобан. Свобода, сотворчество, сопереживание – вот во что вовлекают зрителя.
Третьяковская галерея сегодня – это и образовательные программы, концерты, спектакли, чтение стихов. Это дворик на Крымском валу, который летом превращается в один из самых любимых москвичами оазисов в центре Москвы. Там за чашкой кофе, глядя на работы Игоря Шелковского, легче думается и легче дышится.
Третьяковка – это и кино: один кинотеатр в Лаврушинском и два на Крымском валу. И еще летний кинотеатр во дворе. И еще три музыкальных фестиваля. И творческие мастерские, где занимаются дети и подростки. Есть и специальные мастерские, где педагоги работают с детьми с синдромом Дауна и с признаками аутизма. И добиваются больших результатов.
Это все превращает старейшую художественную галерею в удивительное пространство, открытое всему и всем.
Галерея картинами наружу
В 2024 году Третьяковская галерея получит новое здание на Кадашевской набережной. Что там будет? Во-первых, огромное общественное пространство, которого так не хватает в здании в Лаврушинском переулке: новые возможности для образовательных программ, киноконцертный зал на 500 мест с современной акустикой, где можно будет проводить масштабные концерты (сегодня в 16-м зале на Крымском валу и в зале Врубеля в Лаврушинском переулке максимальная вместимость 20 человек). Появится пространство для хранения графики и графический кабинет, реставрационные мастерские. Сложность реставрационных работ растет, и галерее нужны новые возможности. Будут гардеробы, музейные магазины, кафетерии.
И, во-вторых, там будут два этажа с экспозиционными пространствами. На первом уровне расположится дайджест экспозиции XX века, он переедет из здания на Крымском валу, которое ждет реконструкция. А второй уровень будет использоваться для проведения масштабных выставок.
Сейчас баннеры, закрывавшие фасад, сняты, и уже можно понять, каким будет новое здание. Там использованы те же материалы, что и при строительстве Третьяковской галереи по проекту Виктора Васнецова - красный кирпич и белый камень. А на огромные окнах с помощью специальной современной технологии нанесены черно-белые репродукции фрагментов важнейших работ из собрания галереи. Приходит вечер, зажигаются огни – и картины смотрят на город и на нас, пробуждая те высокие чувства, о которых мы часто забываем.
Третьяковки много не бывает
Самара, Владивосток и Калининград – да, это тоже адреса Третьяковской галереи, которая открывает в этих городах свои филиалы. Очень разные проекты объединяет понимание того, каким должен быть музей сегодня. А это значит не только выставочные залы, но и образовательные программы, кинопоказы, библиотека, медиатека. Ни во Владивостоке, ни в Калининграде, ни в Самаре нет таких культурных общественных пространств, где можно было бы показывать кино для большой аудитории, проводить музыкальные и кинофестивали. Для каждого филиала Третьяковская галерея планирует свою выставочную программу, которая будет связана к историей региона, и даже зависеть от архитектуры здания.
В Самаре работа филиала Третьяковской галереи тесно связана с рекрасными музеями, которые находятся в приволжских городах. А филиал в Калининграде, созданный по проекту архитектора Юрия Григоряна и Московского архитектурного бюро «Меганом»», планировался как музей мечты с огромными пространствами.
Филиал во Владивостоке после завершения его строительства превратится в музейно-выставочный центр, потому что Третьяковская галерея будет там присутствовать вместе с Государственным Эрмитажем и Музеем Востока. Этот музейный комплекс задумывался и как место для выставок, которые будут потом отправляться в Юго-Восточную Азию, в Китай, Японию. И как место для выставок из этих стран.
И в Калининграде, и во Владивостоке часто приходится слышать: «Вот у вас в России»… Присутствие русского искусства, Третьяковской галереи, позволит огромному количеству людей почувствовать себя причастными одной культуре.
Как появился музей братьев Третьяковых
Долгие годы полуразрушенный дом в 1-м Голутвинском переулке, где родились и прожили 12 лет братья Павел и Сергей Третьяков, пустовал. Там жили бомжи. Идея создать здесь музей, который отдаст должное Павлу Михайловичу Третьякову и его брату Сергею Михайловичу, была горячо поддержана сотрудниками галереи.
Мало кто знает, как создавалась Третьяковка. Уникальный случай: в 26 лет Павел Третьяков принимает решение о формировании своей коллекции, которая послужит основанием для создания музея русского национального искусства. До него эта мысль не приходила в голову никому – ни правительству, ни государю императору. Да, был государственный Эрмитаж, в котором хранились произведения русского искусства. Да, был интерес к русскому искусству. Но национальная школа еще только формировалась. Третьяков поставил себе такую задачу и ощутил свою миссию. Его роль не только в том, что он собирал картины – он собирал современное ему искусство. Это был именно тот момент, когда русское искусство расцветало и нуждалось в поддержке, а государственный заказ перестал существовать.
Павел Михайлович был просвещенным человеком и крайне успешным промышленником. Его костромская мануфактура существует до сих пор. Тогда это был гигантский комплекс со школой, народным домом, больницей. Он выстроил дом для вдов и сирот художников, Арнольдовское училище для глухонемых. Третьяков прекрасно понимал, что если ты получаешь от общества, то ты должен вернуть этому обществу, и вернуть с лихвой. Что он и сделал.
Над Ассортиментным кабинетом Костромской льняной мануфактуры висит лозунг: «Здесь соткана Третьяковская галерея». И в музее Павла и Сергея Третьяковых рассказывается история того, как была соткана Третьяковская галерея, как она формировалась. Об этом повествует пространство первого этажа с помощью современных виртуальных технологий и реальных предметов, в том числе из Ассортиментного кабинета мануфактуры. Именно они позволяют оценить качество того, что производили на этой мануфактуре. Второй этаж музея – воссозданные, как бы воображаемые, кабинеты братьев Третьяковых. И центральный зал – их коллекция. С одной стороны собрание Павла Михайловича, с другой – Сергея Михайловича. Эти работы – из коллекции уже Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, куда они были переданы в 1920-е годы.
Музей небольшой – 400 квадратных метров. Но он совершенно образцовый, во многом благодаря тому, что сделан на частные деньги. В первую очередь на деньги огромного друга Третьяковской галереи Александра Анатольевича Тынкована и ряда других попечителей и жертвователей. За месяц до открытия музея Третьяковская галерея получила за него из рук Сергея Семеновича Собянина четыре премии «Московская реставрация».
------------------------------------------------------------------------------------
Полностью послушать разговор с Зельфирой Трегуловой можно на платформах: Apple Podcasts, Яндекс Музыка, VK, Mave, YouTube, Rutube.