Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы перешли к книги Деяний святых апостолов и разобрались с ее 1-ой главой.
Вторая глава начинается с того, что наступил праздник Пятидесятницы:
“При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе” [Деян. 2:1].
Если вы решили, что речь о христианском торжестве, то ошиблись. Это еврейский праздник Шавуот, который отмечают в честь 50-ого дня после Исхода из Египта, когда Бог дал Моисею на горе Синай Тору или Пятикнижее Моисеево, т.е. первые пять книг христианской Библии.
В это время апостолы находились в некоем доме. Там на них сошел Святой Дух в виде языков, похожих на огненные, после чего они смогли говорить на любом языке:
“И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать” [Деян. 2:4].
Действо это, вероятно, было шумным, т.к. сбежался народ, о котором автор пишет очень любопытное уточнение:
“В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами” [Деян. 2:5].
Мне интересно, что это за иудеи из всякого народа? Ведь время диаспоры, т.е. рассеяния, еще не наступило.
Нет, конечно, к этому времени евреи жили не только в Иудее. Это случилось как в результате пленений: египетского, вавилонского, ассирийского, так и по доброй воле. Однако, я сомневаюсь, что в начале нашей эры евреи жили на территории Индии, Китая или Японии, например. Так что тут, конечно, Лука преувеличивает, по причине узости своих познаний о мире, что, в принципе, нормально для его времени.
Дальнейшее перечисление народов, на чьих наречиях апостолы говорят, подтверждает мою версию:
“Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне” [Деян. 2:9-11].
Услышав, как ученики Христа демонстрируют свои знания в языках, большинство свидетелей очень удивились и стали спрашивать друг друга:
“сии говорящие не все ли Галилеяне?” [Деян. 2:7].
Но некоторые, почему-то решили, что они пьяны:
“А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина” [Деян. 2:13].
Странные люди, с чего они взяли, что алкоголь - это способ научиться говорить на иностранном языке? Если бы так было, то и я бы, на время, отказалась от трезвости в пользу новых знаний.
На этом 2-ая глава Деяний не заканчивается. Продолжение в следующей публикации.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь.