Вклад Диззи Гиллеспи в джаз был огромен. Один из величайших джазовых трубачей всех времен (некоторые говорят, что лучший), Гиллеспи был настолько сложным игроком, что его современники в итоге копировали Майлза Дэвиса и Фэтса Наварро, и только после появления Джона Фэддиса в 1970-х годах стиль Диззи был успешно воссоздан. Каким-то образом Гиллеспи мог сделать любую "неправильную" ноту подходящей, а в гармоническом отношении он опережал всех в 1940-х годах, включая Чарли Паркера. В отличие от Берда, Диззи был энтузиастом-педагогом, который записывал свои музыкальные новшества и стремился объяснить их следующему поколению, тем самым гарантируя, что бибоп в конечном итоге станет основой джаза.
Диззи Гиллеспи также был одним из ключевых основателей афро-кубинского (или латинского) джаза, добавив в 1947 году в свой оркестр конгу Чано Позо и рано использовав сложные полиритмы. Руководитель двух лучших биг-бэндов в истории джаза, Гиллеспи отличался от многих представителей поколения бопа тем, что был искусным шоуменом, умевшим сделать свою музыку одновременно доступной и забавной для слушателей. С его надутыми щеками, согнутой трубой (что произошло случайно в начале 50-х годов, когда танцор споткнулся о его рог) и быстрым остроумием, Диззи был колоритной фигурой, за которой хотелось наблюдать. Прирожденный комик, Гиллеспи был также превосходным певцом и иногда играл на латинской перкуссии ради удовольствия, но именно его игра на трубе и лидерские качества сделали его гигантом джаза.
Младший из девяти детей, Джон Биркс Гиллеспи сам обучился игре на тромбоне, а в 12 лет перешел на трубу. Он рос в бедности, получил стипендию в сельскохозяйственной школе (Лауринбургский институт в Северной Каролине), а затем в 1935 году бросил школу, чтобы искать работу музыканта. Вдохновленный Роем Элдриджем и оказавший на него первоначально большое влияние, Гиллеспи (который вскоре получил прозвище "Диззи") присоединился к группе Фрэнки Фэйрфакса в Филадельфии. В 1937 году он стал членом оркестра Тедди Хилла на месте, которое ранее занимал Элдридж. Диззи дебютировал в записи, исполнив песню Хилла "King Porter Stomp", и в течение короткого периода работы в оркестре гастролировал по Европе. Проработав год фрилансером, Гиллеспи присоединился к оркестру Кэба Кэллоуэя (1939-1941), часто записывался с популярным бэндлидером и исполнил множество коротких соло, по которым можно проследить его развитие; "Pickin' the Cabbage" показывает, что Диззи начинает выходить из тени Элдриджа. Однако Кэллоуэю не нравились постоянные шансы Гиллеспи, он называл его соло "китайской музыкой". После инцидента в 1941 году, когда в Кэллоуэя озорно бросили мяч (он обвинил Гиллеспи, но на самом деле виновником был Джона Джонс), Диззи был уволен.
К тому времени Гиллеспи уже познакомился с Чарли Паркером, который подтвердил правильность его музыкальных поисков. В течение 1941-1943 годов Диззи прошел через многие группы, включая те, которыми руководили Элла Фицджеральд, Коулмен Хокинс, Бенни Картер, Чарли Барнет, Фесс Уильямс, Лес Хайт, Клод Хопкинс, Лаки Миллиндер (с которым он записывался в 1942 году) и даже Дюк Эллингтон (в течение четырех недель). Гиллеспи также сделал несколько передовых аранжировок для таких групп, как Бенни Картер, Джимми Дорси и Вуди Херман; последний посоветовал ему бросить игру на трубе и заняться аранжировкой.
Диззи игнорировал советы, играл в джемах в Minton's Playhouse и Monroe's Uptown House, где он опробовал свои новые идеи, а в конце 1942 года присоединился к биг-бэнду Эрла Хайнса. Чарли Паркер был нанят на тенор, и этот, к сожалению, не записанный оркестр стал первым оркестром, который исследовал ранний бибоп. К тому времени у Гиллеспи уже сложился свой стиль, и он написал свою самую известную композицию "A Night in Tunisia". Когда певец Хайнса Билли Экстайн ушел в самостоятельное плавание и создал новый биг-бэнд, Диз и Берд (вместе с Сарой Воган) были в его составе. Гиллеспи остался достаточно долго, чтобы записать несколько номеров с Экстайном в 1944 году (наиболее заметные "Opus X" и "Blowing the Blues Away"). В том же году он также принял участие в паре сессий под руководством Коулмена Хокинса, которые часто считаются первыми полноценными бибоп-сессиями, главной из которых стала композиция Диззи "Woody'n You".
1945 год стал годом прорыва. Диззи Гиллеспи, который ранее руководил группами на 52-й улице, наконец-то объединился с Чарли Паркером для записи пластинок. Их записи таких номеров, как "Salt Peanuts", "'Shaw Nuff", "Groovin' High" и "Hot House", привели в замешательство поклонников свинга, которые никогда не слышали передовой музыки в том виде, в котором она развивалась; а исполнение Диззи песни "I Can't Get Started" полностью переработало прежний хит Банни Беригана. Потребовалось два года, чтобы этот зачастую бешеный, но в конечном итоге логичный новый стиль стал восприниматься как мейнстрим джаза. В 1945 году Гиллеспи возглавил неудачный биг-бэнд (южное турне завершило его), а в конце года он отправился с Паркером на Западное побережье, чтобы отыграть продолжительный концерт в клубе Билли Берга в Лос-Анджелесе. К сожалению, публика не вызвала энтузиазма (кроме местных музыкантов), и Диззи (без Паркера) вскоре вернулся в Нью-Йорк.
В следующем году Диззи Гиллеспи собрал успешный и влиятельный оркестр, который просуществовал почти четыре незабываемых года. Песня "Manteca" стала стандартом, захватывающая "Things to Come" была футуристической, а в "Cubana Be/Cubana Bop" участвовал Чано Позо. С такими музыкантами, как будущие участники Modern Jazz Quartet (Милт Джексон, Джон Льюис, Рэй Браун и Кенни Кларк), Джеймс Муди, Джей Джей Джонсон, Юсеф Латиф и даже молодой Джон Колтрейн, биг-бэнд Гиллеспи стал питательной средой для новой музыки. Берет, козлиная бородка и "боп-очки" Диззи помогли ему стать символом музыки и самой популярной ее фигурой. В 1948-1949 годах почти каждая бывшая свинговая группа пыталась играть боп, и в течение короткого периода крупные звукозаписывающие компании очень старались превратить эту музыку в причуду.
К 1950 году мода закончилась, и Гиллеспи был вынужден из-за экономических трудностей распустить свой новаторский оркестр. Вплоть до смерти Берда в 1955 году он периодически (и всегда захватывающе) воссоединялся с Чарли Паркером (включая знаменитый концерт в Мэсси-холле в 1953 году), гастролировал с Jazz at the Philharmonic (где ему довелось "сразиться" с бойким Роем Элдриджем), возглавлял все звездные звукозаписывающие сессии (в некоторых из них участвовали Стэн Гетц, Сонни Роллинз и Сонни Ститт) и руководил комбо, в котором в 1951 году некоторое время играли Колтрейн и Милт Джексон. В 1956 году Гиллеспи было разрешено создать биг-бэнд и отправиться в зарубежное турне, спонсируемое Государственным департаментом. Это турне было настолько успешным, что за ним последовали новые поездки, включая обширные туры по Ближнему Востоку, Европе и Южной Америке, и группа просуществовала до 1958 года. Среди молодых музыкантов были Ли Морган, Джо Гордон, Мелба Листон, Эл Грей, Билли Митчелл, Бенни Голсон, Эрни Генри и Уинтон Келли; Куинси Джонс (вместе с Голсоном и Листоном) сделал несколько аранжировок. После распада оркестра Гиллеспи вернулся к руководству небольшими группами, с которыми в 1960-х годах сотрудничали такие музыканты, как Джуниор Мэнс, Лео Райт, Лало Шифрин, Джеймс Муди и Кенни Баррон. Он сохранил свою популярность, иногда возглавлял специально собранные биг-бэнды и был постоянным участником джазовых фестивалей. В начале 70-х годов Гиллеспи гастролировал с группой "Гиганты джаза", и примерно в это время его игра на трубе начала ослабевать, и этот постепенный спад сделал большинство его работ 80-х годов весьма неустойчивыми. Однако Диззи оставался путешественником по миру, вдохновителем и учителем молодых музыкантов, а в последние годы жизни он возглавлял оркестр United Nation Orchestra (с участием Пакито Д'Ривера и Артуро Сандоваля). Он активно выступал до начала 1992 года.
Карьера Диззи Гиллеспи была очень хорошо задокументирована с 1945 года, особенно на Musicraft, Dial и RCA в 1940-х годах; Verve в 1950-х; Philips и Limelight в 1960-х; и Pablo в более поздние годы.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!