"Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные." (Иак. 4: 7-8).
"Горбатого могила исправит" - выражение, означающее, что у человека есть какие-то недостатки, от которых он не может избавиться. Среди людей можно встретить такое мнение, что человек не меняется, а какой есть, таким и остаётся на протяжении всей жизни. Есть пессимистические взгляды и в учении некоторых философов, изучавших природу человека. Например, «Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) решительно отвергал такого рода идеи, как неизбежность прогресса человечества и совершенствования человека, ставя на их место такое изображение человечества в целом, где оно обречено на вечное круговращение мук и страданий», – говорит его биограф Патрик Гарднер. Шопенгауэр не верил, что даже радикальные перемены в устройстве общества смогут хоть что-то изменить, поскольку «зло в жизни, как мы его видим, есть просто отражение агрессивности и похотливости, коренящихся в нашей природе». (Ibid.). https://azbyka.ru/otechnik/ . Другой известный немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше, говорил, что "природа человека такова, что любовь и ненависть, доброта и гнев неразрывно связаны друг с другом. Из этого Ницше делает вывод о том, что мораль неестественна природе человека." https://stihi.ru/. Также Ницше называл человека животным: "Человек — самое жестокое из всех животных". Об этом же писал американец Энтони Лавей, изложивший основные принципа сатанизма (1930–1997 гг.). Одно из положений сатанизма: "7. сатана представляет человека как одного из животных, иногда лучше, чем остальные, а в основном хуже четвероногих, который благодаря своему «божественному, духовному и интеллектуальному развитию» стал злейшим из всех животных". https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/. Лавей говорил также о том, что грехи свойственны природе человека, и никому не дано избежать грехов. "Грехи были придуманы христианской церковью, дабы гарантированно можно было бы обвинить любого из своих прихожан. Церкви прекрасно известно, что никому не дано избежать греходеяний, поскольку они являются ничем иным, что мы, будучи людьми, каждодневно делаем. А после неизбежных прегрешений, денежные подношения церкви, имеющие целью «откупиться» от Бога, играют роль подачки для сознания прихожанина!" Энтони Лавей.
Совсем же о другом говорит христианство; "покайтесь и веруйте в Евангелие." (Мк. 1: 15) - этими словами Господь Иисус Христос начал Свою проповедь. А покаяние - есть изменение. Изменение не только во внешних поступках, но и в мыслях, чувствах, внутренних намерениях человека. Христианин призван совлечься ветхого человека с его страстями и облечься в нового по образу Создавшего его (см. Кол. 3: 9-11). Христианин призван уподобиться Христу, обожиться, тогда он может достигнуть Царства Небесного, войти в достоинство сына Божия и быть наравне со святыми Ангелами; "а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения." (Лк. 20: 35-36). Господь пришёл устроить человека в один состав с Ангелами. "Низу на земли неизреченнаго Твоего человеколюбия смотрение удивил еси, посланием возлюбленнаго Твоего Отрока, Егоже от безначальных недр Твоея Отеческия славы, неразлучным Божеством отрыгнул еси, да человеки со Ангелы во един состав устроит." Отрывок из молитвы, читаемой по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Примеры покаяния нам известны. Например, преподобная Мария Египетская, которая была блудницей, принеся всецелое покаяние, стала невестой Христа. Она превзошла человеческую природу, могла при молитве подниматься от земли и ходить по воде. Эти факты известны из жития святой. Также можно привести в пример покаяние преподобного Моисея Мурина, который был предводителем разбойников, а стал великим святым. Святая Мария Египетская, святой Моисей Мурин, преобразившись покаянием, превзошли многих святых, которые вели благочестивую жизнь с раннего детства. Есть и другие примеры покаяния.
Значит философы, основатель "Церкви Сатаны" Энтони Лавей, говорящие о тёмной человеческой натуре, зле, присутствующем в человеческой природе, как о чём-то неизменном, присущем человеку, заблуждаются? Дело в том, что они мыслят на уровне человеческом, берут в расчёт способности человека, а не Бога. Они говорят о страстях, живущих в сердце человека. А страсти - это духи злобы. "Страсти суть демоны" (авва Дорофей). А духи злобы каяться не хотят. Да и как человек может победить их своими силами? Преподобный Серафим Саровский говорит: "Я сам, убогий Серафим, на себе самом испытал эту борьбу с бесами и погиб бы совершенно, если бы Господь и Божия Матерь не помогли бы мне в том и не защитили бы меня от силы их. А сила их так велика, что и малейший из них ногтем своим может всю нашу землю в одно мгновенье, как мячик, повернуть и повернул бы, если бы в том не препятствовала им Всемогущая десница Божия…" От сатаны и бесов тёмное в природе человека. А всё доброе от Христа, от святых Ангелов.
Известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.), разработавший теорию психоанализа, выделял в психике человека: бессознательное, подсознание, сознание и сверхсознание. Фрейд выделял "Оно" - уровень бессознательного, которое стремится к удовольствиям, к размножению и власти, стремится избегать чувства страха, подсознание - это те бессознательные психические явления, которые связаны с переходом на уровень сознания, "Я" - уровень сознания, "Сверх-Я" - мораль, цензура, совесть. Бессознательный и подсознательный уровень - это страсти, где живут духи злобы, которых Господь в Священном Писании называет животными: псами, змеями, волками и т.д. Сатана предстаёт в обрезе дракона. Вот они стремятся к удовольствиям, к власти и т.д., стараясь туда же увлечь и человека. Это как бы преисподняя души, тёмная сторона человеческой натуры, как определяют её философы, психологи. Прп. Макарий Великий изъясняет: "Сердце – малый сосуд, но там есть змии, там есть львы, там есть ядоносные звери, там все сокровища порока, там пути негладкие и стропотные, там пропасти". Прп. Никодим Святогорец замечает: "Сердце является центром и нижеестественным, поскольку все нижеестественные страсти, все хульные, гордостные и лукавые помыслы и все злые желания рождаются в сердце и находятся там". Делая грех, человек соединяется с демонами-мучителями, по словам прп. Антония Великого (из лекции Осипова А.И.), которые приносят страдания человеку здесь на земле и после его смерти низводят души, которые им служили, во ад. Сознание - это уровень человеческий. А Сверх-Я - это Христос, который живёт в нас. Дух стремится к праведности, к соблюдению воли Божией. Прп. Макарий Великий говорит: "но там ( в сердце) также и Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати, там есть всё.". Господь говорит в Евангелие: "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть." (Лк. 17: 21). Таким образом, психология подтверждает учение Христа и Святых Отцов, но учение Христа и Святых Отцов глубже, оно рассматривает духовный уровень, тогда как психология рассматривает область психики. Святым Отцам было открыто больше.
Конечно змеи - страсти, живущие в сердце, стремятся ко греху. Они звери и хотят, чтобы человек был подобен им, влекут туда и человека. Сатанизм и говорит о потакании своим страстям, как нормальном явлении для человека. Это есть служение сатане и бесам. Одно из положений сатанизма: "8. сатана разрешает все так называемые грехи, которые ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению". Учение о том, что грех, потакание страстям - это нормально, что нужно искать от жизни земных удовольствий, а не спасения души, - от сатаны. Такое лжеучение сатана распространяет, чтобы люди, потакая своим страстям, были привязаны к земле и не достигли Царства Небесного и не были там вместе со святыми Ангелами, а после окончания земной жизни сходили в преисподнюю. Ведь люди занимают место падших ангелов в Царстве Небесном, откуда падшие ангелы были низвержены в преисподнюю. Духи злобы, завидуя людям, стараются всячески препятствовать им в искании Царства Божия и спасения души. Человеку самому невозможно преодолевать страсти. Но Богу возможно всё. Господь говорит: "невозможное человекам возможно Богу." (Лк. 18: 27). Психологи не могут так воздействовать на уровень подсознания, как Господь. Покаяние - это изменение человека, очищение сердца от грехов, от страстей, утверждение в добродетелях. Так вот, это возможно Богу. "И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять." (Иез. 36: 25-27). Покаяние - это совместные усилия Бога и человека. От человека важно осознание своей греховности, понуждение себя к исправлению, к отказу от греха, к соблюдению заповедей Божиих, понуждение к молитве. А уже изменение, преуспеяние - это действие благодати Божией.
В чём ещё заблуждались мыслители, о которых говорилось выше? Например, Артур Шопенгауэр считал, что разум – слуга тела, а не его хозяин. А хотя не должно так быть. Как говорит Апостол Павел, в плоти живёт грех: "но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих." (Рим. 7: 23). Ко греху влекут страсти, живущие в плоти, которым нужно противостоять; "у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним." (Быт. 4: 7). Это необходимо, чтобы избежать ада. Апостол Павел также говорит: "поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал. 5: 16). Понимание мыслителей, о которых говорилось выше, было на уровне человеческом, изучение тёмной стороны человека, невозможности её преодоления. Евангелие же учение не человеческое. "Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа." (Гал. 1: 11-12).
Шопенгауэр говорит, что природе человека свойственна агрессивность и похотливость, и что человечество не может совершенствоваться, но обречено на круговращение мук и страданий. Пессимизм Шопенгауэра заставлял его обдумывать возможность самоубийства в качестве средства избавления от страданий. Однако, Шопенгауэр также говорит об искусстве и нравственности, приносящих временное облегчение в жизненных невзгодах. Самоубийство – это капитуляция перед иррациональной волей, которой следует сопротивляться - считает Шопенгауэр. Воля иррациональная — согласно Э. Фромму — иррациональные страсти и побуждения, захватывающие и подчиняющие человека, рабски реализующего неконтролируемые порывы. Речь идёт о рабстве греху и сатане. По мнению Шопенгауэра, "нравственность способна дать даже лучшее облегчение от тягот, нежели искусство. Нравственное сопереживание избавит нас от эгоизма, а нравственная оценка предохранит от страданий. Нравственная ценность индивидуума определяется его способностью освободить себя от давления и принуждения со стороны иррациональной воли." https://azbyka.ru/otechnik/. Искусство и нравственность - это стремление души наверх, это ближе к Богу, потому и предохраняет от страданий. Ведь страдания от сатаны, от духов злобы, а человек, потакая страстям, делая грех, становится ближе к ним. А Господь утешает нас, даёт терпение и силы. Святой Дух Господь Иисус Христос называет Утешителем. "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет." (Ин. 14: 16-17). Из-за грехов Господь отступает от нас.
Чтобы избавиться от страданий, которые не только на земле, но и после смерти ожидают грешников, нужно соблюдать заповеди Божии, молиться, стремиться к Богу, уповать на Него. Господь может избавить человека от его страданий, от рабства греху и диаволу.
"Превратил Он пустыню в озёра вод и землю безводную в источники вод, и поселил там алчущих, и они построили города для обитания, и засеяли поля, и насадили виноградники, и получили плод от посаженного." (Псалом 106: 35-37).
Источники: https://fil.wikireading.ru/34828, https://azbyka.ru/otechnik/. https://zaochnik.com/, https://poisk-ru.ru/, https://pravdatver.ru/, https://yandex.ru/images, https://religion.wikireading.ru/, https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev, https://ru.wikipedia.org/, https://studme.org/.
https://dzen.ru/id/6225f3127124ba47b933d9 - ссылка на канал Христианство в картинках - небольшой и уютный канал Дзена, повествующий о нашей религии - Христианстве. Присоединяйтесь!