Случаются ситуации, когда музыкальному артисту нужно покинуть лейбл. Причины у такого решения могут быть разными: нет развития, жесткие условия контракта, более выгодные предложения и т.д. И хорошо, если с лейблом заключен просто лицензионный договор; как его расторгнуть мы уже знаем. А если это контракт на 360 градусов да еще и с гигантскими отступными?
В моей практике были случаи, когда я содействовал «вытаскиванию» артиста из лейбла.
Вспоминается кейс, когда артист по неопытности подписал договор с небольшой компанией. Компания взяла на себя не только дистрибуцию, но и полное управление всеми творческими делами артиста. Контракт был составлен грамотно. И при максимальном соответствии нормам действующего законодательства содержал весьма обременительные для артиста условия. Лейблу повезло, они сделали правильную ставку – этот артист давал львиную долю доходов небольшого лейбла. Варианты законного безболезненного одностороннего расторжения отсутствовали, а до конца срока действия договора оставалось еще 4 года. Отступные составляли около 200 000 евро, которые на тот момент для артиста не являлись подъемной суммой.
Однако артист был твердо убежден, что отношения с лейблом пора заканчивать. Формат музыки, которую требовали продюсеры, не соответствовал его текущему творческому стилю.
«Я не могу больше писать этот бред» - такова была аргументация.
Что делать в таких случаях? Идти в суд было бессмысленно – мы бы проиграли. Остается только договариваться. Артист уже выбрал себе нового менеджера и новый лейбл с лояльным подходом и большей свободой творчества. В таких случаях задача юриста и менеджера состоит в том, чтобы найти такие пути расторжения, которые окажутся выгодными для всех. На тот момент несколько произведений этого артиста показывали неплохие результаты: добрались до первой двадцатки в ВК, Яндекс Музыке и завирусились в ТикТоке. Надо было садиться за стол переговоров.
Что можно предложить лейблу? Учитывая тот факт, что артиста уже совсем не интересовал тот стиль и та музыка, которую он делал раньше, разумным оказалось решение отдать лейблу исключительное право на бэк-каталог. Уж если обновляться, то начинать с совершенно чистого листа. Да, это лишает артиста определенного дохода, но если уже взят курс на новую страницу в творчестве, надо рисковать. Тем более, что новый менеджер видел потенциал в новом материале.
На том и договорились. Лейбл получил исключительное право на бэк-каталог. Теперь лейбл получал 100% дохода от стриминга и синхронизации музыки. Артисту от лейбла была дана лицензия на исполнение его собственных песен на концертах (с выплатой лейблу роялти, естественно). Мы сделали это, чтобы сохранить аудиторию, которую еще предстояло познакомить с новым репертуаром, но она еще хотела слышать полюбившиеся композиции. Взамен лейбл подписал соглашение о расторжении контракта без выплаты отступных и отпустил артиста, который сохранил права на псевдоним, а главное – возможность заниматься тем творчеством, которое ему по душе.
Юрист в области права творческих индустрий Андрей Макаров.