Чувство обиды знакомо нам с раннего детства и зачастую связано с не самыми приятными переживаниями. Обида играет очень большую роль в становлении личности каждого человека. В этой статье мы рассмотрим очень интересные вопросы: для чего вообще нужна обида? А так ли она плоха? Какое влияние она оказывает на нас на самом деле? Как мы ощущаем это чувство? Какие реакции запускает обида? И как в итоге отражается на наших мыслях, поступках и поведении? Давайте разбираться вместе.
Обида является неотъемлемой частью нашего инстинкта самосохранения
наш помощник – обида
В привычном понимании обида является некоей поведенческой реакцией на события, которые нас не устраивают. Но начнём с того, что, если у человека возникает какой-либо внутренний импульс, значит он для чего-то нужен. И обида не является исключением. Чтобы понять, какой функционал в ней заложен, нужно понять, как зарождается чувство обиды в человеке
Ещё до появления на свет ребёнок уже испытывает на себе влияние внешнего мира. Он откликается на резкие звуки, яркий свет, движения мамы. Для него комфорт напрямую связан с безопасным состоянием, а дискомфорт – с опасностью. Когда он чувствует себя комфортно, он спокоен и сосредоточен исключительно на себе и своих ощущениях. Но когда он начинает испытывать дискомфорт, он реагирует в силу своих возможностей и чаще всего начинает толкаться, крутиться в животе у мамы. Своё состояние в этот период ребёнок определяет только с позиции того, что он чувствует – приятно ему или неприятен
Он ещё не понимает толком, как именно нужно реагировать на раздражители и делает это абсолютно бессознательно. Именно так и начинает работать механизм обиды – в виде сопротивления или отторжения дискомфортного состояния. В качестве базовой реакции обида является неотъемлемой частью нашего инстинкта самосохранения, чтобы мы могли защитить наш и физический, и внутренний мир от опасностей внешнего. И каждый из нас приходит в этот мир с уже заложенной и сформированной обидой.о..Поэтому на самом деле обида является базовым качеством человека, суть которого заключается в идентификации и разграничении комфорта и дискомфорта человека. Это качество выступает в роли сигнала о необходимости предпринимать какие-то действия, чтобы ощущать себя в безопасности.
Обида является одним из качеств, которые влияют на наше восприятие. Точно так же, как и стыд, и вина, она существенно влияет на наши отношения с другими людьми, на нашу уверенность в себе и способность быть в ладу со своей личностью.
обида хорошая и обида плохая
Получается, что в своём прямом предназначении качество обиды выступает как:
- сигнал о том, что человек попал в дискомфортную для него ситуацию
- возможность расширения границ собственного комфорта
- способ развития и взаимодействия с окружающим миром
Но если человек не может распознать в себе качество обиды и не знает, как работает этот механизм, обида становится поведенческой программой со следующими последствиями:
- попытками сбежать от реальности, которая не соответствует ожиданиям человека
- стремлением продавить этот мир, чтобы добиться своего
- переносом ответственности на других людей и весь мир за свой испытывать дискомфорт,
- стремлением продавить этот мир, чтобы добиться своего
- переносом ответственности на других людей и весь мир за свой дискомфорт
Если человек так и не научился взаимодействовать с этим качеством, он начинает жить со своим чувством обиды на весь мир. На любой, даже самый незначительный дискомфорт, он начинает реагировать через неосознанные поведенческие программы. В таком состоянии человек не может принимать здравых решений и воспринимать свой внутренний мир вне иллюзий и искажений
на обиженных воду возят
Получая опыт с самого детства, мы вместе с этим опытом приобретаем ряд тех или иных программ, которые говорят нам, как реагировать на комфортные и дискомфортные ситуации в жизни. И, если чувствительность к обиде у нас находится в дисбалансе, то мы с лёгкостью закрепляем в себе программы «как нужно обижаться».
обида как способ манипуляции
Взять хотя бы детские обиды. Один ребёнок не получил игрушку в магазине, обиделся на маму, а потом вышел на улицу и отвлёкся на какой-то громкий шум. Он не сконцентрировался на обиде и быстро её отпустил. А вот другой малыш в виду разных причин среагировал капризами, криком и громким плачем. И его слёзы не утихнут до тех пор, пока мама не купит ему желанную игрушку. Если такая ситуация повторялась не один раз, то в конечном итоге у малыша сформировалась программа – обида как способ манипуляции, чтобы добиться желаемого. В последующем обида как поведенческая программа может развиться вплоть до обидчивости, которая является для человека уже устоявшимся шаблоном восприятия. То есть человек не просто обиделся, решил свою проблему и пошёл дальше. Нет, он копит обиду внутри себя, обвиняя всех вокруг в собственном дискомфорте, и использует ее для манипуляций.
Обидчивость как программа включает в себя целый набор социальных качеств и шаблонов поведения. Здесь и гнев, и злость, и зависть, мстительность – всё зависит от того, какие программы уже заложены в человеке. Вот почему все люди так по-разному обижаются и выражают своё недовольство
И именно поэтому разбираться нужно в первую очередь с самим собой. Так, например, на нашем курсе, посвящённом данному качеству, мы используем ступенчатые методики, благодаря которым можно не только проработать свои обиды, но и понять, по какой причине они возникают и как можно сделать обиду своим союзников
Как перестать обижаться на весь мир
Обида на жизнь, которую многие люди могут годами культивировать внутри себя, накладывается призмой на все наши действия и мысли. Стоит согласиться, что такое состояние не является комфортным, что хочется раз и навсегда избавиться от состояния разочарования, неудовлетворённости и огорчения. Ведь на это уходит так много сил и энергии
Выйти из круговорота обидчивости можно с помощью осознания, что обижаться или нет – это ответственность только самого человека. У каждого из нас есть выбор – жить в постоянном ощущении обиды или искать причины своего внутреннего или внешнего дискомфорта и решать и
у каждого из нас есть выбор
Вот простой пример. Ваш коллега сделал на работе ошибку и получил от руководства серьёзный выговор. Ответственность за свой поступок он перенёс на других сотрудников, на плохой день и гороскоп, на всю страну и её жителей. Он обиделся и замкнулся в своём негативе вместо того, чтобы посмотреть на свои действия со стороны и увидеть причину своей обиды. Человек, осознающий качества и программы, которые им движут, не будет обижаться, как маленький ребёнок. Он будет искать и устранять причину дискомфорта на основе своих знаний.
Бороться с обидчивостью можно только разбираясь со своими качествами и программами. Этим мы занимаемся на нашем курсе «Фундаментальная Уверенность», последовательно разбирая качество обиды и то, как оно работает именно в твоей жизни.
Помните, комфортное состояние – естественная потребность человека и счастье жизни, к которым стремится едва ли не каждый на нашей планете, и умения работать со своей обидой – важный к этому шаг.
обижаться или нет – это ответственность только самого человека