Сегодняшнюю статью я посвящаю празднику, с которым тесно связан мой канал (как и моя жизнь), а два основных слова в их названиях — «женщины» и «наука» — повторяются. Этот праздник — Международный день женщин и девочек в науке (International Day of Women and Girls in Science). Отмечается он 11 февраля согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 2015 года, а инициатором его введения выступили не феминистские организации, как можно было бы подумать, а Международный союз электросвязи. Эта организация, основанная еще в 1865 году, призвала принять дополнительные меры для того, чтобы индустрия информационно-коммуникационных технологий стала более популярной среди женщин и девочек, чтобы они не ограничивали свои интересы и не боялись выбирать считающиеся мужскими IT-профессии.
Чтобы вас не смущало упоминание девочек в названии праздника, поясню: речь идет о большем привлечении девочек в научные кружки, которые традиционно рассматриваются как более подходящие для мальчиков. Участие в таких кружках нередко становится стартовой площадкой для выбора профессии ученого, для научной карьеры, для пути открытий и признаний.
До сих пор международное научное сообщество озабочено тем, что среди исследователей женщины составляют всего 30%. Конечно, это усредненный показатель, и в каких-то странах процент женщин в научных кругах выше в 2-2,5 раза, а в каких-то на столько же ниже. Например, наша отечественная наука может похвастаться 40% женщинами-учеными. Или задуматься над тем, почему в 1995 году их было почти 49%, а сейчас соотношение исследователей изменилось не в пользу женского пола. Но даже при таком снижении Россия значительно опережает многие страны Западной Европы (Францию, Германию, Италию) по количеству женщин-ученых (здесь мы молодцы, что скрывать, но не стоит почивать на лаврах и лучше продолжать идти вперед). Хотя латентной дискриминации, с которой сталкиваются женщины-ученые в нашей стране, до сих пор хватает с лихвой (есть над чем работать, ох есть над чем).
Вопрос 1. Зачем женщины идут в науку
Есть топ-5 мотивов, по которым женщины выбирают научное поприще (по итогам общероссийского опроса «Мониторинг научных кадров высшей квалификации» и моему личному опыту):
1) творческий и инновационный характер научного труда (очень завлекательно особой романтикой и возможностями влиять на мир и менять его к лучшему);
2) собственный исследовательский интерес (если нашла научную тему/проблему всей своей жизни, то она тебя никогда не отпустит, утягивает как омут);
3) неограниченный профессиональный рост (этот рост уходит в бесконечность, поскольку всегда сохраняется понимание того, как много неизвестного за пределами уже исследованного);
4) собственный регламент рабочего графика в соответствии с личными делами и интересами (как правило, этот «свободный график» выливается в работу без выходных, проходных и полноценных отпусков);
5) наличие социальных гарантий (престижный социальный статус, стабильные зарплата и место работы, почет и уважение — это представления о профессии ученого до того, как окунаешься в научный мир, а там большая часть благ уже давно не прилагается).
Вопрос 2. Есть ли женские науки
Условное деление на «женские» (где превалируют женщины), «мужские» (где больше мужчин) и «би» (где почти поровну и тех и других) в исследовательских кругах существует.
В российской науке к «женским» отраслям относят фармакологию (68% женщин), экономику (62%), филологию (62%), биологию (61%), химию (почти 60%), психологию (60%), медицину (59%), педагогику (около 56%).
К «би» областям можно отнести искусствоведение, географию, юриспруденцию, философию, историю и социологию.
К жестко «мужской» научной территории принадлежат физико-математические науки (35,5% женщин) и политические науки (37%).
«В российской науке женщин немало, исключение составляют лишь высшие управленческие и экспертные позиции, однако и здесь налицо положительная тенденция. Уверена, что роль женщин-исследователей скоро усилится даже в точных науках. Всё же мы по-другому смотрим на многие вещи и на мир в целом. И дело тут не только в гендерных различиях – сила человечества в том, что мы разные, у каждого есть уникальный набор убеждений, культурных особенностей, стереотипов, способностей и ограничений. Это почти то же самое, что использование ставшего модным мультидисциплинарного подхода. Так что, если побороть предрассудки о гендерном неравенстве в высокой науке и дать женщинам шанс показать себя, как исследователями, так и руководителями, то даже у самых сложных задач просто не останется шансов, мы решим их!» — уверена Анна Кудрявцева, кандидат биологических наук, лауреат Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых.
И в самом деле, почему бы по полной не использовать интеллектуальный потенциал женщин во благо всего человечества? Что мешает?
Надежда Ершова
Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!
Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!