Илья Карпенко
8 февраля в нашем отечестве отметили прекрасный праздник – День российской науки! Ура, товарищи!
Праздник молодой, отмечаемый всего 24-й раз, но приуроченный к тому дню 28 января (8 февраля), когда в 1724 году по распоряжению императора Петра Первого была учреждена Российская Академия наук, располагавшаяся в ту пору в Санкт-Петербурге, в здании Кунсткамеры (ныне здесь – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого).
К этому деянию руку и ум свой приложил и наш великий самоучка, первый россиянин среди членов Академии Михайло Ломоносов, а также приглашённые Петром I немцы Готлиб Зигфрид Байер, Август Людвиг Шлёцер и Герхард Фридрих Миллер. Правда, им за их «норманскую теорию» Ломоносов и «морды бивал».
В общем, как мы видим, столетия проходят, но ничего не меняется – за минувшие века необходимость бить немцам морды своей актуальности не утратила…
С этим замечательным праздником науки нас, преподавателей Учебного центра русского языка МГУ, а также всех наших коллег (включая коллег будущих – тех, кто только приобщается к тайнам науки ФИЛОЛОГИИ) поздравил Владимир Аннушкин – замечательный советский и российский УЧЁНЫЙ-ФИЛОЛОГ!
Владимир Иванович – заслуженный профессор Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, доктор филологических наук, глава Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, автор огромного числа учебников, пособий, монографий, научных статей, а также музыкальных произведений и прекрасных просветительских инициатив!
МАНИФЕСТ ФИЛОЛОГА
Владимир Аннушкин остаётся сегодня в нашей стране главным Филологом с большой буквы, проводником идей ЦЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВА, необходимости его сбережения, охранения, изучения и всемерного (и всемирного) продвижения. Таким же подвижником, какими когда-то в нашей стране были Ираклий Андроников, академик Дмитрий Лихачёв и другие ПАТРИОТЫ родного слова, его глашатаи, способные заразить своей любовью и творческим горением молодёжь, а власть предержащим – объяснить те важные вещи, которые те иногда «не догоняют»…
И сегодня, в честь Дня нашей отечественной науки профессор Аннушкин обратился ко всем юным и не очень коллегам с составленным им лично, но при поддержке великих умов России
МАНИФЕСТОМ ФИЛОЛОГА.
Читайте, мотайте на ус, передайте другим, ибо наше СЛОВО РУССКОЕ – вечно и бесценно! А мы, филологи, за него в ответе!
Манифест филолога
1. Филолог рожден не для балов и не для танцев, а для служения науке, для поклонения прекрасному.[1]
2. Филолог живет для вечности. Филолог жив, пока язык не свяжет.[2]
3. Филология занимается словом и смыслом – «смыслом, живущим внутри слова и одушевляющим слово».[3]
4. Поэтому Шаляпин говорил: «Я вдумываюсь в смысл фразы (слова) и окрыляю её музыкой».[4]
5. Филология – «в глубине своей, в существе, в замысле – любовь к Логосу, постижение через слово Премудрости творения».[5]
6. Цель филологии – «сделать человека счастливым через язык».[6]
7. Как немногие другие «блаженные», мы «охраняем» то, «что ещё не совсем погибло».[7] Поэтому над всё более плоским миром технологической цивилизации ещё держатся своды человеческой культуры.[8]
8. Филолог владеет искусством понимать сказанное и написанное. Поэтому он … «говорит», «высказывается», «окликает» своих товарищей по человечеству каждым своим поступком и жестом.[9]
9. Филолог не выставляет себя открывателем нового. Он говорит от лица языка и его фактов.
10. Филология – это высшая форма гуманитарного образования, форма, соединительная для всех гуманитарных наук.
11. Филология есть связь всех связей, ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает её.[10]
12. Каждый филолог знает, что самой большой силой обладает слово, а нефилолог этого не знает, но все равно ощущает, что это сила.[11]
13. Филология – не отдельная наука или комплекс наук, а способность к универсальному познанию. Филологическое мышление есть не что иное, как перекресток философских и естественнонаучных знаний, не выразившихся в формулах.
14. Мы и есть мозг мира. Высшая специальность – это филология, потому что это – слово, потому что Слово в начале было – Слово это Бог. Это не от нас зависит, это уже природа.
[1] А.Ф. Лосев. Дневник юных лет.
[2] Ю.В. Рождественский. Запомнившееся из афоризмов.
[3] С.С. Аверинцев. Похвальное слово филологии.
[4] Ф.И. Шаляпин. Маска и душа.
[5] В.С. Непомнящий. Похвала филологии.
[6] Ю.В. Рождественский. Запомнившееся из афоризмов.
[7] К. Леонтьев.
[8] В.С. Непомнящий. «Конец» «Похвалы филологии».
[9] С.С. Аверинцев. Похвальное слово филологии.
[10] Лихачев Д.С. О филологии // Письма о добром и прекрасном.
[11] Н.И. Либан. Лекции по русской литературе.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ ПРОФЕССОРА АННУШКИНА
Мы, преподаватели Учебного центра русского языка МГУ, рады и горды большой и плодотворной дружбой с Владимиром Ивановичем! Который принимает живейшее участие во всех важных мероприятиях, проводимых нашим МГУ-центром. Участвовал профессор Аннушкин и в нашем ноябрьском Форуме по РКИ-2022:
«Инновационное и классическое в РКИ. Теория и практика: вызовы, возможности, достижения».
Его выступление на форуме называлось так:
СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА РКИ: С ЧЕГО НАЧАТЬ И ЧЕМ ЗАКОНЧИТЬ, ЕСЛИ «НАУКА ВЕЧНА»
Слово – Владимиру Аннушкину!
