Найти тему
Андрей Сталк

Душевнобольные

"Душевнобольные", 2008, Япония
"Душевнобольные", 2008, Япония

Комната с белым потолком


Тема наличия на планете Земля людей с поврежденной психикой интересует остальное человечество только в случае какого-то экстремума. Если, к примеру, пожилой дяденька с ледяной улыбкой вдруг начинает расчленять и поедать собеседника. Или медсестра в белоснежной шапочке дежурно устраивает локальный тоталитаризм в палатах номер шесть. Или ещё какой-нибудь ужас, наблюдаемый по телевизору, изредка прерываемый походами к холодильнику. И, конечно, лучше прикасаться к данному вопросу сугубо теоретически, ибо наличие в соседях или, не дай бог, родственниках альтернативно психически одарённых не несет никаких бонусов, разве что малость продвигает в философском восприятии мира, и то не факт.


Японская двухсерийная документалка «Душевнобольные» по вышеупомянутым причинам мало кого заинтересует. Рутинное общение с сумрачно настроенными отверженными обществом людьми некой частной то ли клиники, то ли пансионата наводит тоску и на зрителя. Персонажи невзрачные и смутные. Вообще создается впечатление, что они не больны психически, а просто заторможены в развитии. Хотя, может, специалисты считают иначе. Это в «Кукушкином гнезде» пациенты со своими заморочками цепляют глаз, а что может вызвать женщина лет пятидесяти с размытым взглядом, безучастно глотающая таблетки, белую и синюю, меланхолически благодарящая доктора за то, что послушал её жалобы, что её никто не хочет видеть. Или потрепанный лысый мужичонка, жалующийся, что развозка молока не заполняет весь его внутренний мир, и ему опять нечем заняться.


Да и доктор совсем не похож на культовую Ретчед. Он неотличим от подопечных, только успел надеть медицинский халат раньше их. После заунывных сцен, где обитатели японского жёлтого дома меланхолически режут капусту и петрушку для супа, следуют нудные стенания, что тамошние парламентарии грозятся отменить льготы и субсидии для инвалидов по психическому развитию и тогда маленькому мирку недалеких и убогих придёт песец, и как тогда жить. Создалось впечатление, что режиссёр, продюсер, сценарист, оператор и монтажёр в одном лице Кадзухиро Сода именно ради этого недовольства и затеял свой проект «Душевнобольные». По крайней мере, других посылов не наблюдалось. Показать, что есть люди с отклонениями? Да все и так в курсе. Работа с ними тяжкое испытание? Ну, учителя в обычной общеобразовательной школе тоже не баклуши бьют.


А, если поднял вопрос, то предлагай решение. Надо внедрять антидепрессанты в массы? Следи за собой, будь осторожен? Профессор Преображенский и то был куда более компетентен, предлагая не читать советские газеты до обеда. И не ползать по интернету в поисках горячих новостей, одних хуже других. А, может, я зря придираюсь к человеку-оркестру, который таки в 2020 году дослужился до приза Берлинского фестиваль с витиеватой формулировкой «экуменического жюри» за документалку «Ноль», которую посмотрело примерно столько же зрителей, и которая вряд ли когда-то дойдёт до моего визуалистического восприятия. Хватило и «Душевнобольных» до уверенного прочерка в данном вопросе.