Фоторепортаж после кинолектория в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках программы «Персона», посвященного 95-летию со дня рождения российского актера (1928-2009)
Недавно психологами был проведен эксперимент: девушкам и женщинам показывали разные черты лица, их задачей было выбрать самые мужественные. По итогам исследования получился портрет мужчины, очень близкий к облику Вячеслава Тихонова (1928-2009) периода «Семнадцати мгновений весны». Таким этот актер навсегда останется в нашем сознании - благородным, честным и мужественным Штирлицем.
8 февраля 2023 года в рамках программы «Персона» в модельной библиотеке «Фолиант» состоялся кинолекторий «Жизнь- это такое воспоминание…». Он был посвящен 95-летию со дня рождения Вячеслава Тихонова - символа советского кинематографа, одного из самых узнаваемых и любимых актеров на просторах российской земли.
Тихонов пережил великую Отечественную войну и затем дошел до немыслимых высот славы, сыграв в культовых картинах советского и российского кино: «Мичман Панин», «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное Ухо»…
Посмотрев «Семнадцать мгновений весны», многие даже не сомневались в реальности Штирлица, блестяще сыгранного актером. А Леонид Брежнев хотел присвоить разведчику Исаеву звание Героя Советского Союза.
Аристократ, интеллектуал, красавец, настоящий мужчина, не разменявший свой талант, как многие его коллеги, на роли в сериалах, не ставший лицом ни одной политической партии, хотя предлагали и даже настаивали, - таким предстает актер в воспоминаниях многочисленных коллег, друзей и родных. Однако многие из его тайн остались нераскрытыми.
В ходе кинолектория читатели чуть ближе прикоснулись к биографии артиста. Узнали о том, как проходили съёмки легендарного сериала, что было до них и что -после. Вместе посмотрели документальный фильм «17 мгновения Славы» (2003), послушали живую речь Вячеслава Тихонова, попробовали открыть для себя секреты его души и таланта, проникнуть в мысли и тонкую жизненную философию. И, думается, сумели понять, почему в новой России великому актеру не нашлось места.
Но обо всем по порядку.
Счастливый случай
В семидесяти километрах от Москвы, в Павловском Посаде, в большом и добротном деревянном доме 8 февраля 1928 года появился на свет Вячеслав Тихонов. В таких домах обычно рождается счастье.
Кроме родителей и бабушки с дедушкой в доме жили еще три семьи - и для каждого находилось место. Когда началась война, и школу забрали под госпиталь, отец устроил Вячеслава в ремесленное училище. Мальчик получил профессию токаря и стал работать на заводе, - о большем тогда и не мечтал.
Единственным развлечением в то время у ребят было кино. И однажды Слава заявил родителям, что он непременно поступит в театральный. Только бабушка встала на его сторону, а родители настаивали, чтобы он стал автомехаником - на кусок хлеба всегда себе заработает.
И все же Вячеслав Тихонов поехал поступать в театральный институт, благо Москва была рядом. Шел 1945 год, набирали послевоенный курс. Экзамены прошли, вот-вот должны объявить список поступивших. Высокий худой юноша в тельняшке, пиджаке с чужого плеча и модной кепке волновался больше всех. Вот из дверей с табличкой «Приемная комиссия» появляется девушка, которую тут же обступает толпа абитуриентов. Девушка зачитывает список прошедших конкурс. Все фамилии на «Т» уже назвали, а его пропустили. «Тихонов! А как же Тихонов?!» - кричит парень, но его сметает визжащая толпа поступивших. У Славы все плывет перед глазами. Что же теперь будет? Возвращаться в свой городок, идти работать на завод, довольствоваться клубной самодеятельностью?.. Вроде не мужской поступок, но слезы сами полились из глаз...
По счастливой случайности в этот момент по коридору шел профессор ВГИКа Борис Бибиков. Конечно, у дверей приемной комиссии слезы, истерики, обмороки давно стали привычной картиной. Но этот сгорбленный от горя парень, роняющий скупую мужскую слезу, чем-то зацепил Бибикова. Поговорили. Бибиков пообещал Тихонову зачислить его к себе на курс, но при условии испытательного срока.
Интуиция подсказала профессору, что перед ним будущий выдающийся актер. Так и вышло: через два года Тихонов получил всесоюзную известность, сыграв Володю Осьмухина в «Молодой гвардии».
