Найти тему
Наталья Коойман

Продам шедевр. Дорого. Художник, обманувший Геринга.

10 февраля в Нидерландах в Государственном музее откроется выставка "Сейчас или никогда". Продлится она до начала июня. На выставке взору зрителя будут предоставлены 28 картин Вермеера. Там будет и "Девушка с жемчужной сережкой", и "Молочница", а так же спорная "Девушка с флейтой".

Почему спорная? Все благодаря одному человеку, который заставил экспертов засомневаться в подлинности некоторых картин, приписываемых Вермееру. Этот человек искусно копировал стиль “Художника художников”. Звали его Хан ван Меегерен.

Родился он в 1889 году. Потом учился в Делфтском техническом университете и рисовал, рисовал, рисовал. Очень он любил рисовать и мечтал, что когда-нибудь его картина будет висеть рядом с Рембрандтом.

Современное искусство, все эти каляки-маляки ему не нравились, ему нравился стиль, который был популярен столетия назад. Искусствоведы, все как один его нещадно критиковали и высмеивали. Мужик запил, что привело к разводу с женой, после чего он уехал в Италию развеять грусть-печаль.

И задумал он месть страшную критиканам- публично унизить их. Он решил написать картину в стиле Вермеера и когда критики признают картину подлинной, поднять их прилюдно на смех. Четыре года он словно одержимый бился над осуществлением своей идеи, а когда закончил картину, то остался доволен своей работой.

Оценку своего шедевра он доверил самому маститому в то время Брёдиусу-директору картинной галереи Маурицхёйс в Гааге . Брёдиус тут же опознал картину «Христос в Эммаусе» как произведение Вермеера и притом одно из лучших. Это была бомба. Музей Бойманса в Роттердаме захотел картину купить. За дорого.

Ван Меегерен забыл про то, что хотел унизить критиков, когда услышал какую цену ему предлагают за его подделку. Это была сумма, эквивалентная двум миллионам долларов (по нынешнему курсу).
В 1938 году Ван Меегерен удалился в Ниццу, где написал еще две подделки «Игроки в карты» и «Пирушка» в стиле Питера Хоха и еще что-то по-мелочи. С тех пор у него началась яркая и насыщенная жизнь. Денег было навалом, он вел разгульный образ жизни, много пил и начал употреблять наркотики.

Хан ван Меегерен "Женщина, читающая письмо"
Хан ван Меегерен "Женщина, читающая письмо"

И продолжал писать шедевры, которые все принимали за подлинники. У Вермеера была только одна картина на религиозную тему, но художественные эксперты предполагали, что был цикл картин. "Ах вы так думаете?! Ну вот вам цикл"- усмехнулся ван Меегерен. Поделился со своим другом, который не умел хранить тайны, что будучи в Италии купил много-много старых картин у одной бедной итальянской семьи и на следующий день эту тайну знали все Нидерланды.

Поэтому ни у кого не возникало вопросов, когда на свет появлялся новый шедевр. А ван Меегерен покупал в антикварных лавках заурядные картины 17 века, смывал краски и рисовал картину, используя свои собственные краски, изготовленные по старинному рецепту и кисти из шерсти барсука - именно такими писали художники в 17 веке.

Затем приступал к "растрескиванию". После того, как картина была закончена, ван Меегерен бережно «запекал» картину в духовке до появления вожделенных зигзагов старости. Со временем в эти трещинки на старых картинах забивается пыль, но наш герой и тут нашел гениальное решение: наносил на картину тонкий слой китайской туши. которая проникала в трещинки, а затем покрывал картину еще одним слоем лака. Ван Меегерену потребовалось несколько лет, чтобы разработать свои методы.

В 1943 году его «Омовение ног» купил крупнейший голландский музей - Рейксмузеум в Амстердаме. Картину поместили между Рембрандтом и Халсом. Мечта сбылась, но уже не мог остановиться.

-4

В 1943 году художник продал Герингу картину «Христос и судьи», выдавая её за Вермеера. Геринг заплатил за эту картину 1,65 млн гульденов. После окончания войны ван Меегерен был арестован за то, что продавал голландские произведения искусств немецким захватчикам.

И тут ван Меегерен понял, что пора признаваться- лучше получить срок за подделку, чем за связь с фашистами и сказал:«Идите вы в баню. Эти картины не Вермеер. Это мои картины. Когда я писал в своем собственном стиле, голландские критики не обращали на меня внимания. Я решил посмеяться над ними и создал этих фальшивых вермееров!».

Судьи ему не поверили, но решили провести следственный эксперимент. Закрыли художника в специальном помещении под надзором полиции и велели "Твори шедевр Вермеера". Так появилась картина "Молодой Христос, проповедующий в храме" (или "Иисус среди книжников") -последний религиозный шедевр "Вермеера".

Несколько недель спустя, 12 ноября 1947 года, Хана ван Меегерена приговорили к одному году тюремного заключения. Художник был в шоке, так как рассчитывал на оправдательный приговор. Это был тяжелый удар для его больного сердца, 30 декабря 1947 великий фальсификатор умер. После его смерти разгорелись споры о подлинности картин в некоторых музея мира.