После начала специальной военной операции российских вооружённых сил на Украине желание служить в армии резко убавилось у солдат и офицеров многих европейских армий.
Термин «пятисотые» вошёл в активное употребление именно после начала СВО. Так стали называть профессиональных военнослужащих, которые, несмотря на подписанные ранее контракты на службу в армии, стали массово увольняться из рядов вооружённых сил после начала вооруженного конфликта на Украине.
До осени 2022 года никаких препятствий для этого в российском законодательстве не было, потом до конца спецоперации самовольные увольнения контрактников запретили. Но сейчас мода на досрочные расторжения контрактов именно из-за украинских событий пришла и в страны НАТО, в первую очередь – в Восточную и Центральную Европу.
Дефицит кадров – давняя проблема европейских армий
Ещё в конце ХХ века многие армии стран Западной Европы уже были полностью профессиональными, то есть на военную службу в них никого не призывали, а только нанимали контрактников. Затем этот опыт начали копировать страны Восточной Европы. Так, в 2006 году от призывной системы комплектования вооружённых сил отказались Северная Македония, Черногория и Румыния. Но если первые две страны – крохотные, то Румыния всегда считалась одной из относительно сильных стран Восточной Европы. Сейчас у США и НАТО в регионе все надежды на Польшу и Румынию. В 2007 году призыв отменили в Латвии, в 2008 – в Хорватии, в 2010 – в Польше, а в 2011 году призывать молодёжь на военную службу прекратила Германия.
Таким образом, сейчас практически все страны Европы комплектуют свои вооружённые силы путем найма добровольцев – контрактников. Но стремясь соблюсти права человека на отказ от обязательной военной службы, европейские страны заложили «бомбу замедленного действия» под свою мобилизационную готовность.
Уже сейчас, спустя десять-пятнадцать лет после отказа от призывной системы, многие страны Европы сталкиваются с большими проблемами при комплектовании кадров. Молодёжь не рвётся в армию. Причин тому много – и общее нежелание молодого поколения терпеть «тяготы и лишения», и невысокие по сравнению со многими вакансиями «на гражданке» зарплаты. В итоге контрактные армии европейских стран превратились в пристанище для немногочисленных романтиков и фанатиков военной службы и для куда более многочисленных маргиналов, не способных найти себя в гражданской жизни. Это привело к неукомплектованности штатов во многих европейских армиях.
Уполномоченная Бундестага ФРГ по вопросам обороны Ева Хёгль в конце осени 2022 года заявляла, что 20 тысяч штатных должностей в бундесвере вакантны. На них не могут найти желающих. Кроме того, около 40% военнослужащих бундесвера почти всегда отсутствуют на службе по разным причинам – кто болеет, кто ухаживает за ребёнком.
В январе 2023 года начальник генерального штаба армии Чешской Республики генерал-майор Карел Ржека дал большое интервью прессе, в котором рассказал, что из запланированного набора 2200 новобранцев удалось нанять на военную службу лишь 269 человек. Ранее в министерстве обороны Чехии жаловались на старение кадров и нехватку специалистов по базовым направлениям.
Больше всего армии не хватает водителей, медиков, поваров – видимо, представители этих профессий могут неплохо устроиться и в гражданской жизни, наниматься на военную службу им незачем. Но после начала специальной военной операции ВС РФ на Украине и, особенно, после дальнейшей эскалации конфликта, с активизацией военной помощи со стороны стран НАТО, европейские армии столкнулись и с проблемой «пятисотых».
Контрактники разбегаются со службы в бундесвере и Войске Польском
Не так давно Варшава амбициозно заявляла о значительном увеличении численности Войска Польского. Но пока польские военные рекрутёры активно ищут новобранцев, проверенные бойцы разбегаются из подразделений польской армии. В 2023 году можно ожидать увольнения как минимум девяти тысяч военнослужащих. И это – не только стрелки или артиллеристы, но и моряки, спецназовцы и даже лётчики. Кого-то не устраивают зарплаты, но многие увольняются и из-за опасений, что Войско Польское могут бросить в топку украинского конфликта вслед за ВСУ.
Как известно, Польша – поставщик наёмников на Украину номер один. Многие «дикие гуси» из Польши вскоре возвращаются на родину в гробах, кто-то остаётся безвестно пропавшими где-то под Артёмовском (Бахмутом). О накале боев в Донбассе в Польше знают многие, а военные – в первую очередь. Поэтому желающих служить в польской армии становится всё меньше, многие действующие военные стараются уволиться и даже покинуть страну.
В бундесвере количество «пятисотых» тоже растёт. Хотя Германия не так вовлечена в украинский конфликт, как Польша, некоторые военнослужащие допускают, что их тоже могут направить воевать на Украину. Ещё в октябре 2022 года немецкая пресса писала о массовых увольнениях из бундесвера в связи с украинским конфликтом.
Число рапортов о досрочном расторжении контрактов в бундесвере в 2022 году выросло в пять раз по сравнению с 2021 годом. Если в 2021 году бундесвер досрочно покинул 951 военнослужащий, то в 2022 году – почти пять тысяч человек. Это очень много для небольшой численности бундесвера в текущий период.
Немецкие военнослужащие подают рапорты об увольнении из вооружённых сил страны вне зависимости от того, сколько им осталось дослужить до окончания контракта. Их не пугает возможность остаться без работы «на гражданке» и лишение военной пенсии, настолько сильно нежелание быть направленными для участия в боевых действиях на Украине. Вероятно, что схожая ситуация – и в вооружённых силах других государств, включая Чехию и Словакию.
Каковы последствия роста количества «пятисотых» для Европы
Мы видим, что украинский конфликт нанёс зубодробительный удар по обороноспособности Европы. Мало того, что многие страны были вынуждены передать значительную часть своих вооружений и боеприпасов Украине под давлением США, так ещё и кадровый дефицит в европейских армиях только усугубился. Неслучайно многие европейские страны уже подумывают о возвращении призывной системы комплектования вооружённых сил. Чешский генерал Ржека, возглавляющий генштаб национальной армии, вообще допустил, что Европу может ждать частичная мобилизация в случае дальнейшей эскалации конфликта.
Бенефициаром происходящего опять же, как и в случае с энергетикой и промышленностью, становятся США. Европа стала ещё более зависимой в военном отношении от поставок американских вооружений, от присутствия американских войск на территориях европейских государств. Самим европейцам в случае прямого столкновения НАТО с Россией будет уготована участь «пушечного мяса», немногим отличающаяся от той, которой дождались украинцы при режиме Владимира Зеленского.
Кстати, Виктор Янукович, хоть и был «не подарок», что называется, но собирался отменить на Украине призыв на военную службу, а при правительстве «демократа» Зеленского украинцев хватают на улицах для отправки на фронт. Такие вот перипетии судьбы Украины в течение буквально десяти последних лет. Может ли быть уверенность, что и в Европе, особенно в таких странах как Польша, подобный сценарий не повторится?
Игорь Майский