Мы продолжаем с вами вопрос о том, каким образом у ребенка происходит формирование речи и ее становление, развитие. Мы уже говорили о формировании первых звуков в ответ на речь взрослых и агуканье. Но далее следует переход к более сложным этапам в развитии речи.
Следующие этапы в развитии речи
Постепенный переход к тому, что ребенок воспринимает более трудные и зашумленные участки в речи матери и других родных, связывается с тем, что у него усиливаются коммуникативные навыки и познавательная мотивация.
Из этого следует активация соответствующих слуховых и речевых актов. Дети начинают активно слушать и затем еще и пытаться активно воспроизводить имитацию речи взрослых. Отсюда можно сделать логическое заключение, что в периоде, когда осваивается эмоционально-вокальный вокализм, происходит возрастание познавательной и коммуникативной активности ребенка и в целом.
Если говорить с точки зрения фонетики, умение распознавать эмоциональные назначения тембра у зашумленных гласных будет значить, что ребенок переходит к бессознательному восприятию не звуков, а уже сегментов речи с имеющейся звучностью.
Однако, хотя воспринимает он такие сегменты с меняющейся звучностью, малыш будет подвергать эмоциональному изучению и интерпретации на этом периоде развития только гласные компоненты или вокальные участки и компоненты речи.
Он вам подражает – говорите больше
Как только он начинает непроизвольно различать речь, а потом и стареется подражательно воспроизводить слияние с вокальными шумовыми элементами звуки из речи мамы и близких, малыш начинает еще и нормировать их звучание в соответствии с тем, какие имеются правила и закономерности в родной для него речи.
Проще говоря, дети запоминают особенности своей родной речи и соотносят слова с эмоциями и действиями. Самыми важными в данном процессе нормирования речи будут оказываться так называемые «и»-образные переходы тембра между шумовыми элементами и вокальными. Это основа для будущих и характерных для нашей русской речи мягких согласных звуков.
Именно с этих переходных участков речи и начинается временное упорядочивание различных шумовых частот в комплексах гуления ребенка и произношения ими звуков.
Вам нужно много играть
Постепенно научиться разговаривать маленький ребенок сможет только на основе игровой и прочей деятельности. К четвертому месяцу обычно малыши начинают несвязно бормотать набор звуков, а уже к полугоду многие будут пробовать активно подражать услышанными ими звуковым сочетаниям и элементам речи взрослых и детей.
В этот период взрослым будет доставлять большое удовольствие слушать «разговоры» малышей и они будут вести с малышами короткие диалоги, которые будут побуждать их к различному бормотанию. Именно бормотание будет важным упражнением для того, чтобы формировалось последующее говорение.
Изначально повторяются простые и обычно лишенные какого-либо смысла слоги, которые могут в различных сочетаниях комбинироваться друг с дружкой. Малыши с большим удовольствием будут повторять такого рода сочетания звуков как «ха», «ма», «па» и другие.
Новый этап – 5-6 месяцев
На пятом-шестом месяце жизни в развитии детей происходят большие сдвиги в плане нервно-психического развития. В инициативах обращения ребенка ко взрослым будут включаться разнообразные и речеподобные звуки и сочетания их с движениями, причем они все имеют вполне целенаправленный характер.
В период пятого и шестого месяца как все движения, таки и звуки будут выделяться из общего состава общих выразительных движений. Ребенок к этому возрасту уже несколько овладел многими движениями и голосовым аппаратом. Он будет пользоваться движениями и звуками как способами специального средства общения.
Именно в этом этапе будет возникать еще одна особенность в общении взрослых с детьми. Ребенок будет произносить звуки и производить движения в качестве основного средства для того, чтобы заставить взрослых обращать на себя внимание и он таким образом может выражать ему многие свои желания.
Особенное своеобразие в этом общении будет заключаться в том факте, что ребенок будет произносить звуки, как только он будет замечать взрослых уже издали. Эти звуки будут не только выражать радость при виде пришедших взрослых, они будут адресованы именно ему и будут служить тому, чтобы заставлять взрослого приближаться.
Звуки будут становиться для ребенка инициативной формой в общении со взрослыми и способом выражения своих желаний и эмоций.
Он все запоминает
В данном периоде особенно большую роль в общении ребенка с родителями и другими взрослыми начинает играть его память. Предыдущий опыт общения помогает ребенку достаточно четко от дифференцировать свои настоящие методы общения. Он будет узнавать своих и отличает своих от чужих достаточно быстро.
Все это подготавливает ребенка к формированию самого важного шага – к общению со взрослыми на основе их понимания. К концу первого полугодия ребенок начинает обращать внимание на действия и движения взрослого и обнаруживает их понимание и смысл их действий.
Когда взрослые протягивают к ребенку руки, малыш, посмотрев на них, начинает в ответ протягивать свои ручки. В данном возрастном этапе в развитии малыша будет выделяться и еще одна важная линия развития – это формирование подготовительных этапов в становлении активной речи.
В возрасте четырех месяцев малыш будет активно гулить, а пяти месяцам у него появляется уже певучее гуление с разными интонациями. Он будет гулить подолгу и очень часто – в ответ на эмоциональные обращения взрослых, на общение с ними, в периоды спокойного бодрствования и при рассматривании игрушек.
Интонации меняются
Если ребенок слышит голоса взрослых или свой собственный, длительность его гуления будет существенно удлиняться, оно будет становиться более разнообразным и интересным.
Для развития гуления важным и обязательным условием будет являться отличное самочувствие и положительный эмоциональный настрой ребенка. К возрасту пяти-шести месяцев ребенок произносит и согласные звуки – д, м, б, п, т, л, н и другие. Проявляются первые слоги в сочетании гласного и согласного звуков, по типу ма, па, ба и первый лепет.
Этому будет способствовать развитие в артикуляционном аппарате и слуховое сосредоточение, речевой слух. Ребенок будет слышать звуки, которые произносятся взрослыми, слышит сам себя и начинает произносить слоги и звуки повторно сам за собой или за другими.
Попробуем подвести краткие итоги
Перед возникновением речи у ребенка проходит подготовительный период, на первых этапах которого на протяжении первого полугодия жизни, формируется эмоциональное общение, которое имеет очень большое значение для всего периода последующего развтиия ребенка, в том числе и для развития речи малыша.
Так, на первом месяце жизни дети еще не умеют воспринимать воздействия и отвечать на него, поэтому установить общение с ними очень затруднительно.
На втором месяце жизни можно организовывать общение с ребенком за счет воздействия на его зрение, осязание и слух, которые вызывают у него ответные положительные эмоции и к концу второго месяца ответные взгляды, громкий смех и взвизгивания с движениями ручками и ножками.
К третьему месяцу у ребенка формируется потребность в общении со взрослыми, что выражается в осуществлении инициативы самим ребенком, в ответ на приветствие взрослых ребенок будет выражать радость комплексом оживления.
В возрасте четвертого месяца дети начинают прислушиваться к человеческим голосам, возникает общение на основе звуков речи, при этом общение его со взрослыми будет осуществляться уже по инициативе ребенка.
В возрасте 5-6 месяцев жизни ребенок сам может сам встречать взрослых звуками голоса, а также он произносит звуки при своей самостоятельной деятельности вне различных ситуаций общения.