Найти тему
КП — Хабаровск

Стажер на борту, практикант и роковой поворот: названы причины крушения самолета Ан-26, врезавшегося в гору под Хабаровском

Оглавление
    Спустя несколько часов после вылета стало известно, что летающая лаборатория разбилась в Большехехцирском заповеднике  ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
Спустя несколько часов после вылета стало известно, что летающая лаборатория разбилась в Большехехцирском заповеднике ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

Международный авиационный комитет (МАК) опубликовал выводы о крушении самолета Ан-26 под Хабаровском 22 сентября 2021 года. Напомним, что воздушное судно выполняло технический полет. Вечером самолет пропал с радаров, а экипаж перестал выходить на связь. Спустя несколько часов стало известно, что летающая лаборатория разбилась в Большехехцирском заповеднике. На борту находилось шестеро человек.

ХРОНОЛОГИЯ КРУШЕНИЯ АН-26 ПОД ХАБАРОВСКОМ

Ан-26, принадлежавший ЗАО «Летные проверки и системы», должен был совершить несколько вылетов для проверки и настройки систем радиотехнического обеспечения полетов аэродрома Хабаровск (Новый). 22 сентября двое летчиков, двое штурманов, оператор и бортмеханик поднялись на борт самолета. Экипаж выполнил несколько вылетов, при этом уходы на второй круг и заходы для выполнения очередного пункта программы делал левым разворотом.

    В катастрофе никто не выжил. Фото: Telegram-канал «Пулемет Дегтярева»
В катастрофе никто не выжил. Фото: Telegram-канал «Пулемет Дегтярева»

Роковой вылет был совершен в 14:59 по хабаровскому времени. Над заповедником в этот день стоял туман, в регионе было объявлено штормовое предупреждение. В 36 километрах от аэропорта Ан-26 должен был обследовать курсовой радиомаяк. В 18:02 штурман-инструктор запросил у диспетчера правый разворот и спустя несколько секунд получил разрешение. Он скомандовал: «Все, поехали вправо, обратным посадочным [...] А то там с этой стороны граница, они орать начнут».

    Самолет летел на высоте 600 метров при минимальной безопасной - 1200 метров  ФГБУ "Заповедное Приамурье"
Самолет летел на высоте 600 метров при минимальной безопасной - 1200 метров ФГБУ "Заповедное Приамурье"

Самолет летел на высоте 600 метров при минимальной безопасной - 1200 метров. В 18:11 на абсолютной высоте примерно 700 метров и удалении от Хабаровска на 38 километров Ан-26 врезался в склон горы Хребтовая.

ЭКИПАЖ АН-26, ПОТЕРПЕВШЕГО КРУШЕНИЕ 22 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА

Полетом фактически руководил штурман-инструктор. 51-летний мужчина уже выполнял подобные проверки для аэропорта Хабаровска. Во время последнего полета, судя по отчету, он предпочел избежать вторжения в воздушное пространство Китая, что повлекло бы за собой серьезные последствия. Но по какой-то причине не принял во внимание гору.

    В течение трех дней с места катастрофы вывозились останки членов экипажа  ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
В течение трех дней с места катастрофы вывозились останки членов экипажа ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

Параллельно штурман-инструктор должен был натаскать стажера: для еще одного штурмана этот полет был контрольно-проверочным заданием. На момент авиакатастрофы 45-летний мужчина допуска к облету наземных средств радиотехнического обеспечения полетов не имел. Все остальные члены экипажа имели необходимый уровень профессиональной подготовки.

КРУШЕНИЕ АН-26 ПОД ХАБАРОВСКОМ 22 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА

С момента разворота и до Хребтовой системы самолета не подали сигнала о близости к земле. Экипаж не предпринимал каких-либо действий на изменение курса полета или по набору минимальной безопасной высоты. Когда Ан-26 срезал верхушку дерева на высоте десяти метров от земли, командир спросил: «Что это у нас?» В считанные доли секунды самолет разнесло на обломки.

    обломки самолета вывезли на вертолетах  ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
обломки самолета вывезли на вертолетах ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

Развернулась поисковая операция, но помешала плохая погода. Самолет удалось найти днем 23 сентября. Вернее, то, что от него осталось: обломки разнесло по склону горы. Шансов выжить у экипажа не было. Сесть в районе ЧП вертолеты не смогли - мешали скученные высокие деревья. К месту крушения выдвинулись наземные группировки спасателей, правоохранительные органы и вооруженные егеря. Путь был долгим: 13 километров по сопкам, тайге и в окружении диких животных.

    Поиски обломков осложнялись облачностью  ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
Поиски обломков осложнялись облачностью ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

К вечеру группа добралась до места катастрофы. Выживших на месте не было. 24 сентября Минприроды России дало добро на вырубку деревьев для расчистки посадочной площадки для вертолетов. В течение трех дней с места катастрофы вывозились останки членов экипажа, личные вещи, документы, черные ящики, обломки. 27 сентября следователи и спасатели завершили работу в заповеднике.

    Обломки самолета разбросало по склону горы  ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
Обломки самолета разбросало по склону горы ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

ПРИЧИНЫ КРУШЕНИЯ АН-26 ПОД ХАБАРОВСКОМ

Трагедия, согласно выводам экспертов, произошла из-за стечения роковых обстоятельств. Так, экипажу не сообщили о минимальной безопасной высоте в районе полета, а на самолете и у диспетчера оказались отключены приборы, которые могли бы показать опасное приближение Ан-26 к земле. Дело в том, что летчики беспрерывно совершали «заходы с уходами» без выпуска шасси. Сигналы об опасном приближении к земле мешали экипажу выполнять задания, а диспетчеров могли ввести в заблуждение.

    Бортовые самписцы Ан-26  Восточное МСУТ СК РФ
Бортовые самписцы Ан-26 Восточное МСУТ СК РФ

И, наконец, диспетчер. В день авиакатастрофы он вел радиообмен. Конечно, под присмотром диспетчера-инструктора и старшего диспетчера. В отчете МАК значится, что «контроль за полетом воздушного судна отсутствовал».

Автор: Егор ФАЛХВАДЗЕ