Найти в Дзене
c.i.h.

Дворец Труда, 1923 — Москва, которой не было

Дворец Труда, 1923, Леонид Александрович Веснин, Александр Александрович Веснин / 3D модель В 20-х годах 20 века центре столицы СССР планировалось возведение грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, городского комитета ВКП(б), музея, столовой и тому подобных. Дворец труда в Москве — неосуществленный архитектурный проект 1922—1923 годов. Вопрос о его строительстве, как писали газеты, был поднят по инициативе председателя Московского Совета Льва Каменева. Программа конкурса была составлена не ранее сентября 1922 года. Конкурс завершался 5 февраля 1923 года. Выставка проектов по теме «Дворец Труда» открылась в марте 1923 года. Этот крупнейший конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдет советская архитектура. Представленный на нем проект братьев Весниных стал первым зданием в стиле конструктивизм. Дворец труда планировалось построить на участке, ограниченном улицей Охотный ряд и площадями — Манежной и 

Дворец Труда, 1923, Леонид Александрович Веснин, Александр Александрович Веснин / 3D модель

3D модель Дворца труда
3D модель Дворца труда

В 20-х годах 20 века центре столицы СССР планировалось возведение грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, городского комитета ВКП(б), музея, столовой и тому подобных.

Дворец труда в Москве — неосуществленный архитектурный проект 1922—1923 годов.

Дворец Труда из проекта братьев Весниных
Дворец Труда из проекта братьев Весниных

Вопрос о его строительстве, как писали газеты, был поднят по инициативе председателя Московского Совета Льва Каменева. Программа конкурса была составлена не ранее сентября 1922 года. Конкурс завершался 5 февраля 1923 года. Выставка проектов по теме «Дворец Труда» открылась в марте 1923 года. Этот крупнейший конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдет советская архитектура. Представленный на нем проект братьев Весниных стал первым зданием в стиле конструктивизм.

Дворец Труда в 3D модели Москвы
Дворец Труда в 3D модели Москвы

Дворец труда планировалось построить на участке, ограниченном улицей Охотный ряд и площадями — Манежной и Театральной. Проводило конкурс Московское архитектурное общество. В состав жюри входили И.Э. Грабарь, И.В. Жолтовский, Ф.О. Шехтель, В.А. Семенов, И.И. Машков, председателем был А.В. Щусев. Согласно программ конкурса Дворец Труда должен был стать «грандиознейшим сооружением в мире». Его объемно-пространственную композицию предлагалось решить простыми современными формами, не обращаясь к опыту прошлых лет. Всего на конкурс было подано 47 проектов, жюри премировало семь из них. Первую премию получил проект Н.А. Троцкого под девизом «Мое решение». Вторую — инженер А.В. Кузнецов и архитектор С.А. Торопов (девиз «Синий треугольник»). Третья премия отошла братьям А.А., Л.А., В.А. Весниным (девиз «Антенна»). Поощрительные премии получили А.Б. и М.А. Минкусы, А.А. Оль и Н.Е. Лансере.

-4

Как гласила программа конкурса, объявленного Московским архитектурным обществом:

«Этот Дворец Труда должен явиться одним из грандиознейших сооружений в мире, среди подобного типа жилых строений.

Площадь для постройки здания Дворца Труда намечена на участке, ограниченном площадями Революции и Театральной, Охотным рядом и Тверской улицей, там, где сейчас находятся здания быв. Московской гостиницы, ресторана Тестова, Континенталя, Охотнорядских торговых помещений и магазин быв. Германова. Этот зал предназначается для устройства в нём расширенного пленума Мос. Совета и Всероссийских Съездов Советов, а также ещё два зала для устройства концертов, вместимостью до 1.200 человек. Здесь также будут помещаться различные кабинеты для работ ответственных работников, для президиума Мос. Сов., и наконец 300 номеров для приезжающих.»

-5

К проекту Дворца предъявлялись следующие требования: главный зал должен был вмещать 8 тыс. чел., малый — 2,5 тыс. чел., «Башни здания (если таковые будут) желательно использовать под помещения обсерватории, радиостанции и пр. На здании возможно устройство — площадки для аэропланов» и ряд других.

-6

Проект братьев Весниных занял третье место, но именно в нем впервые как самостоятельное явление заявил о себе стиль конструктивизм. В нем остросовременное по облику здание сочеталось с четким рациональным планом, учитывалось использование новейших конструкций и материалов.

-7

Характерны тщательная проработка функциональной стороны замысла, расчёт на его осуществление в новых железобетонных конструкциях. Зрительный зал, решённый единым амфитеатром, имел эллиптическую форму и был окружён пространством фойе. Горизонтальный висячий переход соединял объём зрительного зала с прямоугольным блоком, асимметрично завершённым 20-этажной башней, придавшей динамичность всей композиции. Башня завершалась своеобразной решетчатой мачтой-антенной с растяжками, образующей на фоне неба лёгкий геометризированный ажурный абрис.

-8

Дворец труда не был построен. Сама программа конкурса предопределяла неосуществимость такого сооружения в условиях той поры. Но среди всех конкурсных проектов именно предложение Весниных воплощало в себе прогрессивные идеи новой архитектуры. Впоследствии многие идеи конкурса нашли развитие в проектировании крупных общественных зданий.

-9

Из журнала «Современная архитектура». 1927. № 4—5.

Агитационная книжка Алексея Гана „Конструктивизм“, вышедшая в Москве в 1922 г., является первой попыткой формулировать и пропагандировать в печати здоровые идеи конструктивизма.

Декларация и программа конструктивистов, представленная в 1920 г. пленуму Института художественной культуры (ИНХУК), и упомянутая книжка являются, таким образом, первыми вехами в дальнейшем развитии конструктивизма.

-10

В одном из отзывов об этой книжке, помещенных в то время в нашей периодической прессе, мы, между прочим, читаем:

„… Но выпады против „ушибленных эстетикой“ марксистов будут бесплодны до тех пор, пока конструктивизм из области теории не перейдет к делу и на деле покажет свою связь с марксистским пониманием жизни…“

-11

С этого времени прошло пять лет. За эти пять лет советской архитектурой было сделано многое в области „дела“. Проследить итоги этого дела и наметить перспективы дальнейшего развития конструктивизма в одной из важнейших областей художественного труда и производства — в архитектуре — является задачей нижеследующих строк.

-12

В 1923 г. мы имеем ориентировочную веху конструктивизма в первом конкретном архитектурном деле — в проекте „Дворца труда“ Весниных, выполненном к конкурсу, объявленному по поручению Моссовета Московским архитектурным обществом.

< Продолжение рассказа про Дворец труда братьев Весниных >

А также: