Автор Сергей Солодовник
Варианты и модели финансового механизма страны зачастую остаются на периферии внимания как управленцев, так и политологов. На мой взгляд, для стран сердца Евразии выбор конкретной финансовой модели развития напрямую определяет и социальную, и политическую стабильность.
У нас, центральноазиатов, есть в наличии всё. Золото, гидроресурсы. Нефть — не везде, но есть. Хлопок — валютный товар. Себя кормим: дыни супер, бараны стадами, ишаки послушные, корейские машины собираем… Что ещё надо?
Сопротивляется геоэкономика. От моря далеко: экспортировать тяжко, импортировать себе дороже. Включаем импортозамещение? Рыночек маловат. Надо бы миллионов триста потребляйтеров из числа среднего класса, по стандартам ЕС. А тут на всех 10—15 наберётся и то за счёт Казахстана. В Китай? Не смешите, там со сбытом тяжко. В Россию? В общем, урюк и фисташки покупают, но это почти весь список. Торговля сбалансирована в пользу РФ уже последние два десятилетия. Должны туда много денег. Между собой торговать? Так у всех бараны, урюк, ковры и яблоки: что на что менять, одинаковая практически товарная номенклатура.
Был бы уникальный в мире товар. Или лучше — и уникальный, и мировая монополия. Как у старого Китая: шёлк, чай, пряности, фарфор. Но нет эксклюзива.
А ещё очень жарко летом, и очень холодно зимой. И мало увлажнения. Континентальный климат. Кто читал книгу А. П. Паршева, которая вышла ещё в 1999 году «Почему Россия не Америка?», тот понимает, на кого похожа бывшая Средняя, а ныне Центральная Азия. Не только геоэкономический, но и климатический тупик налицо. Чтобы мозги летом не плавились — или не работай, или работай на кондиционер. Чтобы не замерзнуть зимой, работай на отопление.
Одного уникального решения, каковое способно разом решить все проблемы и снять геоэкономические ограничения, не существует. Нужен поэтапный и одновременно системный подход.
Поэтапность означает решение первоочередных проблем вначале, снятие самых острых вызовов стабильности для стран Центральной Азии. Системность предусматривает как минимум непротиворечивость всех плановых преобразований. Чтобы пункт А не мешал реализации пункта Б. В идеале системный подход к решению проблем приводит к синергии. Это когда выполнение пункта А помогает реализации пункта Б.
Например, развитие финансовых рынков по западному варианту, то, что мы наблюдаем последние годы в Казахстане, способствует эффективности вложений капитала, имеющегося на руках у юридических и физических лиц. Не только в Казахстане, но и у соседей по Евразии, включая Россию, по крайней мере, с февраля 2022 года. Работает более или менее эффект пылесоса, собирая условно свободные средства из экономики в финансовый сектор.
И тут возникают неприятные последствия. Во-первых, если на текущий момент выгоднее вкладывать средства за пределами Евразии, а конкретно — Казахстана, то эта выгода будет преследоваться со стороны финансовых агентов в непременном виде. Деньги утекут во внешний мир. И из Казахстана.
Когда они возвратятся — вопрос, поскольку некоторые частные инвесторы приобретают себе гражданство других стран по формуле — «паспорт за инвестиции». Срок этих инвестиций обычно дольше, чем операции на фондовом рынке или на Форексе. Значительно дольше, иначе золотого паспорта не увидишь.
И во-вторых, финансовый сектор экономики, как правило, живёт за счёт недофинансирования собственного производства. Финансовые инвестиции обычно выступают прямыми конкурентами производственным инвестициям. Причин много, но главная — высокая ликвидность ресурсов, вложенных в финансовые инструменты, против длительной заморозки капитала в случае производственных инвестиций.
Вывод напрашивается сам собой: надо бы прижать финансовый сектор, не развивать инструменты и деривативы, и промышленность с сельским хозяйством воспрянут и воспарят… но это тоже ловушка восприятия.
Показателен пример Туркменистана. Из всех стран Центральной Азии именно Ашхабад выделяется как зона максимальной зарегулированности в области финансов и частного банкинга. Результат наблюдаем последние три десятилетия: отсутствуют значимые инвестиции в производство за исключением государственных монополий. В той же в сфере торговли всё настолько зарегулировано, что в период социальной и экономической нестабильности продукты питания в Ашхабаде становятся дефицитом. И это при наличии объективных факторов, которые должны бы были напрочь исключить подобные сценарии. Первый фактор — постоянный профицит внешнеторгового баланса, т. е. валюты в стране должно быть много. Второй — наличие соседей с избыточным производством продуктов питания.
Выдвинем некоторые предположения для стабильности стран Центральной Азии в сфере социума и внутренней политики.
Вместе с западной финансовой моделью общество неизбежно принимает и ряд западных законов социальной жизни. Это не только свобода своих СМИ, но и беспрепятственное функционирование иностранных СМИ с нужной для внешних игроков повесткой дня. Это не только многопартийность как принцип работы своего политикума, но и допуск всего спектра НКО, АНО и любых прочих агентов внешнего влияния. Это не только соблюдение буквы собственных законов, зачастую сделанных по принципу Copy-Paste с «образцовых» установок Евросоюза, но и обязательный допуск к вмешательству в законоприменение со стороны внешних контролирующих ресурсов, типа Amnesty International или Human Rights Watch.
А далее неизбежное продвижение интересов ЛГБТ+ сообщества в сердце Евразии со стороны Запада. Ультиматумы по поводу снятия запретов на псевдорелигиозные секты. Требования по внешнему контролю над силовыми структурами. И много другого интересного. Для внешних игроков, задача которых — или поставить под внешнее управление страны Центральной Азии, или, если с контролем возникает незадача вследствие сопротивления национально ориентированной части элиты и общества, — организация расколов социума, провокация нестабильности, смена режимов вплоть до кровавого хаоса на фоне борьбы всех против всех.
Однако же и полный консерватизм в сфере финансового регулирования создаёт многочисленные окна уязвимости. Капитал либо вкладывается в незаконные операции от контрабанды до наркотиков, либо по любым серым схемам утекает из страны за рубеж.
Требуется баланс.
Автор выражает надежду, что таковой будет найден. Ради стабильности и процветания сердца Евразии. Внутри региона. В сотрудничестве власти и народов.
С другими статьями можно ознакомиться на сайте, в ВК и Телеграм.