Жестокий романс
Еще на съемках «Молодой гвардии» Вячеслав заприметил кубанскую казачку Нонну Мордюкову, исполнявшую роль Ульяны Громовой. Свою первую любовь, девушку Юлию, он оставил в Павловском Посаде: расстояние их чувство остудило, да и столичная жизнь - совсем другая. Ему почему-то сразу показалось, что нужно жениться на этой бойкой девушке, чтобы не упустить ее.
Сергей Аполлинариевич Герасимов, режиссер «Молодой гвардии», тоже был влюблен в Нонну, хотел оставить семью и даже ездил на Кубань свататься к ее родителям. Однако мудрая мать девушки его отвергла, а вот благородный и красивый Вячеслав ей понравился. Понравился настолько, что мать сама настаивала на скорой женитьбе. Так Мордюкова и Тихонов и стали супругами. А на последнем курсе института Нонна забеременела и 29 февраля 1950 года родила сына Владимира.
Наладить семейную жизнь молодым удалось не скоро. Брак Мордюковой и Тихонова у многих вызывал удивление: уж очень разными были супруги. Им дали комнату в общежитии - на большее рассчитывать не приходилось. Тесно, душно, общая кухня, удобства в коридоре. Куда тут еще ребенок? Поначалу выручала сестра Нонны, а затем родители Тихонова забрали маленького Володю к себе в Павловский Посад.
Может, поначалу Вячеслав и надеялся, что жена будет вести хозяйство, воспитывать детей, как было принято в его большой и крепкой семье, но отказываться от карьеры Нонна не собиралась. Да и не только от карьеры: от «светской жизни» тоже. Его общительная супруга любила гостей, песни и пляски. А Тихонов мечтал хотя бы выспаться разок нормально.
Как только им удалось более-менее решить вопрос с жильем, в столицу потянулись родственники Мордюковой: мать, младшие сестры и братья. Всем разместиться было негде, спали на полу. Иногда приходящему с работы Тихонову некуда было лечь, не то что устроиться в уголке, чтобы выучить роль.
С каждой зарплаты Тихонов выкраивал деньги на лекарства, минеральную воду и фрукты болеющему отцу. Когда сын поступил в институт, Василий Романович похлопал его по плечу: «Вот, Славка, получишь большой гонорар, и мы с тобой купим мотоцикл. Будем на рыбалку ездить». Поэтому, когда подошла очередь на машину, Тихонов смирил свою природную гордость, набрался храбрости и попросил выплатить ему вперед гонорар за картину «Две жизни».
Вскоре он уже приобрел новенький «Москвич», который преподнес отцу... Жену такой поступок не обрадовал. Даже много лет спустя, незадолго до смерти, в интервью журналистам Нонна Викторовна сокрушалась: «У Тихонова был огромный родительский дом в Павловском Посаде. Так он, простая душа, его городу подарил!»
Разводы в СССР не были приняты: поженились, сына родили - надо жить, но с каждым днем терпеть становилось сложнее. У Нонны в это время наступил период творческого застоя, и она сильно ревновала Вячеслава к съемкам, работе, поклонницам, хотя он был верен ей.
На съемках «Простой истории» Мордюкова закрутила роман с Василием Шукшиным. Причем сама по приезде все и рассказала мужу. Тогда Тихонов промолчал. А несколько месяцев спустя у Нонны появился другой. Муж скандал устраивать не стал, просто взял свои вещи и тихо ушел. Тринадцать лет брака остались в прошлом.
В 1963 году Тихонов и Мордюкова официально развелись. Развод сильно его подкосил. Оставив жене квартиру, Вячеслав был вынужден ночевать у друзей - то у одного, то у другого.
Начало звездного пути
Кинокарьера у артиста поначалу не складывалась , зато на спектакли в театр толпы поклонниц ходили исключительно «на него». И все же предложений от кинорежиссеров не поступало, а любопытные бабки на скамейке у подъезда каждый вечер спрашивали: «Слава, где ты сейчас снимаешься?»
Тихонов понимал, что внешняя красота и стать лишь мешают ему. Вот и на роль в «Дело было в Пенькове» Вячеслава худсовет не утвердил. Было грустно и обидно. Выручил режиссер фильма Станислав Ростоцкий. Он кинул на стол комиссии свой партбилет и заявил, что без Тихонова снимать фильм не будет. И попал в точку: после выхода кинокартины Вячеслав проснулся знаменитым.
Потом был фильм «На семи ветрах», после которого открытки с фотографиями молодого Тихонова сметались поклонницами с прилавков «Союзпечати» за считанные часы. Его любила даже министр культуры Екатерина Фурцева.
Вторая попытка
Приятели из лучших побуждений то и дело сватали ему молоденьких актрис, но Тихонов решил, что больше не женится на коллеге. Однажды на озвучании французского фильма «Мужчина и женщина» внимание Тихонова привлекла красивая переводчица и преподавательница французского языка Тамара. Ей 24 года, ему - за сорок. Вспыхнул роман. К счастью для Вячеслава, это было настоящее большое чувство. Свадьбу праздновали в ресторане «Прага». В 1969 году у супругов родилась дочка Анна, которая впоследствии стала кинопродюсером. В браке с Тамарой Ивановной артист прожил 42 года.
Владимир Тихонов внешне был очень похож на своего отца. А вот характером оказался слабее. С бывшей женой Вячеслав Тихонов не общался, хотя часто виделся с сыном, хотел даже забрать его к себе, но Нонна не позволила. Чтобы уберечь ребенка от дурной компании, Вячеслав достал ему дорогую и дефицитную по тем временам вещь - пианино. Только это не помогло. Да и Мордюкова мешала сыну общаться с отцом, всячески наговаривала на «бывшего». А тот не стал настаивать, все свое родительское тепло отдав дочери. Потом корил себя за это.
Володя Тихонов пристрастился к алкоголю и наркотикам и, уже став известным актером, в 1990 году умер от сердечной недостаточности. Этот удар Тихонову перенести было нелегко, на похоронах сына он плакал.
Партийный заказ
Субботним вечером 11 августа 1973 года с улиц практически исчез народ. История, действие которой разворачивается в феврале-марте 1945-го в Главном имперском ведомстве безопасности (РСХА) фашистской Германии, приковала тогда к экранам всю страну. Показывали новый фильм «Семнадцать мгновений весны».
До этого сарафанное радио разнесло слух, что эта киноэпопея - уникальна, ничего подобного ранее не снимали. На самом деле сериал был личным заказом председателя КГБ Юрия Андропова и был призван реанимировать в молодежи былой патриотизм. И все же зрители нашли в фильме нечто особенное - исполнителя
роли Штирлица Вячеслава Тихонова: его игра была непревзойденной.
Макс Отто фон Штирлиц завоевал любовь миллионов читателей и стал по-настоящему народным героем. О нем рассказывают анекдоты до сих пор и продолжают спорить о его прототипах. Большинство книг о Штирлице экранизированы, а телефильм «Семнадцать мгновений весны» был и остается одним из самых любимых и популярных в нашей стране. Некоторые до сих пор думают, что Штирлиц существовал в жизни, хотя на самом деле это вымышленный образ.
Есть мнение, что его прототипом был советский разведчик немец Вилли Леман (агентурная кличка - Брайтенбах, кодовый номер - А201), который служил заместителем шефа германской разведки Вальтера Шелленберга, отвечал за контрразведывательное обеспечение военной промышленности рейха, имел репутацию ценного работника и даже удостоился портрета фюрера с его автографом.
Он работал на советские спецслужбы по собственной инициативе, его никто не вербовал и не шантажировал. Неизвестна точная дата его гибели (гестапо арестовало его в декабре 1942 года). В своем фильме Лиознова не захотела показывать то, как погибает ее герой, оставив право зрителю додумать финал картины.
В фильме штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц (он же советский разведчик Максим Исаев) работает в центральном аппарате СД. Это - служба безопасности. Ее не надо путать с гестапо: это разные конторы, находившиеся под крышей одного учреждения.
Сцены в помещениях здания РСХА снимались в… Бутырской тюрьме. Эпизод, в котором к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным, приставала пьяная дама с лисой (сыгранная Инной Ульяновой) - в московском кафе «Лира», где потом появился первый в СССР и крупнейший в Европе «Макдоналдс».
А здание, в котором якобы находилась конспиративная радиоквартира, где работала Кэт, на самом деле - известный своей архитектурой в стиле модерн дом в Москве, на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков.
В 1973 году к сериалу никто из актерского состава серьезно не относился: «Обычный партийный заказ. Ну, покажут по местному телевидению где-нибудь в Урюпинске». Даже роли сценаристами не были прописаны до конца. Во многом актерам приходилось самим их домысливать.
Выпустить «…мгновения» на экраны планировали к 9 мая 1973 года. Из-за того, что все серии лично принимал глава Комитета госбезопасности, будущий генсек Юрий Андропов, который просматривал их по ночам, до зрителей фильм добрался лишь в августе. Андропов внёс лишь две правки: именно по его просьбе из титров убрали реальные фамилии консультантов с Лубянки, а также добавили эпизод о рабочем движении Германии.
Титры изменили легко, а вот с отражением роли немецкого пролетариата повозились. Кадры хроники с лидером коммунистов Германии Эрнстом Тельманом, погибшем в августе 44-го в концлагере Бухенвальд, вмонтировали в уже готовую серию.
Член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов, просмотрев «Семнадцать мгновений весны», остался недоволен:
- Не показан подвиг советского народа в войне.
Но Андропов отрезал:
- Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга!
И дал «добро» на выход сериала на телеэкран.
Леонид Брежнев увидел картину только при третьем её повторе по телевидению. И пришёл в неописуемый восторг. Заместитель начальника охраны генсека Владимир Медведев вспоминал:
- Когда Брежнев с опозданием посмотрел «Семнадцать мгновений весны», медсестра наплела Леониду Ильичу, что разведчик Исаев жив и поныне, но всеми забыт. Леонид Ильич распорядился присвоить прототипу Штирлица, разведчику Исаеву, звание Героя Советского Союза. Сперва Брежнев мучил нас поручениями найти Исаева. Затем сам позвонил Андропову. Тот проверил - нет такого. Но Брежнев уже так настроился дать награду заслуженному человеку, что пришлось наградить Золотой Звездой актёра Тихонова за исполнение роли Исаева-Штирлица.
Как проходили съёмки?
На роль «казачка», засланного в немецкое логово, рассматривались кандидатуры Арчила Гомиашвили и Олега Стриженова. Но их подвели сыгранные до этого отрицательные персонажи. Руководство побоялось, что это помешает образу советского разведчика.
- Вячеслав Тихонов же ранее играл только положительных героев, - рассказывает режиссер Татьяна Лиознова. - Впрочем, Гомиашвили почти сразу вытянул другой звёздный билет - его позвал на роль Бендера в свои «12 стульев» Леонид Гайдай. На репетициях мы искали Тихонову нужный образ. Всё вроде хорошо получалось, но чего-то не хватало. И тогда я посоветовала ему крепко сжимать губы. Образ появился.
- Мы никогда не cсорились, но однажды я разозлилась на Славу, - вспоминала Татьяна Лиознова. - Ко мне прибежали девочки-костюмерши в слезах - ему не понравилась рубашка. Он её снял, бросил на пол и начал топтать. Я взяла рубашку и сказала, что сама поговорю с ним, поругаю… Но не сделала этого: понимала, что он находится в постоянном напряжении, и тревожить его такими мелочами не стоит». Кстати, телегардероб Штирлица состоял из 100 белых рубашек, 11 костюмов, гражданских пиджаков, полевого кителя, парадного мундира и фрака.
В романе Юлиана Семёнова Штирлиц ездит на автомобиле марки «Хорх» (Horch). На пробах фильма Тихонов и снимался на «Хорх-853» 1935 года, принадлежавшем известному московскому коллекционеру. Но начало съёмок затянулось, и хозяин машины подписал договор с другой киногруппой на съёмки этого авто в ленте «Бархатный сезон».
В итоге наш разведчик ездит на значительно более дешёвом «Мерседес-Бенц-230» 1938 года. С ним, правда, тоже всё вышло не просто. Иномарка, которую советские киношники привезли в ГДР из гаража студии им. Горького, почти сразу заглохла. Выручил группу звукооператор Леонард Бухов, разыскавший старого приятеля, который коллекционировал авто. Он и дал напрокат «мерс» для Штирлица в прекрасном состоянии.
- У Вячеслава Тихонова на левой руке с юношеских лет осталась наколка «СЛАВА», - рассказывала Лиознова. - Издали ещё ничего, но вблизи - просто беда! Не наложишь же на нее толстенный слой грима! Поэтому, когда руки Штирлица снимали крупным планом в те моменты, когда он раскладывает из спичек различные фигурки, рисует, звали дублёра. Он же писал телеграмму за Евгения Евстигнеева (профессор Плейшнер), у которого был ужасный почерк.
Тихонову было труднее, чем другим актерам, ведь его герой на экране... молчал! Длительность немых сцен доходила до десяти минут. Задача невыполнимая - как тут выразишь характер героя? Поначалу Тихонову казалось, что по сценарию Штирлицу не хватает человеческих черт: ну прямо не человек - машина какая-то. В помощь актеру даже устраивали встречи с реальными сотрудниками КГБ, и он понял: они такие.
В результате Тихонов справился с ролью великолепно. Даже придумал включить в фильм сцену, где его герой тайно встречается с женой в кафе, и ему при виде любимой ни взглядом, ни жестом нельзя себя выдать.
Сцена свидания Штирлица с женой в кафе «Elefant» признана одной из лучших в советском кинематографе, а основана она на рассказе нелегала Конона Молодого. В книге Семенова этого нет…
Выглядеть она должна была так: в Берлин жену привозят вместе с сыном. Жену Штирлица сыграла 35-летняя Элеонора Шашкова, которую специально «старили» для роли, так что узнавать в ней «жену Штирлица» стали только лет через десять.
Мальчик в кафе играет за столиком игрушечным клоуном, у которого в руках медные тарелочки. Одна из них отваливается, и жена оставляет её на блюдце. Ну и - сентиментальный момент: Штирлиц уносит тарелочку и делает из неё брелок. Однако в последний момент Лиознова решила снимать сцену без ребёнка. А брелок так и остался в кадре - есть эпизоды, где герой Тихонова вертит его в руках.
- Нас с Тихоновым снимали отдельно, - поясняет Шашкова - сначала меня, потом его. В кино такое происходит сплошь и рядом: отдельно снятые планы соединяются потом при помощи монтажа, так что ничего странного тут нет, - поясняет Шашкова. - Накануне съёмок Лиознова настраивала меня на роль: «Ты его очень любишь, переживаешь… Но вокруг - фашисты, поэтому ты ничем не должна себя выдать: ни слова сказать, ни улыбнуться. Просто смотреть».
Сыграть такую гамму чувств без партнёра было крайне сложно. Когда началась съёмка, пришёл Тихонов. Как он потом признался, захотел посмотреть на свою «жену». Сел рядом с камерой, и во время съёмки я смотрела только на него - в его совершенно необыкновенные глаза, в которые невозможно было не влюбиться. На следующий день всё произошло с точностью до наоборот. Утром мне позвонила Лиознова: «Приезжай, Тихонов отказывается сниматься без тебя».
Микаэл Таривердиев написал к фильму десять песен, однако в окончательный вариант вошли только две из них: «Где-то далеко...» и «Мгновения». Плюс - превосходная инструментальная музыка. Исполнить песни приглашали Муслима Магомаев, Валерия Ободзинского, Валентину Толкунову.
Какие-то кандидатуры «рубило» телевизионное начальство, какие-то не устроили Лиознову. Сошлись на Иосифе Кобзоне. Однако режиссёр потребовала, чтобы он спел так, будто «в фильме и близко нет Кобзона». Иосиф Давыдович вначале расстроился, а потом всё же сделал несколько десятков проб записи. Вариант, где Кобзон поёт будто не своим голосом, и утвердили. Но сделали это настолько поздно, что вставить имя Иосифа Давыдовича в титры уже не успели.
После Штирлица
После выхода фильма Тихонов стал любимчиком власти. Вячеслав Тихонов получил звание народного артиста СССР. Впрочем, град наград обрушился на всех создателей ленты. Госпремия, призы от КГБ и, конечно, всенародная любовь, которая сопровождает их до сих пор.
О творчестве и жизни актёра еще при жизни был снят ряд документальных фильмов. Среди них «Профессия - киноактёр» (1979 год, режиссёр Станислав Ростоцкий), «Мгновения Вячеслава Тихонова» (1998 год, режиссёр Юрий Малюгин), «Семнадцать мгновений Славы» (2003 год, режиссёр Светлана Николаева, продюсер Анна Тихонова), «Последний герой уходящей эпохи» (2006 год, режиссёр Сергей Садовский), «Воздух вдохновения» (2008 год, режиссёр Елена Николаева, продюсер Анна Тихонова») и «В гости к Вячеславу Тихонову» (2008 года, режиссёр Ирина Голубева). В 2010 году. Уже после смерти Тихонова, был снят фильм «Нонна и Слава. Жестокий романс».
Его популярность после фильма была просто неописуемой. Перед ним распахивались любые двери, начиная со складов дефицитных товаров и заканчивая кабинетами чиновников. По природе Тихонов был скромным человеком - самому много было не надо. Но находились друзья, знакомые и знакомые знакомых, которым срочно требовалась помощь. И Вячеслав Васильевич не отказывал - ходил, хлопотал...
За бортом
За спиной актера были важные роли: в «Войне и мире», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо», за который он был удостоен самой престижной награды, Ленинской премии. А вот новую Россию 1990-х Вячеслав Тихонов принять не смог и даже отказался вести театральную студию во ВГИКе. Он видел, что его горячо любимая Родина уже «не та», в моде совсем иные духовные ценности. И понимал, что в новой России ему нет места.
Его дочь Анна, став актрисой, признавалась, что у нее с отцом были порой более доверительные отношения, чем с матерью. Она уговаривала его продолжать работу в кино.
Последним появлением Вячеслава Тихонова на экране стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Вячеслав Васильевич до конца своих дней ждал еще одной, своей главной роли. Читал сценарии, обдумывал предложения. Но все было «не то» - мелко, бездуховно.
На склоне лет Тихонов удалился в свой маленький дом на Николиной Горе, на берегу Москвы-реки. Интервью не давал, почти ни с кем не встречался, за что журналисты окрестили его Великим Отшельником. Он так и не простил себе смерть сына и просто обожал своих внучат, детей Анны, - двойняшек Славика и Гошу.
А потом один за другим стали уходить его лучшие друзья. После скоропостижной кончины Станислава Ростоцкого у Тихонова случился инфаркт...
Он выкарабкался, но постарел так, что на улицах его больше не узнавали.
- Старость - это когда рука тянется к телефону, но ты понимаешь, что позвонить больше некому...- грустно признавался Вячеслав Васильевич.
Ушла из жизни и Нонна Мордюкова, которую он перед самой смертью все же сумел простить. А спустя год, 4 декабря 2009 года, Тихонова не стало... 23 декабря 2009-го он получил свою последнюю награду – «за лучшую роль сотрудника органов безопасности в отечественном кинематографе». Но, увы, - уже посмертно… Сердце 80-летнего Штирлица перестало биться.
Мы живы, пока нас помнят.
Вячеслав Васильевич Тихонов, народный артист СССР(1974), Герой Социалистического Труда (1982), лауреат Ленинской премии (1980) и Государственной премии СССР (1976), заслужил, чтобы его помнили, и чтобы память о нем была счастливая. Он, как никто другой, достоин того, чтобы его вспоминали с теплотой в сердце.
https://vk.com/album-46420619_291418569 - вот в этом фотоальбоме - «До и после Штирлица» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в модельной библиотеке «Фолиант» 8 февраля 2023 года в ходе кинолектория к 95-летнему юбилею В. Тихонова.
ЛИТЕРАТУРА:
Его произведения:
1. Тихонов В. Вячеслав Тихонов. Жизнь - это такое воспоминание…/Вячеслав Тихонов.- СПБ: Питер, 2011.- 224с., ил.
О нем:
1. Корнеева М. Одинокая звезда//Гала - Биография.- 2013. - №7-8.- Стр.24-39.
2. Кушнирский Я. Н.Вячеслав Тихонов / Ян Наумович Кушнирский, Александр Викторович Немов. - Москва: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1984. - 65 с. : ил., портр.
3. Мой любимый актер: Писатели, режиссеры, публицисты об актерах кино /Сост. Л.И. Касьянова. - М. : «Искусство», 1988. - 383 с., ил.
4. Семёнов Ю. Постоянная величина: Вячеслав Тихонов//Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино: Сборник/ Сост. Л. И. Касьянова. М.: «Искусство», 1988. - Стр.171-188.
5. Соболева М. Вячеслав Тихонов. До и после Штирлица/Марина Соболева//Дарья-Биография. - 2015.-№2.- Стр. 4-6.
6. Черных Е. Велигжанина А. Вангу раскручивали спецслужбы, чтобы получать информацию о ее клиентах //Комсомольская правда. - 2014. - 7 августа.
8.02.23. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 30-78-00; e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтактеhttp://vk.com/library_fo