На российские экраны выходит картина французской актрисы, сценариста и режиссера Эмили Атеф «Больше чем никогда» (Plus que jamais). Премьера состоялась в мае прошлого года на 75-м Каннском кинофестивале. В России фильм выходит в прокат с 9 февраля. Корреспондент журнала «Слово и Дело» побывал на предпремьерном спецпоказе ленты в киностудии «Лендок» и разобрался, зачем стоит сходить на этот фильм.
Сюжет фильма не слишком оригинален. Главные герои — жители Бордо Элен и Матье, воплощенные на экране Вики Крипс и Гаспаром Ульелем — женатая пара с немаленьким стажем, которые столкнулись с конечностью человеческой жизни. У Элен диагностировано неизлечимое заболевание легких, и оно проводит между супругами жирную черту, по разные стороны которой одному предстоит жить дальше, а другому — нет.
Не следует доверять распространенной в описаниях фильма фразе «неожиданно Элен узнает». В отличие от большинства подобных картин, где новость о неизлечимом заболевании становится центральным потрясением для главных героев, Элен и Матье живут в этом состоянии какое-то время. Но в разных стадиях принятия неизбежного факта. И именно это становится главной движущей силой всего действия.
Элен уже приехала на станцию «принятие», на которой ее больше всего раздражают суетящиеся вокруг люди, не понимающие, как себя с ней вести. И чтобы избавиться от этого, она уезжает в Норвегию к борющемуся с раком блогеру, живущему на отшибе и прекрасно понимающему чувства девушки. В то же время ее формальный муж еще не успел отъехать от вокзала под названием «отрицание». Он требует от супруги остаться в городе, чтобы не пропустить донора, лечь на пересадку легкого и выздороветь.
Эмили Атеф через ритм жизни супругов демонстрирует, как расходятся судьбы двух людей. Пока Элен одна — ее существование наполнено созерцанием бликов на воде, ощущением дуновения ветра на коже, слушаньем пения птиц — то есть тем, для чего обычному человеку нужно сделать над собой усилие и остановиться. В то же время Матье практически живет за двоих, старается расшевелить ее, вселить ей желание двигаться дальше.
Следует отдать должное Вики Крипс и Гаспару Ульелю. Актеры великолепно справились со своей задачей, продемонстрировав высокий уровень мастерства. Движения, мимика, интонации. Все это — выше всяческих похвал. Но привыкшего к положительному, пусть и грустному финалу зрителя ждет разочарование.
В фильме «Больше чем никогда» отразилась проблема современной западноевропейской семьи. Бездетные, не любящие, а скорее привыкшие друг к другу мужчина и женщина пытаются каждый по-своему допить до донышка брак, который вот-вот закончится. И если считать, что с отъездом Элен в Норвегию их любовь подвергается испытанию, то в конце фильма становится понятно, что испытание оказалось сильней.
Картина определенно порадует любителей суровой северной природы, людей, мечтающих о жизни в уединении, и ценителей тонкой актерской игры. Однако зритель, ищущий драмы в стиле «Дневника памяти», окажется разочарован отсутствием посыла о единении душ и всепобеждающей силе любви.
Отдельно стоит упомянуть последнюю сцену фильма, в которой Матье отплывает на пароме обратно в большой мир, оставляя Элен в выбранной ей «умиральной яме» маленького норвежского поселка. Склонный к мистике зритель отметит, что в человеческой мифологии именно отплытие на корабле маркирует путешествие «на тот свет». А вскоре после завершения съемок относительно молодой 37-летний Гаспар Ульель погиб в результате несчастного случая на альпийском горнолыжном курорте.
Ранее журнал «Слово и Дело» рассказал о новой драме-комедии Мартина Макдонаха «Банши Инишерина» с Колином Фаррелом и Бренданом Глисоном в главных ролях. Фильм номинирован сразу на девять премий «Оскар», причем на «лучшую мужскую роль второго плана» — дважды.