«КУЗНЕЧИК»
(музыкальная пауза)
Заслуги Михаила Ломоносова очевидны: это не только его труды на благо Академии наук и создание Московского университета, но и важнейшие открытия в области химии, физики, астрономии; создание принципиально новых оптических и аэродинамических приборов; разработка педагогической теории; работы по риторике и грамматике и т.д.
И хотя поэтический талант Ломоносова не признавал А.С. Пушкин (особенно его од, которые, по его мнению, «утомительны и надуты»), «Письмо о правилах российского стихотворства», тем не менее, изучают на филологических факультетах до сих пор. А ломоносовское стихотворение «Кузнечик» с удовольствием переложили на музыку и Владимир Аннушкин, и хорошо знакомый вам Станислав Коренблит. Последнему – слово!
ХОХМА ИЗ МИРА НАУКИ
Два молодых аспиранта решили написать диссертации. Выбрали себе темы и разбрелись по кафедрам. Зашёл к одному из них в гости знакомый профессор. Увидел молодого человека за работой, порадовался, да и заинтересовался:
— Какая же у тебя тема?
— Ну, тема простая: «Чем дальше в лес, тем больше дров».
— Да кто ж так тему-то формулирует?! Надо по научному, посолиднее… К примеру, так: «О нарастании топливных ресурсов с продвижением вглубь лесного массива».
— Ух ты! – обрадовался аспирант, с трудом узнавая родную тему.
На следующий день встречает он своего друга и спрашивает:
— Ты как работу свою назвал?
— «О роли музыкальных инструментов в жизни домашних животных!» – с гордостью отвечает друг.
— Это ты сам выдумал или профессор подсказал?
— Конечно, профессор подсказал.
— А как до этого-то было?
— А до этого: «На фига козе баян?»
ИТАК, РЕЗЮМИРУЕМ:
«Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности» (Вилами по воде писано).
«Бинарный характер высказываний индивидуума, утратившего социальную активность» (Бабушка надвое сказала).
«Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности» (Носить воду в решете).
«Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, связанная с устранением изначально деструктивной транспортной единицы» (Баба с возу – кобыле легче).
«Слабо выраженная актуальность применения клавишных инструментов в среде лиц духовного звания» (На фига попу гармонь).
«Нестандартные методы лечения сколиоза путем отправления ритуальных услуг» (Горбатого могила исправит).
«Проблемы повышения мелкодисперсности оксида двухатомного водорода механическим путём» (Толочь воду в ступе).
«Латентные возможности использования вербальных средств общения для оптимизации труда» (Пошёл на…).
«Положительное воздействие низкого коэффициента интеллекта на увеличение совокупности задач в процессе осуществления трудовой деятельности» (Дураков работа любит).
«Солипсизм домашней птицы по отношению к нежвачным млекопитающим отряда парнокопытных» (Гусь свинье не товарищ).
«Характерные внешние приметы как повод для узурпации наиболее благоприятного социального статуса на рынке» (Со свиным рылом да в калашный ряд).
ЕЩЁ ОДНА ХОХМА ИЗ ТОЙ ЖЕ ОБЛАСТИ
Американский социолог N провел исследование на тему «Отношение людей разных национальностей к чужой собственности». Ученый ездил по городам мира, оставлял посреди вокзального зала чемодан, прятался и засекал время. И вот результаты исследования:
– В Стокгольме чемодан никто не тронул.
– В Лондоне чемодан украли через полчаса.
– В Париже – через двадцать минут.
– В Риме – через десять.
– В Токио через пять минут чемодан сдали в бюро находок.
– В Тель-Авиве через три минуты приехала полиция, оцепила вокзал, погрузила чемодан в бронированный фургон и увезла за город взрывать.
– В Одессе точного результата получить не удалось. Причина: пока исследователь смотрел на чемодан, у него украли часы.
– Последним в серии социологических исследований оказался эксперимент в Багдаде. Там вместе с чемоданом похитили и самого американца…
АНЕКДОТ
Сидит заяц на пеньке и что-то пишет. Идет лисица и спрашивает:
— Что пишешь, Заяц?
— Диссертацию.
— А тема-то какая?
— Тема: «О том, как зайцы гоняют лисиц».
— Зайка, ты с ума сошёл? Где ты видел такое?
— Пойдем со мной в мою нору – покажу…
Идет волк. Видит, заяц на пеньке сидит и что-то пишет.
— Что пишешь, Заяц?
— Диссертацию.
— А тема?
— О том, как зайцы волков гоняют.
— Зайка, ты сдурел? Где ты такое видел?
— Пойдем со мной в нору – покажу…
Идут. Подходят к входу в пещеру. У входа лежит огромный лев, а около него валяются останки лисиц, волков, медведей...
Лев, доедая лисицу:
— Не важно, какая у тебя тема диссертации. Важно, кто у тебя научный руководитель!
ОДЕССКИЙ АНЕКДОТ
— У вас тут в резюме написано, что вы получили Нобелевскую премию. А в какой области, позвольте спросить?
— Как это в какой? В Одесской, конечно!!!
ТАКИ ЕЩЁ ОДИН ОДЕССКИЙ АНЕКДОТ
— Послушайте, Абрам Семёнович, а почему вы книгу вверх ногами держите?
— Ой вей! А вы шо, Зяма Фрейд?
— Причем тут таки Фрейд?
— Это же книга!!! Какие у книги могут быть ноги??? Вы ещё скажите, шо я ей промеж страниц заглядываю!..
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья