Найти тему
Светлана Россинская

ВЯЧЕСЛАВ ТИХОНОВ. ДО И ПОСЛЕ ШТИРЛИЦА

Фоторепортаж после кинолектория в модельной библиотеке «Фолиант» в рамках программы «Персона», посвященного 95-летию со дня рождения российского актера (1928-2009)

Недавно психологами был проведен эксперимент: девушкам и женщинам показывали разные черты лица, их задачей было вы­брать самые мужествен­ные. По итогам исследо­вания получился портрет мужчины, очень близкий к облику Вячеслава Тихо­нова (1928-2009) периода «Семнадцати мгновений весны». Таким этот актер навсегда останется в нашем сознании - благо­родным, честным и муже­ственным Штирлицем.

8 февраля 2023 года в рамках программы «Персона» в модельной библиотеке «Фолиант» состоялся кинолекторий «Жизнь- это такое воспоминание…». Он был посвящен 95-летию со дня рождения Вячеслава Тихонова - символа советского кинематографа, одного из самых узнаваемых и любимых актеров на просторах российской земли.

-2

Тихонов пережил великую Отечественную войну и затем дошел до немыслимых высот славы, сыграв в культовых картинах советского и российского кино: «Мичман Панин», «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное Ухо»…

Посмотрев «Семнадцать мгновений весны», многие даже не сомневались в реальности Штирлица, блестяще сыгранного актером. А Леонид Брежнев хотел присвоить разведчику Исаеву звание Героя Советского Союза.

-3

Аристократ, интеллектуал, красавец, настоящий мужчина, не разменявший свой талант, как многие его коллеги, на роли в сериалах, не ставший лицом ни одной политиче­ской партии, хотя предла­гали и даже настаивали, - таким предстает актер в воспоминаниях многочисленных коллег, друзей и родных. Однако многие из его тайн остались нераскрытыми.

-4

В ходе кинолектория читатели чуть ближе прикоснулись к биографии артиста. Узнали о том, как проходили съёмки легендарного сериала, что было до них и что -после. Вместе посмотрели документальный фильм «17 мгновения Славы» (2003), послушали живую речь Вячеслава Тихонова, попробовали открыть для себя секреты его души и таланта, проникнуть в мысли и тонкую жизненную философию. И, думается, сумели понять, почему в новой России великому актеру не нашлось места.

-5

Но обо всем по порядку.

Счастливый случай

В семидесяти киломе­трах от Москвы, в Пав­ловском Посаде, в большом и добротном деревянном доме 8 февраля 1928 года появился на свет Вячес­лав Тихонов. В таких домах обычно рождается счастье.

Кроме родителей и ба­бушки с дедушкой в доме жили еще три семьи - и для каждого находилось ме­сто. Когда началась война, и школу забрали под го­спиталь, отец устроил Вя­чеслава в ремесленное училище. Мальчик полу­чил профессию токаря и стал работать на заводе, - о большем тогда и не меч­тал.

Единственным развле­чением в то время у ребят было кино. И однажды Слава заявил родителям, что он непременно посту­пит в театральный. Только бабушка встала на его сто­рону, а родители настаи­вали, чтобы он стал авто­механиком - на кусок хлеба всегда себе заработает.

И все же Вячеслав Тихо­нов поехал поступать в те­атральный институт, благо Москва была рядом. Шел 1945 год, набирали послевоенный курс. Эк­замены прошли, вот-вот должны объявить список поступивших. Высокий ху­дой юноша в тельняшке, пиджаке с чужого плеча и модной кепке волновался больше всех. Вот из две­рей с табличкой «Прием­ная комиссия» появляется девушка, которую тут же обступает толпа абитури­ентов. Девушка зачиты­вает список прошедших конкурс. Все фамилии на «Т» уже назвали, а его про­пустили. «Тихонов! А как же Тихонов?!» - кричит па­рень, но его сметает виз­жащая толпа поступивших. У Славы все плывет перед глазами. Что же теперь бу­дет? Возвращаться в свой городок, идти работать на завод, довольствоваться клубной самодеятельно­стью?.. Вроде не мужской поступок, но слезы сами полились из глаз...

По счастливой случайности в этот момент по кори­дору шел профессор ВГИКа Борис Бибиков. Конечно, у дверей приемной комиссии слезы, истерики, обмороки давно стали привычной картиной. Но этот сгорблен­ный от горя парень, роняю­щий скупую мужскую слезу, чем-то зацепил Бибикова. Поговорили. Бибиков по­обещал Тихонову зачислить его к себе на курс, но при условии испытательного срока.

Интуиция подска­зала профессору, что перед ним будущий выдающийся актер. Так и вышло: через два года Тихонов получил всесоюзную известность, сыграв Володю Осьмухина в «Молодой гвардии».

-6

Жестокий романс

Еще на съемках «Моло­дой гвардии» Вячеслав заприметил кубанскую ка­зачку Нонну Мордюкову, исполнявшую роль Ульяны Громовой. Свою первую любовь, девушку Юлию, он оставил в Павловском По­саде: расстояние их чувство остудило, да и столичная жизнь - совсем другая. Ему почему-то сразу показа­лось, что нужно жениться на этой бойкой девушке, чтобы не упустить ее.

Сергей Аполлинариевич Герасимов, режиссер «Молодой гвар­дии», тоже был влюблен в Нонну, хотел оставить семью и даже ездил на Ку­бань свататься к ее родителям. Однако мудрая мать девушки его отвергла, а вот благородный и красивый Вячеслав ей понравился. Понравился настолько, что мать сама настаивала на скорой женитьбе. Так Мордюкова и Тихонов и стали супругами. А на по­следнем курсе института Нонна забеременела и 29 февраля 1950 года родила сына Владимира.

Наладить семейную жизнь молодым удалось не скоро. Брак Мордюковой и Тихонова у многих вызывал удивление: уж очень разными были супруги. Им дали комнату в общежитии - на боль­шее рассчитывать не при­ходилось. Тесно, душно, общая кухня, удобства в коридоре. Куда тут еще ре­бенок? Поначалу выручала сестра Нонны, а затем ро­дители Тихонова забрали маленького Володю к себе в Павловский Посад.

Может, поначалу Вячеслав и наде­ялся, что жена будет вести хозяйство, воспитывать детей, как было принято в его большой и крепкой семье, но отказываться от карьеры Нонна не собира­лась. Да и не только от ка­рьеры: от «светской жизни» тоже. Его общитель­ная супруга любила гостей, песни и пляски. А Тихонов мечтал хотя бы выспаться разок нормально.

Как только им удалось более-менее решить вопрос с жи­льем, в столицу потянулись родственники Мордюко­вой: мать, младшие сестры и братья. Всем разместиться было негде, спали на полу. Иногда при­ходящему с работы Тихо­нову некуда было лечь, не то что устроиться в уголке, чтобы выучить роль.

С каждой зарплаты Тихонов выкра­ивал деньги на лекарства, минеральную воду и фрукты болеющему отцу. Когда сын поступил в институт, Василий Романо­вич похлопал его по плечу: «Вот, Славка, получишь большой гонорар, и мы с тобой купим мотоцикл. Будем на рыбалку ездить». Поэтому, когда подошла очередь на машину, Тихо­нов смирил свою природ­ную гордость, набрался храбрости и попросил выплатить ему вперед гонорар за картину «Две жизни».

Вскоре он уже приобрел новенький «Мо­сквич», который преподнес отцу... Жену такой поступок не обрадовал. Даже много лет спу­стя, незадолго до смерти, в интервью журналистам Нонна Викторовна сокру­шалась: «У Тихонова был огромный родительский дом в Павловском Посаде. Так он, простая душа, его городу подарил!»

Раз­воды в СССР не были при­няты: поженились, сына родили - надо жить, но с каждым днем терпеть ста­новилось сложнее. У Нонны в это время насту­пил период творческого застоя, и она сильно ревно­вала Вячеслава к съемкам, работе, поклонницам, хотя он был верен ей.

На съемках «Простой истории» Мордюкова за­крутила роман с Василием Шукшиным. Причем сама по приезде все и расска­зала мужу. Тогда Тихонов промолчал. А несколько меся­цев спустя у Нонны появился другой. Муж скандал устраивать не стал, просто взял свои вещи и тихо ушел. Тринад­цать лет брака остались в прошлом.

В 1963 году Тихонов и Мордюкова официально развелись. Развод сильно его подкосил. Оставив жене квартиру, Вячеслав был вы­нужден ночевать у друзей - то у одного, то у другого.

-7

Начало звездного пути

Кинокарьера у артиста поначалу не складывалась , зато на спектакли в театр толпы поклонниц ходили исключительно «на него». И все же предложений от кино­режиссеров не поступало, а любопытные бабки на ска­мейке у подъезда каждый вечер спрашивали: «Слава, где ты сейчас снимаешься?»

Тихонов понимал, что внешняя красота и стать лишь мешают ему. Вот и на роль в «Дело было в Пень­кове» Вячеслава худсовет не утвердил. Было грустно и обидно. Выручил режис­сер фильма Станислав Ро­стоцкий. Он кинул на стол комиссии свой партбилет и заявил, что без Тихонова снимать фильм не будет. И попал в точку: после вы­хода кинокартины Вячес­лав проснулся знаменитым.

Потом был фильм «На семи ветрах», после которого от­крытки с фотографиями мо­лодого Тихонова сметались поклонницами с прилавков «Союзпечати» за считанные часы. Его любила даже министр культуры Екатерина Фурцева.

-8

Вторая попытка

Приятели из луч­ших побуждений то и дело сватали ему молоденьких актрис, но Тихонов решил, что больше не женится на коллеге. Однажды на озвучании французского фильма «Мужчина и жен­щина» внимание Тихонова привлекла красивая пере­водчица и преподавательница французского языка Тамара. Ей 24 года, ему - за сорок. Вспыхнул роман. К счастью для Вя­чеслава, это было насто­ящее большое чувство. Свадьбу праздновали в ресторане «Прага». В 1969 году у супругов родилась дочка Анна, которая впоследствии стала кинопродюсером. В браке с Тамарой Ивановной артист прожил 42 года.

-9

Владимир Тихонов внешне был очень похож на своего отца. А вот характером оказался слабее. С бывшей женой Вячеслав Тихонов не общался, хотя ча­сто виделся с сыном, хотел даже забрать его к себе, но Нонна не позволила. Чтобы уберечь ребенка от дурной компании, Вячеслав достал ему дорогую и дефицитную по тем временам вещь - пианино. Только это не по­могло. Да и Мордюкова мешала сыну общаться с отцом, всячески наговари­вала на «бывшего». А тот не стал настаивать, все свое родительское тепло отдав дочери. Потом корил себя за это.

Володя Тихонов при­страстился к алкоголю и наркотикам и, уже став известным актером, в 1990 году умер от сердечной не­достаточности. Этот удар Тихонову перенести было нелегко, на похоронах сына он плакал.

-10

Партийный заказ

Субботним вечером 11 августа 1973 года с улиц практически исчез народ. История, действие которой разворачивается в феврале-марте 1945-го в Главном имперском ведомстве безопасности (РСХА) фашистской Германии, приковала тогда к экранам всю страну. Показывали новый фильм «Семнадцать мгновений весны».

До этого сарафанное радио раз­несло слух, что эта киноэпо­пея - уникальна, ничего по­добного ранее не снимали. На самом деле сериал был личным заказом председа­теля КГБ Юрия Андропова и был призван реаними­ровать в молодежи былой патриотизм. И все же зри­тели нашли в фильме нечто особенное - исполнителя

роли Штирлица Вячеслава Тихонова: его игра была не­превзойденной.

Макс Отто фон Штирлиц завоевал любовь миллионов читателей и стал по-настоящему народным героем. О нем рассказывают анекдоты до сих пор и продолжают спорить о его прототипах. Большинство книг о Штирлице экранизированы, а телефильм «Семнадцать мгновений весны» был и остается одним из самых любимых и популярных в нашей стране. Некоторые до сих пор думают, что Штирлиц существовал в жизни, хотя на самом деле это вымышленный образ.

Есть мнение, что его прототипом был советский разведчик немец Вилли Леман (агентурная кличка - Брайтенбах, кодовый номер - А201), который служил заместителем шефа германской разведки Вальтера Шелленберга, отвечал за контрразведывательное обеспечение военной промышленности рейха, имел репутацию ценного работника и даже удостоился портрета фюрера с его автографом.
Он работал на советские спецслужбы по собственной инициативе, его никто не вербовал и не шантажировал. Неизвестна точная дата его гибели (гестапо арестовало его в декабре 1942 года). В своем фильме Лиознова не захотела показывать то, как погибает ее герой, оставив право зрителю додумать финал картины.

В фильме штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц (он же советский разведчик Максим Исаев) работает в центральном аппарате СД. Это - служба безопасности. Ее не надо путать с гестапо: это разные конторы, находившиеся под крышей одного учреждения.

Сцены в помещениях здания РСХА снимались в… Бутырской тюрьме. Эпизод, в котором к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным, приставала пьяная дама с лисой (сыгранная Инной Ульяновой) - в московском кафе «Лира», где потом появился первый в СССР и крупнейший в Европе «Макдоналдс».
А здание, в котором якобы находилась конспиративная радиоквартира, где работала Кэт, на самом деле - известный своей архитектурой в стиле модерн дом в Москве, на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков.
В 1973 году к сериалу никто из актер­ского состава серьезно не относился:
«Обычный партийный заказ. Ну, покажут по местному телевидению где-нибудь в Урюпинске». Даже роли сценаристами не были прописаны до конца. Во многом актерам приходилось самим их до­мысливать.

Выпустить «…мгновения» на экраны планировали к 9 мая 1973 года. Из-за того, что все серии лично принимал глава Комитета госбезопасности, будущий генсек Юрий Андропов, который просматривал их по ночам, до зрителей фильм добрался лишь в августе. Андропов внёс лишь две правки: именно по его просьбе из титров убрали реальные фамилии консультантов с Лубянки, а также добавили эпизод о рабочем движении Германии.
Титры изменили легко, а вот с отражением роли немецкого пролетариата повозились. Кадры хроники с лидером коммунистов Германии Эрнстом Тельманом, погибшем в августе 44-го в концлагере Бухенвальд, вмонтировали в уже готовую серию.
Член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов, просмотрев «Семнадцать мгновений весны», остался недоволен:

- Не показан подвиг советского народа в войне.

Но Андропов отрезал:

- Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга!

И дал «добро» на выход сериала на телеэкран.
Леонид Брежнев увидел картину только при третьем её повторе по телевидению. И пришёл в неописуемый восторг. Заместитель начальника охраны генсека Владимир Медведев вспоминал:

- Когда Брежнев с опозданием посмотрел «Семнадцать мгновений весны», медсестра наплела Леониду Ильичу, что разведчик Исаев жив и поныне, но всеми забыт. Леонид Ильич распорядился присвоить прототипу Штирлица, раз­ведчику Исаеву, звание Героя Советского Союза. Сперва Брежнев мучил нас поручениями найти Исаева. Затем сам позвонил Андропову. Тот проверил - нет такого. Но Брежнев уже так настроился дать награду заслуженному человеку, что пришлось наградить Золотой Звездой актёра Тихонова за исполнение роли Исаева-Штирлица.

Как проходили съёмки?

На роль «казачка», засланного в немецкое логово, рассматривались кандидатуры Арчила Гомиашвили и Олега Стриженова. Но их подвели сыгранные до этого отрицательные персонажи. Руководство побоялось, что это помешает образу советского разведчика.

- Вячеслав Тихонов же ранее играл только положительных героев, - рассказывает режиссер Татьяна Лиознова. - Впрочем, Гомиашвили почти сразу вытянул другой звёздный билет - его позвал на роль Бендера в свои «12 стульев» Леонид Гайдай. На репетициях мы искали Тихонову нужный образ. Всё вроде хорошо получалось, но чего-то не хватало. И тогда я посоветовала ему крепко сжимать губы. Образ появился.

- Мы никогда не cсорились, но однажды я разозлилась на Славу, - вспоминала Татьяна Лиознова. - Ко мне прибежали девочки-костюмерши в слезах - ему не понравилась рубашка. Он её снял, бросил на пол и начал топтать. Я взяла рубашку и сказала, что сама поговорю с ним, поругаю… Но не сделала этого: понимала, что он находится в постоянном напряжении, и тревожить его такими мелочами не стоит». Кстати, телегардероб Штирлица состоял из 100 белых рубашек, 11 костюмов, гражданских пиджаков, полевого кителя, парадного мундира и фрака.

В романе Юлиана Семёнова Штирлиц ездит на автомобиле марки «Хорх» (Horch). На пробах фильма Тихонов и снимался на «Хорх-853» 1935 года, принадлежавшем известному московскому коллекционеру. Но начало съёмок затянулось, и хозяин машины подписал договор с другой киногруппой на съёмки этого авто в ленте «Бархатный сезон».

В итоге наш разведчик ездит на значительно более дешёвом «Мерседес-Бенц-230» 1938 года. С ним, правда, тоже всё вышло не просто. Иномарка, которую советские киношники привезли в ГДР из гаража студии им. Горького, почти сразу заглохла. Выручил группу звукооператор Леонард Бухов, разыскавший старого приятеля, который коллекционировал авто. Он и дал напрокат «мерс» для Штирлица в прекрасном состоянии.

- У Вячеслава Тихонова на левой руке с юношеских лет осталась наколка «СЛАВА», - рассказывала Лиознова. - Издали ещё ничего, но вблизи - просто беда! Не наложишь же на нее толстенный слой грима! Поэтому, когда руки Штирлица снимали крупным планом в те моменты, когда он раскладывает из спичек различные фигурки, рисует, звали дублёра. Он же писал телеграмму за Евгения Евстигнеева (профессор Плейшнер), у которого был ужасный почерк.

Тихонову было труднее, чем другим актерам, ведь его ге­рой на экране... молчал! Длительность немых сцен доходила до десяти минут. Задача невыполнимая - как тут выразишь характер героя? Поначалу Тихонову казалось, что по сценарию Штирлицу не хватает чело­веческих черт: ну прямо не человек - машина какая-то. В помощь актеру даже устраивали встречи с ре­альными сотрудниками КГБ, и он понял: они такие.

В ре­зультате Тихонов справился с ролью великолепно. Даже придумал включить в фильм сцену, где его герой тайно встречается с женой в кафе, и ему при виде лю­бимой ни взглядом, ни же­стом нельзя себя выдать.

Сцена свидания Штирлица с женой в кафе «Elefant» признана одной из лучших в советском кинематографе, а основана она на рассказе нелегала Конона Молодого. В книге Семенова этого нет…

Выглядеть она должна была так: в Берлин жену привозят вместе с сыном. Жену Штирлица сыграла 35-летняя Элеонора Шашкова, которую специально «старили» для роли, так что узнавать в ней «жену Штирлица» стали только лет через десять.
Мальчик в кафе играет за столиком игрушечным клоуном, у которого в руках медные тарелочки. Одна из них отваливается, и жена оставляет её на блюдце. Ну и - сентиментальный момент: Штирлиц уносит тарелочку и делает из неё брелок. Однако в последний момент Лиознова решила снимать сцену без ребёнка. А брелок так и остался в кадре - есть эпизоды, где герой Тихонова вертит его в руках.

- Нас с Тихоновым снимали отдельно, - поясняет Шашкова - сначала меня, потом его. В кино такое происходит сплошь и рядом: отдельно снятые планы соединяются потом при помощи монтажа, так что ничего странного тут нет, - поясняет Шашкова. - Накануне съёмок Лиознова настраивала меня на роль: «Ты его очень любишь, переживаешь… Но вокруг - фашисты, поэтому ты ничем не должна себя выдать: ни слова сказать, ни улыбнуться. Просто смотреть».
Сыграть такую гамму чувств без партнёра было крайне сложно. Когда началась съёмка, пришёл Тихонов. Как он потом признался, захотел посмотреть на свою «жену». Сел рядом с камерой, и во время съёмки я смотрела только на него - в его совершенно необыкновенные глаза, в которые невозможно было не влюбиться. На следующий день всё произошло с точностью до наоборот. Утром мне позвонила Лиознова: «Приезжай, Тихонов отказывается сниматься без тебя».

Микаэл Таривердиев написал к фильму десять песен, однако в окончательный вариант вошли только две из них: «Где-то далеко...» и «Мгновения». Плюс - превосходная инструментальная музыка. Исполнить песни приглашали Муслима Магомаев, Валерия Ободзинского, Валентину Толкунову.

Какие-то кандидатуры «рубило» телевизионное начальство, какие-то не устроили Лиознову. Сошлись на Иосифе Кобзоне. Однако режиссёр потребовала, чтобы он спел так, будто «в фильме и близко нет Кобзона». Иосиф Давыдович вначале расстроился, а потом всё же сделал несколько десятков проб записи. Вариант, где Кобзон поёт будто не своим голосом, и утвердили. Но сделали это настолько поздно, что вставить имя Иосифа Давыдовича в титры уже не успели.

После Штирлица

После выхода фильма Тихонов стал любимчиком власти. Вячеслав Тихо­нов получил звание на­родного артиста СССР. Впрочем, град наград обрушился на всех создателей ленты. Госпремия, призы от КГБ и, конечно, всенародная любовь, которая сопровождает их до сих пор.

О творчестве и жизни актёра еще при жизни был снят ряд документальных фильмов. Среди них «Профессия - киноактёр» (1979 год, режиссёр Станислав Ростоцкий), «Мгновения Вячеслава Тихонова» (1998 год, режиссёр Юрий Малюгин), «Семнадцать мгновений Славы» (2003 год, режиссёр Светлана Николаева, продюсер Анна Тихонова), «Последний герой уходящей эпохи» (2006 год, режиссёр Сергей Садовский), «Воздух вдохновения» (2008 год, режиссёр Елена Николаева, продюсер Анна Тихонова») и «В гости к Вячеславу Тихонову» (2008 года, режиссёр Ирина Голубева). В 2010 году. Уже после смерти Тихонова, был снят фильм «Нонна и Слава. Жестокий романс».

Его популярность после фильма была просто не­описуемой. Перед ним распахивались любые двери, начиная со складов дефи­цитных товаров и заканчи­вая кабинетами чиновни­ков. По природе Тихонов был скромным человеком - самому много было не надо. Но находились дру­зья, знакомые и знакомые знакомых, которым срочно требовалась помощь. И Вя­чеслав Васильевич не отка­зывал - ходил, хлопотал...

-11

За бортом

За спиной актера были важные роли: в «Войне и мире», «Доживем до по­недельника», «Белый Бим Черное ухо», за который он был удостоен самой престижной награды, Ленин­ской премии. А вот новую Россию 1990-х Вячеслав Тихонов принять не смог и даже отказался вести теа­тральную студию во ВГИКе. Он видел, что его горячо лю­бимая Родина уже «не та», в моде совсем иные духов­ные ценности. И понимал, что в новой России ему нет места.

Его дочь Анна, став актрисой, признавалась, что у нее с отцом были порой более доверительные отношения, чем с матерью. Она уговаривала его продолжать работу в кино.

Последним появлением Вячеслава Тихонова на экране стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Вячеслав Василье­вич до конца своих дней ждал еще одной, своей главной роли. Читал сцена­рии, обдумывал предложе­ния. Но все было «не то» - мелко, бездуховно.

На склоне лет Тихонов удалился в свой маленький дом на Николиной Горе, на берегу Москвы-реки. Интервью не давал, почти ни с кем не встречался, за что журналисты окрестили его Вели­ким Отшельником. Он так и не простил себе смерть сына и просто обожал своих внучат, детей Анны, - двойняшек Славика и Гошу.

А потом один за другим стали уходить его лучшие друзья. После скоропостижной кончины Ста­нислава Ростоцкого у Тихо­нова случился инфаркт...

Он выкарабкался, но по­старел так, что на улицах его больше не узнавали.

- Старость - это когда рука тянется к телефону, но ты понимаешь, что позво­нить больше некому...- грустно признавался Вя­чеслав Васильевич.

Ушла из жизни и Нонна Мордю­кова, которую он перед са­мой смертью все же сумел простить. А спустя год, 4 декабря 2009 года, Тихонова не стало... 23 декабря 2009-го он получил свою последнюю награду – «за лучшую роль сотрудника органов безопасности в отечественном кинематографе». Но, увы, - уже посмертно… Сердце 80-летнего Штирлица перестало биться.

Мы живы, пока нас помнят.

Вячеслав Васильевич Тихонов, народный артист СССР(1974), Герой Социалистического Труда (1982), лауреат Ленинской премии (1980) и Государственной премии СССР (1976), заслужил, чтобы его помнили, и чтобы память о нем была счастливая. Он, как никто другой, достоин того, чтобы его вспоминали с теплотой в сердце.

-12

https://vk.com/album-46420619_291418569 - вот в этом фотоальбоме - «До и после Штирлица» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в модельной библиотеке «Фолиант» 8 февраля 2023 года в ходе кинолектория к 95-летнему юбилею В. Тихонова.

ЛИТЕРАТУРА:

Его произведения:

1. Тихонов В. Вячеслав Тихонов. Жизнь - это такое воспоминание…/Вячеслав Тихонов.- СПБ: Питер, 2011.- 224с., ил.

О нем:

1. Корнеева М. Одинокая звезда//Гала - Биография.- 2013. - №7-8.- Стр.24-39.

2. Кушнирский Я. Н.Вячеслав Тихонов / Ян Наумович Кушнирский, Александр Викторович Немов. - Москва: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1984. - 65 с. : ил., портр.

3. Мой любимый актер: Писатели, режиссеры, публицисты об актерах кино /Сост. Л.И. Касьянова. - М. : «Искусство», 1988. - 383 с., ил.

4. Семёнов Ю. Постоянная величина: Вячеслав Тихонов//Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино: Сборник/ Сост. Л. И. Касьянова. М.: «Искусство», 1988. - Стр.171-188.

5. Соболева М. Вячеслав Тихонов. До и после Штирлица/Марина Соболева//Дарья-Биография. - 2015.-№2.- Стр. 4-6.

6. Черных Е. Велигжанина А. Вангу раскручивали спецслужбы, чтобы получать информацию о ее клиентах //Комсомольская правда. - 2014. - 7 августа.

-13

8.02.23. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 30-78-00; e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтактеhttp://vk.com/library_fo